Наталья Сагитова: «Кадры для новогоднего сезона лучше искать сейчас»

Что происходит с запросами на подбор персонала летом и как компаниям подготовиться к сезону, — Наталья Сагитова, директор консалтинговой компании PEOPLE, о летнем кадровом голоде.
— Помните басню «Стрекоза и Муравей»? Она отлично иллюстрирует подход бизнеса к планированию сезонной численности, только наоборот. Прошли осень…зима…весна и неожиданно настало лето. Начался активный сезон в Horeca, уличной торговле, строительстве, курортной зоне, сезонной добыче. И всем не хватает персонала. Вот вроде бы сферы все разные. Но что их объединяет? Не удивляйтесь — целевая аудитория кандидатов.
Что такое работа на сезон в хореке, уличной торговле и курортной зоне? Основные требования к кандидатам — «руки-ноги-голова», как говорят рекрутеры. Заказчик жалуется: «Вот раньше размещали объявление и откликами закрывали все потребности. А сейчас 3 тыс. просмотров и ни одного отклика за неделю». А заказчик в Приволжье отмечает, что с началом сезона рабочие с завода пошли рыбу ловить, потому что они там за сезон в несколько раз больше зарабатывают. Что общего у этих двух разных бизнесов? Потребность в низкоквалифицированном труде, за который в сезон готовы платить больше, чем рядовой работодатель в среднем по году.
Так почему же на всех не хватает кандидатов и что делать работодателю при подготовке к сезону? Сначала, почему не хватает:
- ушли сами-знаете-куда;
- покинули Родину;
- те, кто работал — продолжают работать;
- уехали на вахты, где они заработают больше, чем в городе на тех же вакансиях. Сюда попадают повара и кухонные работники (в подборе которых испытывают трудности хорека и гостиничный бизнес), монтажники, сварщики, машинисты тяжелой техники и пр.
К примеру, в феврале мы делали набор электромонтажников на объект в Южно-Сахалинске. Тогда их зарплатные ожидания колебались в диапазоне 60…80 тыс. рублей за месяц. Спустя три месяца, в мае, на тот же объект, те же кандидаты готовы были ехать уже не менее, чем за 120 тыс. в месяц. Почему? Потому что на рынке появились другие предложения. И единственным вариантом закрытия вакансий для работодателей стало повышение уровня дохода для кандидатов.
Но ведь на рынок вышли студенты и рабочие, прибывшие из теплых стран? Но студентов не хватает, а квотирование мест для иностранцев теперь сильно ограничено. Простая математика показывает: убыло больше, чем прибыло, что подтверждается фактом кадрового голода. Со студентами тоже не простая история. Требования свободного графика и ожидания по уровню дохода зачастую останавливают работодателя. И он не торопится их нанимать, предпочитая за те же деньги искать более компетентных. Тем самым загоняя себя на лестницу Пенроуза.
Динамика индекса hh показывает, что количество вакансий в отношении к количеству кандидатов на рынке растет в геометрической прогрессии. И по не официальным комментариям коллег: «Дна мы еще не достигли, падать еще есть куда».
Что может сделать работодатель, чтобы успешно отработать сезон? Давайте по порядку:
- Сбалансировать требования к кандидатам. Вы ищите людей на сезон. Отмените «опыт работы не менее…» и «…высокие коммуникативные навыки». Оставьте только то, что необходимо кандидату для выполнения функции;
-
Сместите фокус с требований к кандидатам на быструю систему обучения и ввода в должность. Это будет
а) дешевле,
б) точно даст необходимую квалификацию для выполнения функции на старте сезона; - Начните подбор и формирование резерва заранее. Нужны люди в июне — стартуйте в середине апреля. И это не шутка;
- Постройте процесс подбора в режиме «лайт». Важно быстро найти, быстро вывести на работу, а не оценивать и выбирать;
- Подумайте о себе и посмотрите на себя глазами кандидата. Вот таких как вы в сезон будет х10. Почему кандидат должен пойти именно к вам?
- Сделайте мониторинг рынка, посмотрите, кто еще конкурирует с вами за эту аудиторию, что предлагают, где ваше предложение относительно рынка?
- Рассмотрите вариант передачи функции внешнему подрядчику. Кадровые провайдеры прекрасно понимают сезонные колебания и умеют ими управлять.
И помните, сезонный персонал чаще всего необходим сезонному бизнесу. Кто такой «сезонный бизнес»? Это ИП и самозанятые, кто вчера сам был наемным рабочим, студентом. Чем больше в регионе бизнеса, тем меньше работников. Эта тенденция не изменится.
Треть лета уже прошла. А совсем недалеко старт новогоднего сезона. И поверьте, тоже самое будет работать и в новогодний сезон!
Готовьтесь и планируете заранее!