Эффект маяка: на волнах «идеального» шторма

Чем отличается коронакризис от предыдущих? Неопределенностью. То ли девятый вал, то ли бермудский треугольник. Погрузившись в туман, мы ищем маяки — маяки-смыслы, маяки-люди, маяки-бизнесы.

Во втором сезоне кросс-консалтинга приняли участие опытные капитаны бизнеса — собственники и топы компаний. Вместе они прокладывали путь к берегам определенности, анализируя темы поддержки бизнеса, изменения поведенческих паттернов аудиторий и важности корпоративного духа как ресурса компаний.
 

Сохранить региональную экономику

Предприниматели активно обсуждают меры поддержки. Кто-то считает, что они недостаточные, другие сетуют на то, что процедуры получения медленные и многих отсекают на подлете. Многое говорится пылко, но справедливо. С другой стороны, чиновники, точно так же, как и предприниматели, никогда не жили в условиях самоизоляции, не решали задачи по поддержке бизнесов, которые вообще сейчас не работают. У них тоже все с чистого листа. В этом случае особенно важна обратная связь, апеллирование к мнению бизнеса.
 
Егор Васильев,
министр экономики и регионального развития Красноярского края:
— Для правительства края очень важно сейчас получать обратную связь от бизнеса. Все меры поддержки, которые сегодня существуют, постоянно подвергаются анализу на предмет эффективности. И меры, которые только разрабатываются, безусловно, имеют в основе мнения предпринимателей, которые высказываются на разных площадках, в том числе и в «ДК». В крае создан мониторинг по всем отраслям экономики. Задача нетривиальная, но мы ведем его комплексно: и силами органов власти, и с помощью предпринимательского сообщества, ежедневно, еженедельно.
 
Мы понимаем, что нет отраслей, которые не затронула мировая пандемия, в то же время есть сферы, в которых кризис очевиден: деятельность при-остановлена, спроса нет, но сохраняются обязательства. Ресурс, которым располагает регион, ограничен, и необходимо распределить его таким образом, продумать администрирование и предоставление мер поддержки так, чтобы их получили в первую очередь те отрасли, которые находятся в самом тяжелом положении.
 
Ключевые негативные факторы, которые принес нам кризис, связаны с занятостью и доходами граждан. Можно увидеть, что во всех пакетах мер, и федеральных, и региональных, при разработке налоговых и кредитных продуктов красной нитью проходят темы сохранения занятости и дохода. Еще один фактор, регулирующий нашу работу, — эпидемио-логическая обстановка. Продумывая снятие ограничений, мы постоянно убеждаем надзорные органы, что наши предприниматели ответственные и будут соблюдать масочный режим и санитарные требования.
 
Что будет дальше, спрогнозировать сложно, даже по отраслям, которые выходят из режима ограничений, но мы будем прилагать максимум усилий к тому, чтобы сохранить все отрасли, работающие в крае, и сохранить именно региональную экономику, избежав замещения местных предприятий более устойчивыми федеральными компаниями.
 
На краевом портале создан раздел «Антикризис», где содержится актуальная информация о мерах поддержки, есть наша горячая линия 8 (800) 100-53-19, добавочный номер 6, которая касается экономики. Есть горячая линия Агентства развития бизнеса 8 (958) 849-73-55, где можно получить подробную консультацию по всем краевым мерам.
 

Тренд на безопасность останется

Недавно сеть супермаркетов «Командор» запустила онлайн-сервис продажи и доставки продуктов. Вроде бы продавать продукты не запрещают, более того, продукты питания —это то, от чего невозможно отказаться. Однако «Командор» вводит онлайн-сервис. Как будут меняться взаимоотношения ритейла с аудиторией и какие уроки и новые привычки мы вынесем из самоизоляции?
 
