Олеся Ушакова («Таежный клад»): бизнес на любви к Сибири
Приносит ли прибыль производство натуральных продуктов? Об этом ДК рассказала Олеся Ушакова, директор компании «Таежный клад», участница Школы миллиардера Forbes.
Компания «Таежный клад» выпускает натуральные, экологически чистые продукты. Олеся Ушакова рассказывает:
— Производство работает в Хакасии уже более десяти лет, начинала этот бизнес семья моей подруги. Но у предприятия был трудный период, и года три назад я подхватила их идею. Начала работать, прежде всего, как антикризисный менеджер, помогла им не закрыться и остаться на плаву.
Продажи у компании тогда были средние. Мне в этом плане помогло то, что я маркетолог. Решила, во-первых, развить такое направление, как корпоративные подарки. А во-вторых, сделать при продвижении продуктов акцент не столько даже на их высоком качестве, сколько на том, что они произведены в Сибири, являются своего рода ее символом.
Красноярцам странно покупать в магазине напиток, сделанный, например, из голубики или облепихи: зачем, если бабушка и так заготовила его из ягоды, собранной на даче? Но если продукт преподнести как нечто уникальное — то, что есть только у нас и больше нигде в мире, тогда люди начинают воспринимать его по-другому: как визитную карточку региона. И когда видишь тот же самый напиток в магазинчике в Москве или Питере, хочется его купить, пусть даже подобным «напитком от бабушки» заполнен весь холодильник.
Наша продукция продается примерно в 70 магазинах: есть точки продаж в Москве, Санкт-Петербурге, Барнауле, Томске, Новосибирске, Уфе. Хорошо идут продажи через интернет по всему миру — накануне Нового года обычно случается настоящий бум. Заказывают наборы от «Таежного клада» в основном русские, живущие за границей. Для них сибирские подарки — тоже часть России, которой они хотят поделиться с близкими.
90% нашей продукции делается в Хакасии, в Абазе, остальное — это небольшие производства на юге Красноярского края. А в Красноярске у нас склад, отдел маркетинга, отсюда же мы отправляем продукты заказчикам, если надо, переупаковываем.
Бизнес у нас прибыльный, но, скажем так, без фанатизма, все в деле. К концу лета планируем провести ребрендинг, запустить новую линейку, расширить каналы сбыта — думаю, дела пойдут веселее.
О продуктах и покупателях
«Таежный клад» — это натуральные продукты из сибирского сырья: ягодные соки и нектары, морсы; варенья, в том числе из сосновых шишек и кедровых орешков; ягода, перетертая с сахаром, чаи — таежные сборы; мед, папоротник, молотая черемуха. Есть и конфеты с кедровыми орешками, но их мы не сами выпускаем, договариваемся с фабриками.
Наша линейка — около 30 продуктов, самые популярные, ходовые. Все экологически чистое. Вообще, наша позиция — лучше меньше, да лучше. С введением новинок мы не торопимся: продукт надо делать как следует и понимать, кто и сколько его купит.
Среди самых популярных продуктов — березовый сок. В этом году водочные заводы буквально расхватали его: сок пойдет как дополнение к их основной продукции. Папоротник, черемуху и протертую ягоду хорошо покупают магазины здоровых продуктов из западных регионов России.
В Красноярске наша продукция стоит не в больших сетях, а в маленьких магазинах. И, как мне кажется, я знаю процентов 60 людей, которые их покупают. Могу даже примерный портрет нашего потребителя нарисовать. Это люди в возрасте 25+, и, что называется, продвинутые — пользователи Инстаграма, Фейсбука. В основном, женщины. Но главное, это люди, которые заботятся о своем здоровье и не будут на нем экономить 10-20 рублей.
Я сотрудничаю и с магазинами в Москве (учеба в Школе миллиардеров Forbes помогла в том числе познакомиться с новыми партнерами). Так вот там аудитория уже готова к тому, чтобы покупать натуральное. Им, возможно, приходится что-то объяснять про продукты: москвичи могут вообще не знать, что такое жимолость, или думать, что папоротник растет в Китае, а не у нас. Но убеждать их в пользе натуральных продуктов не надо.
Ну, а подарочные наборы пользуются спросом везде.
О коллегах и конкурентах
Если что-то начинаешь делать хорошо, всегда появляются те, кто подражает, копирует и, скажем деликатно, цепляет идеи. Так было и с нашим направлением сибирских подарков — идею быстро подхватили многие коллеги. Но я отношусь к таким вещам спокойно (а в определенном смысле это даже приятно). Когда есть план дальнейшего развития, беспокоиться, в общем, не о чем.
Если говорить о тех, на кого стоит равняться, то для меня это, прежде всего, томские коллеги и производители из Центральной России, которые занимаются дикоросами. Но там совершенно другие масштабы — и вложений, и производства, и сбыта, и поддержки бизнеса в этих регионах. Нам с нашим маленьким заводиком такое и не снилось. Пока.
Как я уже говорила, мы в конце лета запускаем новую линейку, и я сконцентрирована только на этом процессе. Поймала недавно себя на том, что, согласовывая новую этикетку, углубляюсь уже в такие нюансы, которые явно излишни. Скорее бы все это запустить, чтобы можно было поставить точку и работать в удовольствие.
Если говорить о более отдаленных планах, то до конца года планирую открыть представительство в Москве и работать как в сегменте В2В, так и в В2С. Потом, я ведь не большой производитель, тягаться с гигантами не могу. Поэтому много энергии приходится тратить на то, чтобы придумывать нечто новое — какие-то фишки, выделяющие наши продукты, будь то упаковка, подача, позиционирование для покупателей. В общем, все, что позволит воспринимать наши продукты как маленькое путешествие по Сибири.
Этой осенью запустим интернет-магазин, он будет работать на двух языках — русском и английском, скоро появится версия на китайском. В планах на следующий год — открыть цех по производству самых популярных продуктов в Красноярском крае. В том числе из соображений, что логистика по организации экспорта в Азию ближе, да и можно было бы рассчитывать на более серьезную поддержку от краевых властей.
Мы хотя и работаем в Хакасии, налоги платим и в крае тоже. Но особой помощи не видим — да и не просим. Нашу продукцию местная и региональная администрации выбирают, когда на каком-то мероприятии надо продемонстрировать «сибирский бренд». Этим горжусь!
Здорово было бы, чтобы на совещаниях, правительственных встречах, круглых столах, форумах на столах стояла не иностранная газировка, а березовый сок. Это была бы крутая фишка нашего региона и поддержка местного производителя.
И еще у меня есть мечта — заняться развитием туристического направления. Я несколько лет назад уже организовывала зимние туры для иностранцев по Красноярскому краю. Они почти ничего не знали о Сибири и элементарно боялись к нам ехать: традиционно думали, что здесь нет ни связи, ни цивилизации, только морозы, медведи, тюрьмы и железная дорога. Но потом в один голос говорили, что это путешествие — лучшее, что было в их жизни.
Словом, в глобальном смысле я мечтаю построить бизнес на любви к Сибири. И хочу, чтобы ее полюбил весь мир так же, как люблю я.
Юлия Старинова