Ольга Хренкова: Дети говорят на ста языках
Основатель частной реджио-школы рассказала о становлении проекта и вдохновляющей педагогике.
Реджио-вдохновленная школа «Маяк» в Удачном открылась в 2020. Многоуровневое здание, напоминающее просторную студию, и смелая образовательная концепция, заявленная основателем проекта Ольгой Хренковой, произвели вау-эффект. «Маяк» был признан экспертами номинации «Частное детское образование» премии «Человек года» лидером. Развивать нестандартный проект, да еще и в условиях пандемии, было сложно. Многие предприниматели тогда отвечали на вопрос, закрываться или побарахтаться. И сейчас история «школы с видом на Енисей» кажется чудом, которое случилось вопреки.
«Наконец-то ты пришла!»
Магистр педагогики и психолог Ольга Хренкова всегда делала не очевидный для окружающих профессиональный выбор. Ее первая работа — детский дом, где она стала наставником для нескольких подростков со сложной судьбой. Потом были долгие годы учебы — Ольгу увлекала психология.
— Получив диплом психолога, я рассматривала три вакансии. Место руководителя в психологической службе Сбербанка, работа в МЧС или детском саду. Я выбрала… детский сад. Трехлетняя Маша сказала на первой встрече: «Наконец-то ты к нам пришла!» Это был знак, который невозможно игнорировать, решение было принято в моменте, — вспоминает Ольга Хренкова.
Вслед за Малагуцци
А вот направление для детского сада, который Ольга вскоре открыла по просьбам семей и коллег, выбиралось около года.
— Я изучила педагогические практики и выбирала между Монтессори, Вальдорфской и реджио-педагогикой, — рассказывает Ольга Хренкова.
В итоге был сделан выбор в пользу подхода Лориса Малагуцци, основавшего в Реджо-Эмилия — городе на севере Италии — детские сады, в которых дошкольников воспитывали и учили совершенно по-новому. Представьте: послевоенная Италия, пережившая годы фашизма, насилия и угнетения человека человеком. Казалось бы, в такие времена нет места гуманизму и вере в человекосберегающее общество. Но именно тогда возникла реджио-философия, построенная на уважении к ребенку, вниманию к его творческому началу, поощрении исследовательской деятельности.
— Малагуцци считал, что у детей сто языков, сто способов думать, играть и говорить, но классическая система образования оставляет только один — вербальный. Чтобы избежать такого ограничения, основатель реджио-подхода утвержал: «Предоставьте ребенку возможности для развития, и вы удивитесь, сколько потенциала хранится внутри него», — объясняет Ольга Хренкова.
«Мэри Поппинс» стал первым реджио-вдохновленным проектом в Сибири и одним из первых в России. Затем появился еще один детский сад — «Песочница». Смелый опыт вызвал интерес со стороны образовательного сообщества, Ольга Хренкова стала лидером инноваций в образовании на всероссийском уровне, а также финалистом всемирного конкурса молодых предпринимателей. Она щедро делилась знаниями на конференциях российского и международного уровня. С ее подачи некоторые возможности мирового наследия реджио-педагогики вошли в жизнь других образовательных проектов.
Вызов и риск
Перейти от детского сада к начальной школе, да еще и построить для этого собственное здание, было амбициозной задачей. Но вызов подстегивал, а живые запросы детей «Мы хотим пойти в твою школу, где можно строить проект города с настоящим архитектором» или неожиданное «Хотим в этой школе изучать слонов, их запахи» давали силы и вдохновение.
— Находясь в помещении на первом этаже жилого дома, сложно организовать школу, а уж тем более школу реджио, где архитектура и вся среда выступают третьим учителем. Однажды мы с мужем сели в машину и просто поехали в Удачный присмотреть землю на перспективу, где могла быть построена школа мечты в соответствии с международными стандартами. И первый участок с баннером «Продам» оказался полностью подходящим. Запрашиваемой суммы на его покупку у нас не было, но владелец участка, выслушав аргументы о том, что именно здесь важно построить школу, согласился снизить цену на… миллион, — рассказывает Ольга Хренкова.
Затем началась стройка, которая потребовала и сил, и средств. Семья Хренковых инвестировала в «Маяк» все ресурсы, дополнительно взяв многомиллионные кредиты. Это был колоссальный риск, но только так создаются проекты, в которые веришь без оглядки.