Олег Сипетый,
председатель совета директоров ГК «Командор»:
— Ритейл меняется все время, но в последние два месяца это происходило в ускоренном темпе. Менялись клиентские привычки и механизмы, определяющие спрос, например, выступление по телевизору первого лица. В мгновение новые вводные появлялись в договорах с поставщиками, арендаторами, сотрудниками. Приходилось договариваться на ходу: что ни день, то оперативный штаб — было очень нескучно.
 
Почему ввели доставку? Это требование безопасности, плюс коронакризис только ускорил очевидный тренд: доставка из магазина уже не экзотика, а норма. Сначала принимали заказы по телефону, потом вышли на платформу вместе со Сбербанком, а после в короткий срок сделали свою доставку. Что дальше? Часть людей — до 10 % — привыкнет к этой опции. Способ получения товаров первой необходимости в целом изменится. Одни будут заказывать доставку домой, другие — забирать пакеты с заранее собранными товарами в магазине. Готовимся к этому, в частности, зонируем пространства в больших магазинах, отводя площади под сбор и выдачу заказов.
 
Завтра уже никогда не будет таким, как вчера. По крайней мере, рассчитывать на это в ближайший год не стоит точно. Поэтому, не дожидаясь указов и распоряжений, думаем, какие еще меры безопасности должны быть встроены в нашу работу, начиная с бэк-офиса и заканчивая магазинами. Раньше был тренд на вкусное и полезное, сейчас людям важно чувствовать себя безопасно — вплоть до понимания, где, как и кем изготовлен продукт.
 
Судя по тому, какие гигантские изменения принес текущий кризис, подстелить соломку на будущее не удастся. Но, уверен, если взять в будущее договороспособность, клиентоориентированность и проактивную команду, никакие кризисы не страшны.
 

Сделки в мессенджере

Поведенческие паттерны меняются не только в продуктовом ритейле, но и в е-коммерс. Причем самые кардинальные перемены происходят в сегменте корпоративных продаж. Чего хотят компании, приобретая компьютерную и офисную технику? 
 
Наталья Андреева,
управляющий директор «Ситилинк» в Красноярске:
— Режим самоизоляции стал драйвером роста электронной коммерции в сегменте В2В по всему миру. В России есть нереализованный потенциал — рост происходил особенно быстро. Вот несколько важных штрихов, определяющих основные тренды. Бизнес-аудитория становится моложе и технологичнее — средний возраст корпоративных клиентов — 35 лет. Для поколения, привыкшего все покупать в Интернете, важна возможность оформить заказ любым удобным способом: через сайт, электронную почту, телефон, мессенджер или непосредственно в офисе, что опять станет актуальным после снятия карантина. Очень важная опция — удобная и быстрая доставка с соблюдением сроков. Один из определяющих факторов — прозрачность, открытость, предоставление полной информации по сделке. Важна доступность 24/7 — причем с любых устройств. Более 70 % наших партнеров готовы и хотят решать деловые вопросы через мессенджеры. Поэтому в апреле мы запустили телеграм-канал для бизнес-клиентов компании, что существенно сократило время ответа — в среднем до 2 минут.
 
Существенно выросла доля заказов, оформленных через личный кабинет на сайте, — с 75 до 85 %. В апреле-мае увеличились объемы закупок бюджетных учреждений, связанные с организацией дистанционного обучения, и объемы закупок организаций, перешедших на удаленную работу. Спрос с компьютеров и комплектующих сместился в сторону ноутбуков и гаджетов, позволяющих работать на удаленке. Выросла доля доставки — сегодня это более 40 % В2В-заказов.
 
Прогноз на будущее — баланс офлайна и онлайна. Клиенты оценят позитивный опыт онлайн-покупок, но все  — и мы, и покупатели — скучают по офлайну. Люди продают людям — ничто не заменит живое общение.
 

Владеть или эффективно использовать?

Бизнесы начинают пересматривать отношение к приобретению коммерческой недвижимости. Причем это касается не только офисных площадей, но и промплощадок. Для того чтобы запустить производство, необязательно возводить здание. Станет ли аренда промышленной недвижимости растущим трендом? 
 
