Как запустить бизнес в разгар кризиса и не пожалеть

Как запустить бизнес в разгар кризиса и не пожалеть
Иллюстрация: соцсети Евгения Пономарева

Как выйти в онлайн, когда офлайн еще не встал на ноги, настроить эквайринг для курьеров и договориться об арендных каникулах — об этом «ДК» рассказал ресторатор Евгений Пономарев.

О том, как бизнесу удержаться на волнах идеального финансового шторма, рассказал Денис Скоков, руководитель управления по работе с малым бизнесом Райффайзенбанка.

 

Что можно сделать на финансовой удаленке?

Лапшичная «Панда и гусь» открылась за месяц до карантина. Это первый самостоятельный проект Евгения Пономарева — он был соучредителем таких заведений, как «Кино и немцы» и «Пробка на Мира». Зимой 2020 года о карантине еще никто не знал, и новый ресторан был ориентирован на офлайн-каналы. Евгений признается: проект выстрелил — хорошая посещаемость, средний чек выше ожидаемого, позитивные отзывы в соцсетях. Были планы и на онлайн, но с пометкой «важно, но не срочно» — вкладываться в это направление ресторатор хотел после того, как заведение встанет на ноги.
 
 
В конце марта лапшичная закрылась на карантин — к этому времени все мысли предпринимателя были только о доставке. Сначала работали с агрегаторами доставки, но в итоге решили сделать собственный сервис. Евгений предложил пользователям соцсетей заказывать лапшу на дом у создателя заведения, заказы он привозил лично. В таком режиме на все остальные оргвопросы времени не было.
 
Сейчас, когда я сам на линии огня, точно понимаю: финансовая удаленка — это ключевое. Не важно, где я: дома или в другом городе — я вижу все цифры, могу перевести деньги с личного счета на юрлицо или быстро завести и закрыть платежку. В офис банка заезжаю раз в два месяца: до 90 % необходимых операций провожу именно в мобильном приложении», — рассказывает Евгений Пономарев.
 
Совет эксперта.
При выборе банка-партнера обратите внимание, какие услуги требуют личного присутствия в отделении. Протестируйте онлайн-банк и мобильное приложение, оцените все возможности дистанционной работы. Если вы что-то делаете офлайн, спросите в банке, можно ли это перевести на удаленку. Например, клиенты Райффайзенбанка могут выполнять 99 % операций онлайн с помощью интернет- и мобильного банка. И постоянно появляются новые сервисы. Так, во второй половине апреля мы внедрили функцию формирования, подписания и отправки налоговой декларации в ФНС из нашей бесплатной онлайн-бухгалтерии.
 
Кроме того, в период пандемии мобильное приложение «Райффайзен Бизнес Онлайн» стало бесплатным на шесть месяцев, до конца сентября, чтобы клиентам можно было еще быстрее и удобнее управлять финансовыми процессами своего бизнеса. А чтобы клиенту было проще перейти в цифровой формат, специалисты Райффайзенбанка консультируют тех, кто раньше предпочитал офлайн-каналы.
 
 

Зачем нужна омниканальность?

В первый месяц витриной доставки лапшичной был «Инстаграм». Потом появился сайт. Переход в онлайн-каналы начал давать результаты: выручка росла за счет увеличения количества заказов и среднего чека (на сайте клиенты стали добавлять в заказ допопции: овощи, соусы, лапшу и т. д.)

 
По мере роста бизнеса обычных способов оплаты: курьеру наличными или переводом на карту — стало недостаточно. Как только сумма перевода на карту в день переваливала за 50 тыс. рублей, появлялась комиссия, а это потери. Поэтому внедрили онлайн-эквайринг — платежные терминалы для курьеров. Как только появится свободное время, сделаю возможность онлайн-оплаты на сайте — например, QR-кодами. Тем более что после снятия карантина развивать доставку буду наравне с офлайн», — говорит Евгений Пономарев. 
 
Совет эксперта.
Омниканальность — один из рыночных трендов наращивания оборота и повышения прибыльности бизнеса. Компании, работающие на доставку, даже сейчас демонстрируют хорошую динамику. Предлагайте клиентам сервис, который нужен именно сейчас. Иногда это означает смену модели или открытие дополнительного производства, но это способ пережить сложный период. К примеру, один из наших клиентов, производитель лакокрасочной продукции, переоборудовал часть производственных мощностей под расфасовку дезинфицирующих средств, которые начал поставлять новый партнер — фармацевтическая компания. Кто-то вообще замораживает офлайн-проекты и начинает выпускать защитные маски. В будущем эти компании планируют вернуться к продаже основного продукта.
Что касается способов оплаты, вы действительно можете сэкономить на эквайринге, внедрив оплату по QR-кодам, — здесь ставка ниже. В любом случае возможность онлайн-платежа на сайте очень важна клиенту, когда речь идет о его безопасности. 
 

Как снизить финансовую нагрузку на бизнес?

За два месяца работы доставка лапшичной «Панда и гусь» пробежала расстояние, которое в «мирное время» преодолевается минимум за полгода. Евгений говорит, что результаты превзошли его ожидания, но проблемы бизнеса на карантине никуда не исчезли. Позиция ресторатора — договариваться там, где это возможно, и надеяться только на себя.

 
У бизнеса есть кредитные обязательства, и тут я рассчитываю только на себя и свою команду. Удалось снизить нагрузку по аренде, потому что есть общее понимание: все в одной лодке, если утонем или выплывем, то только вместе. И в жизни, и в бизнесе я пессимистический оптимист: прохожу через тяжелый жесткий период, порой с потерями, но конечный результат всегда со знаком «плюс». Верю, что так будет и в этот раз», — говорит ресторатор. 
 
Совет эксперта.
Если вы оказались в сложной ситуации, не откладывайте разговор с банком и другими партнерами, например, с арендодателем. Банк заинтересован в вас как в клиенте, и вы можете искать выход вместе. Наша рекомендация проста: если можете гасить кредиты сейчас, это стоит делать. Если такой возможности нет, ищите способы снизить долговую нагрузку: кредитные каникулы, если вы в списке пострадавших отраслей, или реструктуризация. Райффайзенбанк, например, предложил клиентам реструктурировать кредиты, это тоже дает отсрочку до 6 месяцев. Все заявки мы принимаем онлайн, без визита в банк
 
Подумайте и о своих личных кредитах — вы можете рефинансировать их, это снизит нагрузку на вас как на владельца бизнеса и позволит направить ценные ресурсы на спасение своего дела.
 
Если подвести итог, то комплекс мер по выводу бизнеса из кризиса выглядит так:
● диверсифицируйте каналы продаж и продуктовые линейки;
● оформляйте кредитные каникулы и используйте все инструменты господдержки;
● рассмотрите инструменты поддержки от банка;
● поговорите с арендодателями о снижении ставок;
● рефинансируйте кредиты;
● оптимизируйте валютные риски.
 
 
Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Инфляция в Свердловской области оказалась выше, чем по России. Что происходит?Инфляция в Свердловской области оказалась выше, чем по России. Что происходит?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.