Опыт Татьяны Шубкиной: Продержаться на сыре
«Если жизнь предлагает тебе лимон, найди соль и текилу»: осенью прошлого года Татьяна Шубкина ушла из найма в собственный бизнес. Оба предприятия проработали ровно до начала режима самоизоляции.
Ивент-бюро Havearest появилось на карте красноярского бизнеса сравнительно недавно — в ноябре 2019 года.
— Я наконец решила уйти из найма совсем и открыть собственное дело, — рассказывает Татьяна Шубкина. — В принципе, наверное, можно было бы как-то делать это «между струйками», на грани легальности, но мне захотелось приобрести какой-то официальный статус, формализовать и упорядочить отношения с государством. Поэтому я стала честным индивидуальным предпринимателем.
К организации своего дела Татьяна подошла «с калькулятором»: составила бизнес-план, разработала стратегию, просчитала финансовые риски — на тот момент казалось, что все, подготовила «подушку безопасности».
Начальные вложения в бизнес составили 950 тыс. рублей: это деньги на аренду помещения на два месяца, покупку расходных материалов для мастер-классов. Предельная сумма вложений рассчитывалась просто: если что-то пойдет не так, можно продать машину и этими средствами покрыть все долги. Примерно 50 тыс. стартовых инвестиций ушло на рекламу ивент-бюро: компания открылась в ноябре, фактически в разгар сезона, когда клиенты активно заказывают различные предновогодние и новогодние мероприятия.
Было стратегически важно не упустить предновогоднее время: в нашем бизнесе декабрь — это месяц-кормилец, — объясняет Татьяна. — Затем вялый январь, нормальный февраль и март — гендерные праздники никто не отменял, апрель в ивенте всегда провальный, люди готовятся к летнему отдыху, планируют майские праздники, это месяц переговорный. А май — реализационный.
Уже на старте работы ивент-бюро Шубкина решила открыть в арендованном помещении мини-кофейню, чтобы частично отбивать расходы на аренду. Пришлось раскошелиться на оборудование для кафе, но эти расходы не стали критическими для бюджета проекта. В принципе, идея организовать работу так, чтобы помещение окупало себя само, оказалась достаточно продуктивной. К апрелю компания должна была полностью отбить вложения и выйти в ноль, а в мае — показать первую прибыль.
Самое интересное, что у меня все шло по плану, баланс сходился, доходы были на нужном уровне. До 27 марта.
А потом я увидела постановление о том, что нам надо прекратить работу, и все рухнуло, — говорит Шубкина. — Если бы у меня было еще 950 тыс., хорошо — если бы компания начала приносить прибыль, я бы спокойно закрыла избушку на клюшку и уехала бы в Таиланд. Но на прибыль я выйти не успела, и осталось спасать то, что можно спасти.
Насколько глубока финансовая пропасть, в которой оказались оба бизнеса, Татьяна еще не оценивала. Ситуация меняется ежедневно: в любой момент запрет на деятельность могут снять, а могут и продлить (пока события развиваются по этому пути). Массовые мероприятия заморожены, отменены последние звонки и выпускные, вне закона пикники, предприятия общепита работают только навынос. У Havearest фактически остался только один источник доходов — доставка сыра, эта услуга существовала с самого начала работы как дополнительный сервис, и было трудно представить, что когда-то она станет основной.
К счастью, удалось договориться с арендодателем о послаблениях и отсрочке в апреле, в май зашли еще тяжелее, но и тут нашли варианты. По подсчетам Шубкиной, поддержка бизнеса, обещанная президентом страны, позволит ей выгадать еще примерно шесть тысяч рублей за месяц простоя — сумма символическая.
Все время думаю о будущем дне, и это не однокоренное от слова «день», — говорит Татьяна.
Если события пойдут по негативному сценарию, компания будет закрыта: вариант реанимации бизнеса на заемные средства Шубкина не рассматривает.
— Сейчас все зависит от того, как долго еще продлится запрет на работу. Я дала себе время на раздумья до 1 июня, — рассказывает Татьяна. — Если к этому моменту нам разрешат выйти из режима самоизоляции, еще есть шанс реанимировать бизнес. Я уже начала напоминать клиентам о себе, рассчитываю на отложенный спрос, на семейные праздники, небольшие дружеские компании.
Кроме этого, ивент-бюро планирует заработать на режиме «закрытых границ»: люди вряд ли откажутся от летнего отдыха, другой вопрос, куда они поедут? Чтобы удовлетворить спрос на впечатления, Havearest разрабатывает программы экскурсионного сопровождения по курортам Красноярского края, а также Крыма и Сочи.
Наталья Кобец