Александр Сиваев, 
генеральный директор промпарка «Красный Яр»:
— Индустриальные парки и реализуемый в них подход не новы. По сути, это то же, что в советское время называлось промышленной кооперацией: несколько компаний объединяются под крышей другого предприятия и пользуются его производственными ресурсами. Особенность и преимущество такого подхода кроется в том, что резидентам не нужно беспокоиться о непрофильных бизнес-процессах, а можно заниматься исключительно производством, сокращая время запуска и издержки (как капитальные, так и операционные).
 
В период коронакризиса многие стали приходить к этому пониманию. Но все равно большую части предпринимателей все еще нужно приучать отходить от стандартных подходов к производству и управлению. Их сейчас недостаточно, ведь все оптимизированы уже настолько, что дальше некуда — осталась лишь автоматизация, которую могут себе позволить немногие предприятия, особенно малого бизнеса. Вот тут-то и актуализируется экономика совместного пользования. И мы видим, что многие предприниматели сейчас смещают свои паттерны с позиций «владеть» к «эффективно использовать».
 
Перемены на рынке инвестиций дают новые возможностиПлюс к этому индустриальные парки могут помочь с получением господдержки, что в период эпидемии стало крайне актуальным. У многих малых предприятий просто нет людей, которые могли бы на подобающем уровне оформить все необходимые документы. А у нас они есть.
 
Ну и под занавес: в Красноярском крае два индустриальных парка, а в Москве — 64. Это говорит о том, что модель вполне рабочая и эффективная. Просто у нас ее еще не распробовали.
 

Перемены на рынке инвестиций дают новые возможности

 
Олег Опивалов,
директор Красноярского филиала инвестиционной компании «БКС Премьер»:
— Начало эпидемии коронавируса и введение режима самоизоляции довольно ощутимо изменили поведение клиентов инвесткомпаний. В первую очередь это касается увеличения спроса на дистанционное открытие счетов. Это удобно, так как нет необходимости приезжать в офис и увеличивать контакты в период режима самоизоляции. Мы видим, как повышается интерес к инвестиционным продуктам в принципе. Это обусловлено тем, что ставки по привычным многим депозитам начали снижаться. К тому же стоимость ряда инвестиционных активов сейчас ощутимо снизилась, и появилась возможность получить повышенную доходность при низкой стоимости входа в этот рынок. Все это заставило людей присмотреться к инвестиционным продуктам: если раньше они в основном пользовались депозитами, то сейчас отдают предпочтение инвестиционным продуктам с более высокой доходностью, например, ПИФ или структурным продуктам. К нам также приходят клиенты, которые подходят к вопросам инвестирования с осторожностью и хотят иметь стопроцентную защиту капитала. Таким клиентам мы предлагаем инструменты, которые являются практически полной альтернативой банковским депозитам по защите капитала, но с доходностью до 10–12 %. Увеличивается спрос на профессиональное персональное финансовое планирование с помощью инвестиционных консультантов. Становится очевидным: для того чтобы самостоятельно разобраться с финансовыми инструментами, требуется много времени. Профессионал же подробно и доходчиво объяснит все плюсы и минусы тех или иных вложений. Дополнительно поможет составить инвестпрофиль клиента, в соответствии с которым потом подберет продукты так, чтобы они максимально отвечали задачам и стилю инвестирования человека. Это убережет от опрометчивых шагов в будущем, защитит и преумножит вложения клиента.
 

Вопрос защиты информации: есть динамика

С 1 апреля мы все живем преимущественно в онлайн. Кто-то осваивает новые технологии с восторгом, кто-то со скрипом. В любом случае мы «едим» IT-технологии на завтрак, обед и ужин. Однако чем больше мы уходим в онлайн, тем больше актуализируется тема информационной безопасности. Насколько бизнес защищен и понимает риски? 
 
