2020-й перевооружил команду на работу «везде»

2020 год — настоящий вызов для предпринимателей в любой отрасли. Многие считают, что ритейл — бизнес, который не пострадал в текущем году. Это не так. В каждой компании отрасли были большие изменения.

2020-й перевооружил команду на работу «везде» 1
 
 
 
 
Анжела Рябова, 
генеральный директор
сети гастрономов «Красный Яр»
и дискаунтеров «Батон»
 
 
Прежде всего это ландшафт потребления покупателей — они стали меньше посещать любые магазины. Решения покупателей стали более рациональными, снизилось количество импульсных покупок. Теперь все четко «по списку».
 
Макроиндикаторы в экономике вносят важный штрих в общую картину. За 9 месяцев 2020 года рост ВВП отрицательный (–3,8 %), индекс потребительских цен вырос (4,3 %), продовольственная торговля в реальном выражении упала на 3,6 %. Очень важный для нас индикатор ССI — индекс потребительской уверенности: 78 %. На фоне этого наш формат дискаунтера «Батон» показывает уверенный рост: мы открыли 16 магазинов за год, и у нас уверенный like for like (рост сопоставимых продаж в магазинах). В формате гастронома «Красный Яр» покупатели меньше покупают готовую еду — работаем над улучшением CVP, ценностного предложения, чтобы более качественно удовлетворять потребности в разных категориях товаров. Запустили отдел ЗОЖ в гастрономах — отдельные полки, где можно найти продукцию для здорового питания. 
 
2020-й был одним из самых интересных с точки зрения новых знаний и раскрытия способностей в бизнесе. Первый этап «обучения» случился в марте, когда начались шоковые покупки, и цепочка движения товара в ритейле стала разрушаться. Многие поставщики поднимали цены, не отгружали товар, какой-то продукт перестал продаваться, какой-то, как, например, имбирь и лимон, подорожал в несколько раз. В этот момент мы перешли к живой стратегии Agile, применяли гибкий подход к коррекции бизнес-поведения, учитывая текущую реальность. Были созданы несколько комитетов: комитет по коммерции и ценам, комитет по безопасности в магазинах для покупателей и нашей команды. 
 
Приняли решение заморозить розничные цены на ключевые товары до 1 мая 2020 года, даже несмотря на прайсы поставщиков. Это было очень сложное, но правильное решение. Наш приоритет — длительные отношения с покупателями. Риторика «купил, продал и забыл» нам не интересна. Для нас важно то, что наши магазины выбирают всегда. В маркетинге есть метрика Customer lifetime value — это то, какую ценность/выручку принесет тебе покупатель за всю историю отношений. Например, компания Pizza hut оценивает CLV одного покупателя в 30 тыс. долларов при стоимости пиццы в 1 доллар. Это значит, что, вернувшись в эту сеть, покупатель 30 тыс. раз купит пиццу, которая ему понравится. И мы идем к этому. 
 
Второй важный момент в изменении себя — несмотря на вал неспецифичной текущей работы, создавать новую стратегию. Со стороны команды, а она у нас замечательная, работали над прокачиванием кроссфункциональности каждого. Например, маркетологам, чтобы двигаться вперед, нужно было уйти от «туннельного» мышления в рамках своей функции и научиться разбираться в розничной компетенции и коммерции. Развитие в других сферах позволяет делать более эффективные проекты.
 
Первоочередное, чему важно было научиться в новой реальности, — работать, физически не находясь вместе. Поменяли подход к коммуникациям: сейчас 95 % операционных совещаний проходят в ZOOM. Обдумали, какие подразделения могут без потери эффективности работать на удаленке: IT, розничное руководство, отдел качества. Перевооружили наши департаменты на работу «везде». В результате команда сети стала более мобильна. 
 
Важный момент — запуск внутри компании курса по менеджменту. Изучаем лучшие технологии, практики, учимся приоритезировать задачи. В этом году в онлайн-формате этот курс прошли 130 специалистов. В следующем продолжим развивать обучающую среду и для магазинов, и для офиса. На мой взгляд, любую бизнес-идею можно скопировать, а модель управления — это сила, которая и создает конкурентное преимущество. 
 
Поиск точек роста — это ежедневная обязанность менеджера. Новая реальность показала, что можно быть быстрее в принятии решений, даже работая удаленно. Сам онлайн стал глобальной возможностью. Об этом канале думали два года, а в пандемию за три недели запустили собственную доставку и интернет-магазин, за пять — начали работать с агрегатором. Сейчас у нас 50–60 заказов в день, в одном из магазинов работает dark store. Из-за «последней мили» unit-экономика проекта пока отрицательная, но, наращивая количество заказов и оптимизируя логистику, экономика станет прибыльной. Сегодня это сервис, но через 5 лет это будет настоящий канал продаж. И заниматься им нужно сейчас, чтобы через несколько лет покупатель выбирал именно тебя. Поэтому сейчас активно инвестируем в это направление. 
 
Роль онлайна в продритейле в целом растет: весомым источником информации о товаре и цене для покупателя стали отзывы в Интернете. В пандемию эта площадка еще больше нарастила свой вес. В ближайших планах сети — усиливать присутствие в онлайн-среде. В этом году, например, запустили «Инстаграм» для формата «Батон», очень стильный и современный. Думаем о выходе в TikTok и развитии youtube-канала.
 
Промахи? Они, конечно, были — не все эксперименты выстреливают. Но главное не падение, а способность подняться после. 
 
В 2021 году, полагаю, внешние индикаторы особенно меняться не будут. Учитываем это при построении стратегии: продолжим открывать магазины, развивать онлайн-канал продаж, работать с потребностями покупателя, делая для него индивидуальные предложения. В сотрудничестве с предпринимателями Красноярского края и Хакасии будем открывать интересные отделы фермерских продуктов, рыбы, мяса, сухофруктов. Более 10 таких отделов запустили уже в этом году.
 
2020-й перевооружил команду на работу «везде» 2Говоря о будущем, расскажу историю — для меня она самый важный «багаж», который хочу взять с собой в следующие годы. Много лет назад антрополог Маргарет Мид спросила студентов о том, что они считают первым признаком цивилизации. Студенты ожидали, что Мид расскажет о рыболовных крючках, глиняных горшках или обработанных камнях. Но нет. Она сказала, что первым признаком цивилизации в древней культуре является бедренная кость, которая была сломана, а затем срослась. Мид объяснила: если живое существо в царстве животных ломает ногу, оно умирает. Со сломанной ногой нельзя убежать от опасности, зато легко стать добычей для хищников. Бедренная кость, которая была сломана, а затем срослась, — доказательство того, что кто-то позаботился о пострадавшем, потратив свое время и силы ради другого. «Помогать друг другу в трудный период — это поступок, с которого начинается цивилизация», — сказала профессор Мид. 
 
Глубокий смысл этих простых слов поразил меня. Нужно оставаться человеком в любых сложных ситуациях. Тогда, какой бы тяжелой ни была внешняя перезагрузка, все будет замечательно.
 
 
 
Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.