Деловой квартал / Новости / Александр Кравцов, "Экспедиция": «Пока не научился улыбаться – не начинай строи...
Александр Кравцов, "Экспедиция": «Пока не научился улыбаться – не начинай строить бизнес»
Источник: предоставлено компанией "Руян"

Александр Кравцов, "Экспедиция": «Пока не научился улыбаться – не начинай строить бизнес»

Самое читаемое
  • Ловкость рук. Как мошенники крадут деньги с наших пластиковых карт: пять основных приемов Ловкость рук. Как мошенники крадут деньги с наших пластиковых карт: пять основных приемов
  • «Санкции оказались наднациональными»: у группы Вексельберга заморозили до $2 млрд активов «Санкции оказались наднациональными»: у группы Вексельберга заморозили до $2 млрд активов
  • Проект Грефа и фонд родственника: кому повредит заморозка активов Вексельберга в США Проект Грефа и фонд родственника: кому повредит заморозка активов Вексельберга в США
  • Протесты в Армении: в Ереване жители митингуют против президента, ставшего премьером Протесты в Армении: в Ереване жители митингуют против президента, ставшего премьером
  • ЦБ предсказал резкий рост зарплат. Он видит в этом риски инфляции ЦБ предсказал резкий рост зарплат. Он видит в этом риски инфляции
06:53   27.03.2015

Известный бизнесмен, основатель компании «Руян» и бренда «Экспедиция» Александр Кравцов рассказал о своем пути в бизнесе, о секретах, которые позволили успешно развивать компанию.

Основатель компании «Руян» и бренда «Экспедиция» Александр Кравцов пообщался с представителями малого и среднего бизнеса во время телемоста, прошедшего, в том числе, в Центре содействия бизнесу в Красноярске. Самое интересное из беседы - в материале DK.RU-Красноярск.

С чего все начиналось…

Двадцать лет назад, когда мы основали компанию «Руян», мы были совсем  молодыми, вчерашними студентами. Но сразу понимали две вещи. Первое: мы хотим держать будущее  в своих руках. 20 лет назад, равно как и сейчас, наша родина выписывала кульбиты. И тот жизненный план, который был у наших бабушек и дедушек,  да и у тех, кто выпускался из ВУЗов за пару лет до нас – был или поломан, или резко изменен.
 
А мы были молодые, чувствовали себя талантливыми и даже гениальными, и первое, что мы решили: мы должны быть лидерами в том, чем занимаемся. Уже тогда в больших рыночных нишах конкурировать было трудно.  Была, например, большая ниша – «обувь» и была ниша «косметика». Мы разработали для себя теорию «стыка ниш» и стали заниматься косметикой для обуви. Таким образом, мы не конкурировали ни с нишей обуви, ни с нишей косметики. А конкурентов в нише косметики для обуви на рынке не было.
 
«Важно конкурировать на уровне идеологии, на уровне смыслов».  
 
Мы стали расти, создавать бренды, связанные с обувной косметикой,  со средствами от комаров. «Раптор», «Москитол» - это все созданные тогда нами бренды. 
Достаточно быстро мы выросли, и в 1997 году у меня было 550 подчиненных. И это было совершенно ужасно! Это было  8 компаний в Москве и еще 15 филиалов в регионах России и странах СНГ. 
 
И тогда я повелся на сказки… 

Маленький бизнес и большой бизнес

Сказка была про большие компании и маленькие компании.  Сказка следующая: пока вы были маленькие, могли себе позволить работать  без финансового директора, без службы безопасности и прочего нагромождения структуры. А когда вы стали большими, большой компанией, вы без этого обойтись не сможете. 
 
Мы стали обрастать бюрократией. Это  было ужасно. Самые лучшие, самые талантливые и креативные люди сразу это почувствовали и начали скучать или  из компании уходить. 
И до сих пор стоит перед нами вопрос: нет, даже не в том, чтобы искать компромисс между большой и маленькой компанией. А такой:  как наилучшим образом сочетать качества  гибкой и молодой компании и большой группы, которая больше похожа на Боинг 777, чем на маленький истребитель. Мы много объединялись, делились, снова объединялись.  
 
Считается, что счастье – это непрерывная функция. Те, кто математику помнят, знают, что непрерывная функция – это функция, график которой имеет одну непрерывную линию, которая не прерывается. Так вот, была у меня такая иллюзия: я буду трудиться, стараться, дойду до такого-то уровня, и дальше будет непрерывно: счастье-счастье-счастье. 
 