Денис Якунин,
руководитель группы привлечения департамента по работе с корпоративными клиентами филиала МТС в Красноярском крае
— Организация удаленного рабочего места — это только первый этап перехода на дистанционную работу. После того как техника подготовлена и доступы настроены, наступает этап проверки безопасности и надежности этих систем. В нашей стране закупка средств защиты данных не является пока частью производственной культуры, многие искренне не видят разницы между, условно говоря, бесплатным почтовым ящиком на общедоступном ресурсе и платным почтовым ящиком. Хотя главное отличие очевидно: когда вы покупаете систему защиты, вы покупаете ответственность. Однако мы видим — в восприятии проблемы защиты информации есть изменения.
 
В последнее время российский рынок достаточно активно развивает строительство центров обработки данных (ЦОД).
 
Их строительство — длительный и дорогостоящий процесс. Все чаще бизнес и производство прибегают к помощи больших запасов прочности ЦОДов, с возможностью внедрения различных облачных решений и резервирования мощностей. Сегодня это более чем доступная услуга, которая обеспечивает надежное хранение, защиту и передачу информации. В Красноярском крае мы видим увеличение спроса на облачные решения МТС, это значит, что все большее количество наших клиентов понимают важность продуктов по защите информации.
 
Хочу напомнить, что у любого бизнеса есть право выбора на тест того или иного продукта. Рынок интеграторов очень конкурентный, и компании готовы предъявлять «продукт лицом». Бизнес может пробовать, но не имеет права ошибаться, если речь идет о его безопасности.
 

Стратегия понимать и дорожить клиентом

Нарастающий тренд — оцифровка и анализ всех показателей бизнеса. В том числе это помогает понять, как меняются потребительские предпочтения в моменте. Коронакризис запустил маховик изменений — надо успеть отследить и подстроиться.
 
Дмитрий Полуянов,
создатель «Копилки», управляющий партнер «МаксБонус»: 
— Как карантин меняет потребительские паттерны? С марта у покупателей появились новые привычки, страхи и требования. Это привело к изменению их поведения, и некоторые изменения абсолютно точно сохранятся и после вирусной пандемии. Изменение жизненного уклада людей изменило и их потреб-ление. Например, девушка, которой не нужно идти в офис, гораздо реже будет использовать помаду. Ко многим пришло вынужденное понимание, от чего — совсем или частично – можно отказаться. С моей точки зрения, это самая большая проблема — бомба замедленного действия, и мало кто понимает, насколько сильно она рванет.
 
На улице стало меньше людей и коммуникаций в офлайне. Но коммуникации нужны — и все ринулись в Интернет. Первые две недели с момента самоизоляции трафик действительно рос — в довесок к рекламным сообщениям увеличилось количество контента от обычных людей. На тех, кто смотрит в экран телефона/компьютера, свалился массив информации — не выдержав этого «прессинга», люди сократили время пребывания в соцсетях. 
 
Доставка и онлайн-продажи появились даже у тех, кто об этом не думал. Этот канал реализации добавил компаниям надежду, но не оправдался с точки зрения финансов для подавляющего большинства бизнесов. Тем не менее интернет-площадки будут развиваться и дальше. Бизнес готовится к следующим карантинам, дополнительно маховик онлайна раскручивает конкуренция. Так же, как в офлайне, в топе будут те, кто сможет сделать интернет-магазин простым и понятным с точки зрения клиента. 
 
Пока нет ясности, как быстро будет идти естественное восстановление спроса. Преимущества за компаниями, начавшими получать клиентские данные. Это последняя миля: дотянуться до клиентов можно не через офлайновые точки, а через онлайн и прямое взаимодействие. Идентифицируйте клиента, извлекайте из клиентских данных знания, настройте доверительные и желательно бесплатные каналы коммуникации, используйте реферальные механики и двустороннюю обратную связь — это простые, но действенные инструменты. 
 