Большой коллектив маленькой школы
Сейчас в реджио-вдохновленной школе учатся 55 детей — в детском саду и в первых классах. А теперь внимание: рабочая группа профессионалов «Маяка» — 38 человек.
В детский сад очередь достигла 50 семей, в школе есть несколько свободных мест. Несмотря на это, руководитель проекта сотрудничает далеко не со всеми. Речь идет не об отборе детей, а скорее о готовности семьи к честному сотрудничеству в едином поле ценностей.
— Мы не сможем помочь, если родители придерживаются концепции «мы вам отдали ребенка, вот и обучайте». В том случае, когда мы действуем с родителями заодно, как партнеры, удается не просто разрешать разные вопросы, но и способствовать раскрытию потенциала ребенка, поддерживая страсть учиться и жажду жить, — говорит Ольга Хренкова.
Дети, открытые миру
Дети здесь невероятные. Они открыты миру. Когда заходишь в «Маяк», к тебе тут же походит ребенок и спрашивает: «Как твои дела?» Знакомиться с гостем — это же так интересно и, на самом деле, очень естественно. Во время экскурсии по «Маяку» мы неожиданно попали на концерт. Совершенно незапланированный. Просто дошкольники решили, что гостью стоит удивить танцем в стиле контемпорари. Впрочем, познакомившись с жизнью внутри «Маяка», понимаешь: здесь и не может быть иначе.
Детей и их родителей встречает «говорящая стена». Ежедневно педагоги документируют хроники детской жизни. «Вера придумала песню котенка», «Вова рассказал ребятам о жизни волков», «Рената показала, как танцуют листья», «Марк презентовал свою модель машины времени». Никаких формальных отписок вроде «развитие ребенка в пределах возрастной нормы». Затем свободное пространство, в Италии оно называется «Пьяцца» — место встречи, где так приятно здороваться утром, обниматься с педагогами и директором. В проекте есть преемственность между садом и начальной школой, в которую приходят выпускники. Сердце проекта — творческая мастерская («ателье»). Здесь нет готовых шаблонов и форм, но огромное количество бросовых материалов и материалов для творчества.
— Современные игрушки лишают детей воображения, обуславливают сценарии игры. А ведь ветка может легко превратиться в волшебную палочку, и из бумаги можно сконструировать платье принцессы… Именно это является провокацией для развития мышления, где из ничего ребенок может создать абсолютно все, — объясняет Ольга Хренкова.
Дети-«Маяки» помимо освоения основной образовательной программы любят играть в шахматы, обожают уроки программирования, игры по финансовой грамотности, а еще много времени проводят в библиотеке — тем более что почитать там можно лежа. Одно из самых любимых мест — комната тишины. Здесь можно порисовать песком или уединиться в «шалаше».
Ольга Хренкова пристально следит за своими выпускниками.
— Большинство легко адаптировались в частных и муниципальных школах города, страны, мира. Наши дети умеют общаться, любят учиться, умеют работать над проектами. С такими ребятами дружат одноклассники, а учителя отмечают их широкий кругозор и любознательность, креативное мышление, высокий уровень эмпатии и культуры, способность разрешать конфликты.
Способ передачи восторга
По словам основателя «Маяка», уникальность проекта в том, что эту школу «замечтали дети», а Ольга и ее муж Дмитрий построили ее с нуля, инвестируя в «Маяк» не только время, энергию, знания и опыт, но и 70 млн рублей.
— Наша новая амбициозная мечта — ответить на новый запрос от детей и растущего числа семей уже на среднюю школу, объединив возможности неравнодушных предпринимателей. И если вы, так же, как и мы, верите, что дети Красноярска заслуживают новую школу, и готовы внести свой вклад в ее создание в роли эксперта, строителя, архитектора, инвестора или мецената, приглашаем знакомиться! — обращается Ольга. В Италии именно неравнодушные родители с предпринимательским началом и педагоги-новаторы собственными силами построили школы, которые в 1991 были признаны лучшими, согласно Nesweek.
— Мы точно знаем, сотрудничая с сотнями семей, что Красноярску необходимы новые школы, где дети смогут быть бесстрашными в своих вопросах, а «учительство» будет реализовано как «способ передачи восторга». И мы по-настоящему верим, что в школе с говорящим названием «Маяк» счастливое детство станет прочнейшим фундаментом жизни каждого ребенка. Добро пожаловать в нашу школу!
КрасноярскУдачный
Троицкая, 22
+7 (391) 271 4037
reggiomayak@gmail.com
реджиомаяк.рф