Годам к тридцати пяти  я понял: счастье дискретно, это не линия, а черточки на графике. Конечно, чем выше концентрация черточек на графике, тем лучше вам сейчас. Но это вовсе не означает, что через полгода или через три года концентрация по-прежнему   будет высокой. Поэтому нужно меняться, оставаясь всегда новыми для самих себя, конкурировать в первую очередь с самим собой вчерашним. Вот поэтому мы уже 17-18 лет создаем новые малые бизнесы, объединяем офисы, это такая бурная жизнь. 
 
«Пока не научился улыбаться – не начинай строить бизнес».
 
Буквально перед встречей пообщался с одной журналисткой. Она послушала меня пять минут и говорит: «Я вообще не поняла – чем вы занимаетесь? Храмы строите, города возводите, магазины открываете, в экспедиции ходите, фильмы снимаете. Вы вообще когда-нибудь работаете?!». Да я и сам не очень понимаю, чем мы занимаемся (смеется). На самом деле мы живем, зарабатываем деньги по пути. 
 
«Заработанные деньги – это те деньги, которые ты успел потратить». Так сказал однажды мой хороший друг. И до сих пор всю глубину смысла этой фразы я пытаюсь понять». 

«Мы – продюсеры»

В 1998 году запустили в Подмосковье  две фабрики по производству обувной косметики и средств от насекомых. И тогда я понял, что я не вижу делом своей жизни перевоспитывать рабочих, которых, видимо,  как-то  иначе воспитывали в детстве, чтобы они становились ответственными, становились дисциплинированными. 
 
«Если вы развиваетесь, всегда будет происходить два момента:  окружающая среда всегда вам будет препятствовать. И вам всегда будет не хватать ресурсов». 
 
Мы подняли такой «пиратский флаг»: заявили, что не будем строить в России производство, будем заниматься производством информации. Создали выставочную команду и начали шпионить по всему миру, отыскивая ингредиенты для своей продукции. Это когда тюбик берешь в Китае, химию – в Германии, губку для тюбика – в Италии, а наполняешь у производителя в России или Польше. И часто нам задавали вопросы: «Скажите, а вы производите или размещаете заказы?». Ответить можно так: мы продюсеры. 
 
Продюсер - мне не нравится это слово, оно иностранное, но русского аналога подобрать не могу. Так вот продюсер – это человек, который производит фильм. Есть режиссер, сценаристы, актеры, а есть человек, который сращивает это все и несет ответственность за готовый продукт. Мы стали учиться это делать.

О рекламе и самопознании

В то время мы тратили много времени на телевизионную рекламу. Я злился все больше, потому что реклама становилась все более дорогой и все менее эффективной. Понятно, что мы читали умные книжки, изучали маркетинг на своей шкуре. 
 
 
Когда мы говорим «маркетинг», в большинстве случаев предполагаем, что будем кого-то дурить. Вот были какие-то пуховики. Выдумывается какая-то бабушка, якобы из Швейцарии, которая эти пуховики шьет. Придумали слоган  – «проверено холодом». Я много раз был на Байкале, поверьте: ни разу никого в этих пуховиках не встречал. И вряд ли увижу. Боюсь, рискнувший ночевать на льду Байкала в одном пуховике, тупо до утра не доживет.
 
«Понял, что надо быть осторожным с консультантами. Даже так: нужно быть осторожнее со своим временем и консультантами. Время – единственный невосполнимый ресурс. А консультанты – люди, которые в 98% процентах случаев это время у вас только отнимут, ничего не принеся взамен. Они потратят ваше время, деньги и, более того, могут внести в вашу голову мысль, которую потом трудно будет вычистить. Учиться надо по хорошим книгам, не связанным с бизнесом, и учиться надо действием: окружающий мир всегда найдет возможность продемонстрировать вам все свое многообразие». 
 
Нам стала претить вся эта ситуация – когда производитель утверждает в рекламе, что продукция натуральная, а в тюбики льет голую химию, выдумывает маркетинговые ходы. Можно делать, наверное,  и так, но при этом ты рискуешь выжечь нечто человеческое в себе.
 
А если сделать по-другому? Ты берешь нечто и испытываешь на себе. Носишь эту одежду, пользуешься этим автомобилем, мажешь на себя эту косметику. И если после этого у тебя хватает харизмы и таланта (и совести!) рассказать об этом, то ты уже честен. Ты говоришь: «Может, эта машина и не лучшая, но я на ней проехал от Мурманска до Владивостока со скоростью 1200 километров в сутки, и, по крайней мере, она развалилась в Красноярске. Но я взял кувалду, починил и дальше поехал». 
 