Дорожить клиентами — эта стратегия стала сегодня еще более актуальной. Без понимания своего клиента у компании нет будущего. Причем строиться это понимание должно на технологической платформе, а не на интуиции предпринимателя или маркетолога. И финальное: благотворительные акции и пожертвования — новый паттерн и одновременно маркетинговый инструмент. Здесь win-win. Выигрывают и те, кто дарует, и те, кто получает.
 

Новая простота потребления

Можно сказать, что интернет-аукционы — лакмусовая бумажка текущих покупательских настроений. Как изменился спрос на онлайн в период карантина, насколько успевали за аудиторией магазины? Ну и немного гаданий на потребительской гуще. Какие новые привычки и предпочтения сохранятся при выходе из карантина? 
 
Елена Новикова,
директор по развитию интернет-аукционаAU.ru:
— Au.ru может измерять настроение не только покупателей, но и продавцов: у нас зарегистрированы десятки тысяч частных продавцов и около тысячи магазинчиков, и мы следим за развитием событий с обеих сторон.
 
Что касается потребительских предпочтений, динамика меняется еженедельно. Сначала покупатели побежали за мелкой бытовой и компьютерной техникой, затем был небывалый спрос на спортивные товары, сейчас очень популярны товары для дачи и отдыха.
 
Наблюдения позволяют нам выделить несколько трендов.
 
Первый: многие пересмотрят свой гардероб, увидят огромное количество ненужных вещей и задумаются, стоит ли столько покупать. Несмотря на то что торговые центры и магазины одежды были закрыты, объемы продаж в этом сегменте через аукцион не увеличились.
 
Второй: возрастает внимательное отношение к себе, спросом пользуются товары для здорового образа жизни, ухода: тренажеры, гантели, коврики для йоги, а также машинки для стрижки бороды, краска для волос. Оказывается, красить волосы самостоятельно — это экономично и не так уж сложно. Не у всех получилось заниматься спортом дома, но у тех, кому удалось, думаю, это станет хорошей привычкой.
 
Третий: «посмотри, где ты живешь». Люди начали делать ремонт даже в арендованных квартирах, облагораживать балконы, им хочется, чтобы пространство было уютным.
 
Традиционно в этот период мы отмечаем интерес к дачам, но сейчас сместился фокус внимания. Раньше дача была «для родителей», «для бабушек». Сейчас аудитория потребителей этой категории товаров молодеет. В том числе из-за невозможности поехать за границу. Мы видим интерес к благоустройству загородных участков: люди ищут бани, качели, каркасные бассейны.
 
Что касается поведения продавцов, то оно тоже изменилось. Au.ru онлайн-торговлей занимается давно, поэтому нужные инструменты для продавцов уже были готовы. Те, кому надо было быстро развернуть онлайн-продажи, ими воспользовались. Сейчас мы подключили эквайринг, и магазины могут через нас сразу проводить оплату за товар. Но, конечно, мы видим, как трудно продавцам дается этот переход, особенно если не было предварительной подготовки, например, фотографий товара. А ведь сейчас много доступных комплексных решений: маркетплейсы, торговые площадки. Думаем запустить обучающую программу для небольших магазинов, чтобы помочь им сохранить бизнес.
 

Работаем практически круглосуточно:
как банки помогают бизнесу

 
Владислав Михель,
заместитель директора банка АТБ в Красноярском крае по корпоративному бизнесу:
— На старте коронавирусной эпопеи мы оказались между двух огней. С одной стороны, нужно было проводить банковскую деятельность, а с другой — заботиться о здоровье наших сотрудников и, конечно, клиентов. Чтобы решить обе задачи, мы перевели часть офисов на удаленку и адаптировали ряд бизнес-процессов. Подобные сценарии разворачивались и в других банках, что понятно, ведь кредитные организации крайне заинтересованы в своих клиентах, и постарались в этот период дать им максимальный доступ к финансовым инструментам поддержки. В целом я бы разделил их на три блока: работа с действующими заемщиками, собственно кредитная поддержка 
и операционная поддержка.
 
