Итоги года. Еда в динамике

Ресторанный бизнес всегда был очень чувствительным к переменам и, как следствие, динамичным. И в 2020 году ему пришлось в полной мере показать эту свою способность.

Итоги года. Еда в динамике          1
 
 
 
 
 
Александр Митраков, 
владелец ресторанной
группы «075 group»
 
Нынешний год стал для общепита временем радикальных открытий и кардинальных перемен. Мы все, конечно, понимали, что любой бизнес уязвим, но не ожидали, что настолько. Когда в конце марта все рестораны и кафе закрыли, оказалось, что привычные модели работы на самом деле неэффективны и несут в себе серьезные риски. Это касалось коммуникаций с потребителями, поставок, кадров и тому подобного. В общем, многим тогда стало очевидно: чтобы выжить, нужно менять бизнес-модель, сам подход к работе.
 
Первые трансформации в этом направлении увидели все, кто хоть как-то соприкасался с общепитом. Речь о доставке. Практически все игроки рынка, кто раньше обходился без «выноса», начали вводить у себя востребованный сервис. И это оказалось настолько эффективным, что сегодня я могу с уверенностью сказать: ни один ресторан не должен работать без доставки.
 
Другие же изменения были не столь очевидны для внешней аудитории. Но их было очень много. Во-первых, кадры. Мы оптимизировали их численность и перераспределили функционал. Во-вторых, поставки. Нам пришлось пересмотреть схемы работы с поставщиками. И масштаб этой перестройки сравним с тем, что был после введения продуктового эмбарго в 2014 году. Основное достижение здесь — диверсификация каналов поставок, что позволило нам снизить зависимость от поставщиков и повысить надежность в звене закупа.
 
Но самый серьезный вызов (и, как следствие, самые серьезные изменения) был связан с финансовой стороной нашего бизнеса. Дело в том, что общепит работает по схеме постоплаты: за все (поставки, персонал, аренда и т. п.) мы платим с будущей выручки. А когда ее нет, то начинают копиться долги, которые еще больше подкашивают. Раньше об этом не думали, но в пандемию это стало очень важным элементом. Исправить ситуацию можно, лишь сформировав некий фонд, из которого все будет оплачиваться по факту, а выручку уже направлять на его пополнение. Этот же фонд в случае чего будет выполнять функции подушки безопасности, которая позволит продержаться до лучших времен.
 
После того как нам разрешили выйти из карантина и снова начать работать, но с ограничением по времени и прочими нюансами (маски, наполняемость, дистанция и т. п.), пришлось очень плотно работать с гостями в плане лояльности. Ведь все было непривычно для них и не свойственно нам. Но и здесь мы справились.
 
Вторая волна оказалась куда серьезней первой — мы это почувствовали на себе. Если весной и летом можно было разводить руками и сомневаться, то сейчас отчетливо видно, что люди болеют: меньше посетителей, заказов на доставку (смысла нет — человек не чувствует вкуса и запаха) и т. п. Если после выхода из самоизоляции был всплеск, то в ноябре пошел спад.
 
Все это, конечно, накладывает отпечаток на будущие планы. Можно даже сказать, что их пришлось не корректировать, а перестраивать заново. Мы, к примеру, отказались от нескольких проектов, которые планировали на ближайшие годы. С учетом сегодняшних реалий пересмотрели свою стратегию развития, переписали ее и теперь двигаемся во вновь заданных рамках.
 
Общепит вообще очень динамичная отрасль и склонен меняться, к тому же он очень чувствителен к внешним условиям. Поэтому каждый должен быть готов к изменениям в любой момент. Это касается и крупных, и средних, и малых игроков. Те же, кто пренебрег гибкостью или просто не захотел меняться на старте пандемии, надеясь на ее скорейшее завершение, уже покинули рынок. Или покинут в ближайшее время.
 
 
 

Больше свежей ​​​информации в TG-кaнaле DK
Самое важное о бизнесе региона в email-рассылкe
А еще нас удобно читать ВКонтакте

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.