Желание похудеть привело к открытию ресторанов

Я пытался похудеть по схеме: «Туда на вертолете, обратно – пешком и без продуктов». На севере. Вертолетчики ошиблись, закинули нас не совсем туда. Мы с ребятами шли, не то, чтобы совсем без продуктов, но тяжело было. Ловили каких-то там куропаток, хариус добывали… В группе начались пессимистичные настроения…
 
 
«Самое страшное в путешествиях, когда падаешь духом и теряешь надежду, когда опускаешь руки. В бизнесе тоже так: руки опускать никогда нельзя. Иначе не то, что ваши сотрудники, ваши родственники,  даже собственная собака вас уважать перестанет». 
 
И тогда, чтобы дух поднять, я придумал такую сказку: давайте, говорю,  построим рестораны, и в меню будет все, что тут добыть можно: из хариуса будем блюда готовить, строганину из мяса делать. И чтобы все было по-честному, пусть все сотрудники ресторана выезжают на Крайний север, добывают эти продукты. И это будет наша фишка. Сказано – сделано. Мы вернулись и начали строить рестораны. 
 

 Альтруизм в бизнесе? Бывает!

Человека изначально воспитывают в духе альтруизма. Помните сказку, где Иван-дурак всем помогал, а потом, когда ему самому понадобилась, к нему пришли на помощь. Считается, что в бизнесе такого не бывает, что каждый сам за себя. Я убедился, что бывает. Вот лишь одна история. В конце 90-х – начале 2000-х мы были на Шанхайской выставке. Русских тогда там было очень мало, мы высматривали что-то полезное для бизнеса, старались внимания соотечественников к себе особого не привлекать. И вот стоим однажды на фудкорте в очереди за едой – а общепит в Китае тогда был не так развит, очередь растянулась огромная. Женщина проходила мимо, услышала, что мы говорим на русском. Подошла: «Можно, я рядом с вами»? Мы: да конечно можно! Мы ведь могли сделать постные лица и указать ей на конец очереди. Чуть позже выяснилось, что эта женщина – директор по закупкам компании «Аэрофлот». Потом компания три года закупала у нас пледы, подушки. И таких историй у меня тысячи. Помоги другому – и он когда-нибудь поможет тебе. 
 

Если опубликуешь идею – ее сразу украдут? 

Уже доказано, что мысль не является продуктом мозга. Мысль является продуктом общения. Даже если идея пришла к вам в голову, когда вы одни, означает, что одна мысль в черепной коробке столкнулась с другой. Идеи рождаются в диалоге. Когда мы раскачиваем информационное поле, тогда и рождаются идеи. Расскажу историю одну. Услышал от охранника форелевого питомника в Сочи. Была холодная зима. А на море в Сочи живут бакланы. Совершенно морская птица, практически не перелетает никуда. И вот мерзли они всей своей бакланьей стаей. У них резко сокращалась кормовая база, сложно было с рыбой. В общем, ощущали они себя так, как наши предприниматели в декабре 2014-го. И вот один – то ли особо голодающий, то ли самый одаренный баклан решил полететь в горы, что, в общем-то, бакланам совершенно не свойственно. Бакланы в горы не летают. Не знаю, может, парень хотел просто погреться. И вот летит он по кромке бухты и видит это рыбное хозяйство. Он спикировал несколько раз, нажевался там жирных мальков и улетел. Прошло некоторое время, рассказывает охранник питомника, и тут над горизонтом поднялась черная туча. Бакланы летели обедать. Баклан-первопроходец сообщил товарищам. Охрана питомника была в шоке: за двадцать лет существования питомника такого не было ни разу! Питомник, конечно, серьезно пострадал. Бакланы – хорошо пообедали. 
 
И если среди нас есть бакланы, которые летают в другие страны и находят там чеки с «финансовыми мальками», то надо за этими бакланами следить, и более того – надо их поддерживать, да и самим летать. 
 
 
Справка: «Экспедиция» — российская компания, зонтичный бренд. Создатель — ООО «Руян». Продуктовая линейка — более 1000 наименований, среди которых снаряжение, одежда, обувь, средства защиты от комаров, «мужские» подарки. Разработка новых продуктов — около 10 в месяц. За рубежом компания представлена в США, Китае, Германии, Великобритании. В Красноярске бренд представлен пятью магазинами. На сегодняшний день магазинов «Экспедиция» насчитывается более 300 на трех континентах. 
 
 
Фото предоставлено компанией «Руян».
 