В первом случае в основном речь идет о всевозможных отсрочках платежей. Так, у нас ее можно получить без документов, только по заявлению. Срок — от трех до шести месяцев. Причем распространяется она не только на клиентов из пострадавших отраслей. Дополнительно к этому мы отменили штрафные санкции за несвоевременные платежи по кредитам.
 
Во втором блоке инструментов поддержки наибольший интерес у предпринимателей вызыва-ет кредитование на зарплату под ноль процентов. Это госпрограмма, и у нас она тоже действует. Но она распространяется только на предприятия из пострадавших отраслей и рассчитывается из МРОТ. Мы же дополнили ее собственной программой, которая действует для всех предприятий и рассчитывается из реальных доходов. Да, там ставка 8,5 %. Но преимущества перекрывают этот момент.
 
И третий блок. Он включает в себя РКО и прочие услуги такого рода. Здесь мы многие процессы перевели в онлайн, что ускорило их и сделало безопаснее. Но главное изменение этого этапа — фактическое исчезновение такого понятия, как операционное время. Многие банки ощутимо расширили его. К примеру, у нас некоторые платежи можно проводить вообще круглосуточно. Многие из новых инструментов уже показали свою работоспособность и эффективность, поэтому, я полагаю, они найдут свое место и в посткризисное время.
 

Оценили полезность в улыбках

Сотрудники парка флоры и фауны «Роев ручей» не знают, когда откроются для посетителей. И сегодня сложно прогнозировать, вернется ли аудитория в полном объеме или кто-то забудет про зоопарк. Однако и в изоляции парк живет насыщенной жизнью. 
 
Андрей Горбань,
директор парка флоры и фауны «Роев ручей»:
— С одной стороны, нам не просто: парк — некоммерческая организация, для нормального существования которой необходимо зарабатывать 150 млн рублей в год. Меры поддержки на нас не распространяются, поэтому рассчитываем на себя и благодарим за помощь посетителей. В то же время наша основная цель как организации некоммерческой не получить прибыль, а создать эмоцию для горожан. Если люди улыбаются при упоминании Роева ручья, то наша бизнес-миссия выполнена. 
 
Недавно Роев ручей выпустил коллекцию защитных масок с портретами животных, которые живут в парке. Этот кейс вызвал добрую улыбку и прогремел на весь мир. С просьбой выслать маску белого медведя мне написал друг из Японии, такая же просьба пришла из Калифорнии от абсолютно незнакомых людей. Главное же, на акцию откликнулись горожане, купившие билеты с открытой датой и получившие маску в качестве «алаверды». Эта вирусная реклама не была для нас бизнес-проектом, но принесла конкретные результаты — финансовые и коммуникационные, позволив парку оставаться с горожанами каждый день даже на период карантина. И это обратная сторона некоммерческого проекта — возможность оценивать свою полезность не в рублях, а в добрых улыбках и эмоциях.
 

Коронакризис стал вызовом для каждого сотрудника

Как зарядить команду, когда рушится мир? По сути, способность руководителя заряжать и раздавать энергию, словно батарейка — существенный небизнесовый актив компании. Разбираемся, как это работает и почему сотрудники компаний становятся сплоченнее перед лицом испытаний и сложностей.
 
Анна Жираткова,
основатель компании «ПроТок»:
— Как бы странно это ни прозвучало, но ситуация с коронавирусом оказалась для нас весьма драйвовой. Помню, я объясняла персоналу: «Мы должны стать маяком. Когда весь мир рушится, кто-то должен остаться и выстоять. Именно вокруг него потом начнется возрождение. И энергетика на эту роль подходит как нельзя лучше». В итоге все сложности, с которыми мы сталкивались, воспринимались нами как вызов нашему профессионализму и сплоченности. А было их немало.
 
