«Наш бизнес лихорадит» - на каких рынках в Красноярске падает спрос
Прогнозы на 2015 г. — зарплаты уйдут в минус на 2%. Как выяснил «ДК», снижение покупательской способности ощутили многие бизнесы Красноярска. Однако каждый рынок переживает его по‑своему.
Евгений Ронжанин, директор агентства недвижимости «КГСН»
Не берусь ответить однозначно. Да, есть общий тренд на падение спроса. Деньги для банков стали дороже, они поднимают ставки по кредитам, из‑за чего сокращается число тех, кто готов взять ипотеку. Однако сегодня есть и такие люди, кто не знает, куда вложить средства. В ситуации, когда доллар и евро дорожают, покупать валюту уже невыгодно. Инвесторы переориентируются на недвижимость, тем самым компенсируя падение спроса со стороны обычных потребителей. Поэтому говорить о значительном снижении спроса на рынке не приходится.
Дмитрий Зотин, директор представительства PEGAS Touristik в Красноярске
Падение потребительского спроса на туррынке — это данность. Первые звоночки начались еще летом: из‑за роста курсов валют, геополитических событий часть туристов предпочла отечественный отдых зарубежному. Рынок на эти изменения отреагировал оперативно. Дабы не сработать в убыток, на эту зиму туроператоры вывели тот объем предложения, который соответствует текущему спросу. Думаю, на возможную «оттепель» потребительского спроса нам следует рассчитывать не раньше, чем будущей весной.
Константин Белов, генеральный директор мебельной фабрики «Коста Белла»
В случае нашей компании правильнее будет говорить не о спаде спроса, а об изменении портрета клиента. Те, кто еще вчера легко мог позволить себе нашу мебель, сейчас ищут более дешевый продукт. Те же, кого раньше интересовал продукт значительно дороже того, что делаем мы, сегодня «примеряют наши тапки». Проверенный инструмент поддержания спроса в условиях общего падения экономики — максимально плотная работа с существующей клиентской базой. Привлечь тех, кто уже был твоим покупателем и остался доволен, проще, чем абсолютно нового человека.
Сергей Власов, ресторатор («Play‑пой», Pavarotti, Al Pacino)
В нашем бизнесе спрос не падает. Те, кто привык отдыхать ночью, протоптал дорожку в определенные заведения, и не перестают ходить в них, даже несмотря на общую обстановку. И хотя количество транзакций не уменьшилось, сумма среднего чека упала на 15 — 20%. Определяющий фактор — люди придерживают деньги в ожидании чего‑то плохого, пытаясь создать ту самую «подушку безопасности». Загадывать, надолго ли эта тенденция, не берусь. Все зависит от политической ситуации, сейчас она мало прогнозируема.
Сергей Марченко, генеральный директор компании «КрасПлэй»
Наш бизнес — детские развлекательные центры — сейчас находится в лихорадочном состоянии. У нас растут издержки, так как договоры аренды заключены в валюте. Заметно упал спрос — начиная с сентября и по настоящий день тренд на понижение. В ситуации, когда дорожает абсолютно все, люди урезают свои расходы по всем статьям. К сожалению развлечение детей не становится исключением. Лично мы не видим смысла в том, чтобы стимулировать спрос дополнительными скидками. Это только ударит по рентабельности бизнеса.