Автор: Татьяна Шокарева
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

ЦБ предсказал резкий рост зарплат. Он видит в этом риски инфляции ЦБ предсказал резкий рост зарплат. Он видит в этом риски инфляции
«Газпром» разворачивает мегапроект на $20 млрд. Его партнером станет структура Ротенберга
Проект Грефа и фонд родственника: кому повредит заморозка активов Вексельберга в США
В Армении каждый десятый житель вышел на протест против президента. Тот ушел в отставку
Нельзя вылечить, но можно научить. Поможем ребенку
«Санкции оказались наднациональными»: у группы Вексельберга заморозили до $2 млрд активов
Банки в РФ работают со сбоями. Пользователи обвиняют Роскомнадзор и его борьбу с Telegram

Бизнес

Время подачи деклараций истекает. Что стоит указать владельцам иностранных активов Время подачи деклараций истекает. Что стоит указать владельцам иностранных активов
Парашют для бизнеса: три ключевых стратегии налоговой безопасности
«Ребята, я понял, что это — предел. Дальше мы так работать не сможем!»
«Все логично: если ты привел предприятие к банкротству, то должен отвечать за это»
«Те, кто думает, что продажниками рождаются, допускают тяжелую ошибку»
«Забудьте все, что было». Как оспорить решение налоговой
«Женщину без сопровождения мужчины к нам не пустят». Изнанка кабаре-клуба Show Girls

Свое дело

Антирейтинг брендов: как предприниматели начинают банкротить проект еще до его старта Антирейтинг брендов: как предприниматели начинают банкротить проект еще до его старта
Сергей Тонков: «Распродажи роняют ценность бренда, понятие sale не должно существовать»
Еноты, секс-игрушки, офисы. Как зарабатывать на шеринге — братья Никоновы, OneTwoRent
«Этот пирог не поделить». Сколько стоит аутсорсинг маркетинга и как на нем заработать/КЕЙС
«Почему стритрейсер — герой, а любитель игр — злодей?» История компании Caravan Games
«Хорошая жизнь производителей яхт — иллюзия». Как на Урале делают парусные суда / ФОТО
Как уральский стартап превращает отходы в энергию и почему в России для него нет рынка

Качество жизни

«Бизнес сейчас жесток. Мало кто включает моральные принципы» «Бизнес сейчас жесток. Мало кто включает моральные принципы»
«Почему наших предпринимателей не любят? Потому что хамство — наша национальная черта»
«Это ловушка экономии! Я могу легко пояснить, за что платить риелтору его 60-80-100 тыс.»
«Учителя хамят родителям, родители — учителям, но дело не в них. Их развращает система»
«Нет смысла платить 60 тыс. за то, что я могу сделать сам». Нужны ли риелторы? — ДИСКУССИЯ
«Школа отражает происходящее в стране. Мы живем в ситуации, когда никто никого не уважает»
Эмоциональное тепло не сделает вашего сына геем. Роль отца в воспитании детей / МНЕНИЕ

Мнения

«Если лично вы против контрсанкций, это не значит, что можно выходить на улицы и орать» «Если лично вы против контрсанкций, это не значит, что можно выходить на улицы и орать»
«Из двух зол — соцсеть Цукерберга и мессенджер Дурова — я выбираю Telegram»
«Трагедия в Кемерово — симптом опасной болезни» — Алексей Ширинкин, политолог
Раскол в России — не вокруг Путина, это спор об устройстве мира — режиссер Юрий Быков
«Ничто так не губит продажи, как лайки». Алена Владимирская о социальных сетях
«Сюрприз: если одно и то же говно положить по нескольким мискам, аппетитнее оно не станет»
«Приметы войны носятся в воздухе, поэтому мы и выбрали Путина» — Александр Давыдов

Лайфхаки

Ловкость рук. Как мошенники крадут деньги с наших пластиковых карт: пять основных приемов Ловкость рук. Как мошенники крадут деньги с наших пластиковых карт: пять основных приемов
Конкуренция не страшна по-настоящему современному бизнесу. И вот почему
Строил-строил, не построил. Как корпоративная культура может сгубить коллектив компании
Проверять коноплю или работать «европейцем»? Легко. 14 странных востребованных профессий
Биохакинг для бедных: «худым — в зал, прыщавым — в аптеку, бедным — на работу». МНЕНИЕ
Внутренняя гармония придет не раньше пенсии. Как развивается самоидентификация человека
Храните деньги в сберегательной кассе. 11 способов обмануть себя и начать копить
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.