Первое, с чем столкнулись, — изменившаяся логистика. Транспорт же в тот период практически встал, а это на пользу не пошло никому — ни производству, ни сбытовому подразделению. Дальше поставщики и клиенты начали пытаться изменить условия договоров. Первые хотели повышать цены на комплектующие, которые поставляют, вторые пытались отказываться от уже запущенных в производство заказов и т. п. Потребовалось много усилий, чтобы удержаться в рамках действующих договоров.
 
С другой стороны, онлайн-формат и удаленка предоставили возможность погрузиться в разработки и исследования. Как результат, на выставке стартапов в Сколково мы показали несколько новых проектов и заявились в резиденты парка, причем уже даже получили одобрение. Среда в этом смысле оказалась благоприятной для такой деятельности.
 
Все эти маленькие победы, конечно же, вдохновляли нас двигаться дальше. Но самое важное, как мне кажется, — ценности компании, которых мы придерживаемся все 10 лет своего существования. Первое — это доверие как возможность проговаривать и обсуждать возникающие проблемы, а не замалчивать их. Второе — синергия как сплочение и полная отдача на местах. И третье — профессионализм как подход к делу. В этом смысле коронавирус стал вызовом для каждого нашего сотрудника. Результат — чувство причастности к общему делу.
 

Жизнь про запас дает уверенность в кризис 

Каждая компания проживает этот непростой отрезок жизни по-своему. Кому-то помогает опыт пережитых десятилетий. Надейся на лучшее, но будь готов к худшему — неплохая стратегия, которая работает. 
 
Светлана Мамаева,
заместитель директора компании «Кухни Место»:
— В начале всей этой карантинной истории мне позвонила журналистка и спросила: «Что ваша компания намерена делать для поддержки коллектива?» Я ответила: «Ничего особенного». То есть ничего такого, чего бы мы не делали раньше. Мы с 2002 года работали с таким расчетом, чтобы всегда иметь какой-то резерв, ресурс, позволяющий пережить тяжелые времена, а их было немало. И в эту ситуацию мы также пришли в стабильном состоянии. Ровно неделю мы были в ступоре, а дальше сориентировались и продолжили работу. Самое главное — никто из собственников и управленцев не запаниковал, все сохранили спокойствие и рациональный взгляд на вещи. А раз так, то и сотрудники сохранили уверенность в себе и в компании.
 
Наш коллектив не заметил кризиса. Сейчас смотрим аналитику мебельного рынка на деловых ресурсах: 70 % игроков чувствуют себя плохо. Это точно не мы. Компания стабильна тогда, когда выполняет обязательства. Мы не тратим деньги клиентов на обслуживание кредитов и аренду, но у многих ситуация иная.
 
Кризис — это проверка устойчивости. В одной книге я нашла такие слова: «Старайся, чтобы блага были равномерно размазаны по бутерброду жизни». Иными словами, в благополучные времена думай о плохих, и всё будет хорошо!

Над проектом работали:
Евгений Волошинский, Наталья Кобец,
Наталья Повольнова, Юлия Чанчикова

Самое читаемое
  • ЦБ отозвал лицензию у «хронически убыточного» банка с пропиской на УралеЦБ отозвал лицензию у «хронически убыточного» банка с пропиской на Урале
  • «Поменялся ли я? Мне кажется, да»: Денис Паслер — о метро, ЕКАД 2.0 и будущем региона«Поменялся ли я? Мне кажется, да»: Денис Паслер — о метро, ЕКАД 2.0 и будущем региона
  • «Захочет — сам расскажет»: Денис Паслер — о дальнейшей карьере Евгения Куйвашева«Захочет — сам расскажет»: Денис Паслер — о дальнейшей карьере Евгения Куйвашева
  • ВТБ избавится от всех непрофильных активов в течение пяти летВТБ избавится от всех непрофильных активов в течение пяти лет
  • В 2025 г. из России могут уйти порядка десяти китайских автобрендовВ 2025 г. из России могут уйти порядка десяти китайских автобрендов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.