Пять трендов развития Красноярска
В Красноярске прошел XIV Городской форум «Будущее. Проектируем вместе». DK.RU представляет обзор наиболее интересных трендов, прозвучавших на КГФ.
В этом году организаторы объявили о рестарте форума, поставив цель сделать его важнейшей переговорной площадкой Красноярска. Конкретные предложения экспертов, по сути, являются ключевыми трендами развития города.
1. Реанимировать агломерацию
После длительной паузы вновь поднята тема Красноярской агломерации. Участники одноименного круглого стола пришли к общему знаменателю во мнении считать слова «агломерация» и «инвестиции» — синонимами. При этом реализовывать процесс слияния, как выяснилось, придется все-таки предпринимателям. Эксперты считают, что основным драйвером развития территорий станет активность жителей, за счет агломерации получивших расширенные возможности для самореализации, особенно в бизнесе.
Методологической площадкой для апробации агломерационных решений участники дискуссии назвали СФУ.
У Красноярска есть уникальный ресурс — Сибирский Федеральный университет. И Красноярск сегодня дозрел, чтобы на базе СФУ создать свой институт урбанистики, собрать в нем интеллектуальные ресурсы. Решению задач по развитию агломерации сегодня не хватает субъектности — конкретных людей, отвечающих за содержание, а не только за техобеспечение», — отметил Василий Русак, руководитель Фонда поддержки и развития базисных инноваций.
2. Построить «Умный город»
На дискуссионной площадке, посвященной созданию «Умного города», была представлена пилотная версия платформы, которая демонстрирует основные возможности на примере Центрального района Красноярска. Сайт позволяет не только визуализировать проблемы на карте, но и предлагает объединить все городские сервисы на единой платформе. Предполагается, что это позволит экономить время и средства. Также, ресурс может информировать посетителей о пробках, об экологической обстановке, о работе светофоров, о сбоях на объектах ЖКХ.
Подобный проект уже внедрен в Саратове. Внедрение в столице края сервиса на базе готовой платформы даст возможность в самые короткие сроки получить современный инструмент оперативного реагирования для решения городских проблем по запросам жителей, откроет возможности постепенного наращивания функционала «Умного города».
Кроме того, одним из шагов на пути создания «Умного Красноярска», вероятно, станет меморандум о сотрудничестве, подписанный на КГФ между мэрией и «Яндексом».
Жизнь мегаполиса невозможна без современных цифровых технологий, поэтому нужно развивать электронные сервисы, повышать уровень обслуживания ими красноярцев», — сказал первый заместитель главы города Алексей Давыдов после заключения договора.
3. Найти свой имидж
Впервые в рамках форума широкое обсуждение получила тема городского маркетинга. По словам Константина Гаранина, директора Центра территориального маркетинга, любая территория по сути — это коммерческий продукт и к городам применимы инструменты маркетинга:
Красноярск, кто ты? Важно ответить на этот вопрос, чтобы двигаться дальше. Эмоциональность сегодня есть в имиджевой составляющей многих территорий. Например, слоган Татарстана — „Тысяча и одно удовольствие!“ Республика так себя позиционирует. Красноярску необходимо выбрать собственные цели, рынки, продукты и сформировать имидж таким образом, чтобы территория могла не просто конкурировать с другими, а выгодно отличаться от них».
4. Решить транспортную проблему
Одним из наиболее насыщенных по количеству конкретных предложений стал круглый стол «Транспортная система Красноярска». По сути на форуме была представлена новая философия городской мобильности красноярцев.
По словам первого заместителя главы Красноярска Алексея Давыдова, предлагаемая система общественного транспорта будет базироваться на двух главных нововведениях.
Во-первых, во взаимоотношениях пассажиров и перевозчиков появляется посредник в лице оператора. Именно он будет собирать деньги с горожан и оплачивать работу перевозчиков, выбранных по результатам конкурса, исходя из того, насколько качественно выполнена услуга по перевозке. Во-вторых, пересматривается система оплаты проезда. Сейчас пассажир оплачивает одну поездку, а предлагается перейти на „временные“ тарифы — за одну плату человек мог перемещаться, не обращая на пересадочность и виды транспорта (трамвай, троллейбус, автобус, городская электричка). В новой системе будет достигнут баланс во взаимоотношениях власти, перевозчиков и пассажиров».
Для реализации новой транспортной программы потребуется перенастройка сети. Нужно развивать все виды транспорта, внедрять выделенные полосы, создавать пересадочные пункты.
Развитие мультимодальных узлов — это тот путь, по которому идут многие города. Также необходимы выделенные полосы. Общественный транспорт должен иметь приоритет, потому что только на нем можно перевезти максимальное количество людей на максимальном количестве мест», — сказал Илья Петушков, ведущий консультант бюро Mobility In Chain, эксперт в области городского пассажирского транспорта.
По мнению Вячеслава Дюкова, депутата горсовета, председателя комиссии по градостроительству и дорожно-транспортной инфраструктуре, важная составляющая новой транспортной философии — создание единого оператора.
Предпосылки для этого очень веские. Дело в том, что солидная часть рынка перевозок находится в зоне „черного нала“. По некоторым оценкам теневой оборот наличности достигает 30 % от общего оборота рынка перевозок. Это не только лишает бюджет налоговых поступлений, но и создает условия для недобросовестной конкуренции. В таких условиях муниципальные перевозчики, работающие „в белую“ априори будут в проигрышной ситуации. Второе — мы сегодня не знаем, насколько оправдан рост стоимости тарифов, который требуют частные перевозчики, потому что нет полноценной цифровой статистики, нет больших данных. И здесь возникает вопрос о создании единой системы, которая сможет за счет 100 % безналичной оплаты проезда собрать полноценные данные. „Транспортная реформа“ в Красноярске провалилась как раз потому, что большая часть взятых за основу данных мало соответствует реальности», — уверен депутат.
5. Выйти на международный уровень
Во время форума эксперты неоднократно отмечали потенциал в развитии делового туризма, который есть у Красноярска. Наиболее четко идею развития в этом направлении сформулировал мэр города Сергей Еремин.
С помощью федеральных, национальных и международных экспертов необходимо просканировать тренды, которые сегодня диктует мир. Границ нет. Мы должны дать ответ, что Красноярск представляет на внутрирегиональной карте, какие сильные стороны у нас есть, что мы можем дать миру», — сказал Сергей Еремин.
Глава города уверен, что Красноярск имеет уникальное географическое положение. Это не город, который находится далеко от всех. Это город, который находится в центре Евразии:
Сегодня бизнесмены летают друг к другу из Европы в Азию и обратно. Чтобы провести встречу, переговоры, тратят на перелеты более 10 часов своего драгоценного времени. А время сегодня — главный ресурс. До Красноярска лететь с обеих сторон 4 часа. Базовая инфраструктура для принятия гостей у города есть».