Наталья Сагитова: «Кадры для новогоднего сезона лучше искать сейчас»

Наталья Сагитова: «Кадры для новогоднего сезона лучше искать сейчас»
Иллюстрация: ДК

Что происходит с запросами на подбор персонала летом и как компаниям подготовиться к сезону, — Наталья Сагитова, директор консалтинговой компании PEOPLE, о летнем кадровом голоде.

— Помните басню «Стрекоза и Муравей»? Она отлично иллюстрирует подход бизнеса к планированию сезонной численности, только наоборот. Прошли осень…зима…весна и неожиданно настало лето. Начался активный сезон в Horeca, уличной торговле, строительстве, курортной зоне, сезонной добыче. И всем не хватает персонала. Вот вроде бы сферы все разные. Но что их объединяет? Не удивляйтесь — целевая аудитория кандидатов.

Что такое работа на сезон в хореке, уличной торговле и курортной зоне? Основные требования к кандидатам  — «руки-ноги-голова», как говорят рекрутеры. Заказчик жалуется: «Вот раньше размещали объявление и откликами закрывали все потребности. А сейчас 3 тыс. просмотров и ни одного отклика за неделю». А заказчик в Приволжье отмечает, что с началом сезона рабочие с завода пошли рыбу ловить, потому что они там за сезон в несколько раз больше зарабатывают. Что общего у этих двух разных бизнесов? Потребность в низкоквалифицированном труде, за который в сезон готовы платить больше, чем рядовой работодатель в среднем по году.

Так почему же на всех не хватает кандидатов и что делать работодателю при подготовке к сезону? Сначала, почему не хватает:

  • ушли сами-знаете-куда;
  • покинули Родину;
  • те, кто работал — продолжают работать;
  • уехали на вахты, где они заработают больше, чем в городе на тех же вакансиях. Сюда попадают повара и кухонные работники (в подборе которых испытывают трудности хорека и гостиничный бизнес), монтажники, сварщики, машинисты тяжелой техники и пр.

К примеру, в феврале мы делали набор электромонтажников на объект в Южно-Сахалинске. Тогда их зарплатные ожидания колебались в диапазоне 60…80 тыс. рублей за месяц. Спустя три месяца, в мае, на тот же объект, те же кандидаты готовы были ехать уже не менее, чем за 120 тыс. в месяц. Почему? Потому что на рынке появились другие предложения. И единственным вариантом  закрытия вакансий для работодателей стало повышение уровня дохода для кандидатов.

Но ведь на рынок вышли студенты и рабочие, прибывшие из теплых стран? Но студентов не хватает, а квотирование мест для иностранцев теперь сильно ограничено. Простая математика показывает: убыло больше, чем прибыло, что подтверждается фактом кадрового голода. Со студентами тоже не простая история. Требования свободного графика и ожидания по уровню дохода зачастую останавливают работодателя. И он не торопится их нанимать, предпочитая за те же деньги искать более компетентных. Тем самым загоняя себя на лестницу Пенроуза.

Динамика индекса hh показывает, что количество вакансий в отношении к количеству кандидатов на рынке растет в геометрической прогрессии. И по не официальным комментариям коллег: «Дна мы еще не достигли, падать еще есть куда».

Что может сделать работодатель, чтобы успешно отработать сезон? Давайте по порядку:

  • Сбалансировать требования к кандидатам. Вы ищите людей на сезон. Отмените «опыт работы не менее…» и «…высокие коммуникативные навыки». Оставьте только то, что необходимо кандидату для выполнения функции;
  • Сместите фокус с требований к кандидатам на быструю систему обучения и ввода в должность. Это будет
    а) дешевле,
    б) точно даст необходимую квалификацию для выполнения функции на старте сезона;
  • Начните подбор и формирование резерва заранее. Нужны люди в июне — стартуйте в середине апреля. И это не шутка;
  • Постройте процесс подбора в режиме «лайт». Важно быстро найти, быстро вывести на работу, а не оценивать и выбирать;
  • Подумайте о себе и посмотрите на себя глазами кандидата. Вот таких как вы в сезон будет х10. Почему кандидат должен пойти именно к вам?
  • Сделайте мониторинг рынка, посмотрите, кто еще конкурирует с вами за эту аудиторию, что предлагают, где ваше предложение относительно рынка?
  • Рассмотрите вариант передачи функции внешнему подрядчику. Кадровые провайдеры прекрасно понимают сезонные колебания и умеют ими управлять.

И помните, сезонный персонал чаще всего необходим сезонному бизнесу. Кто такой «сезонный бизнес»? Это ИП и самозанятые, кто вчера сам был наемным рабочим, студентом. Чем больше в регионе бизнеса, тем меньше работников. Эта тенденция не изменится.

Треть лета уже прошла. А совсем недалеко старт новогоднего сезона. И поверьте, тоже самое будет работать и в новогодний сезон!

Готовьтесь и планируете заранее!

Самое читаемое
  • «Мы стоим по ту сторону забора и пытаемся конкурировать за сотрудников, которых нет»«Мы стоим по ту сторону забора и пытаемся конкурировать за сотрудников, которых нет»
  • В Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районахВ Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районах
  • В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?
  • «Группа Синара» запустит производство трамваев в Екатеринбурге«Группа Синара» запустит производство трамваев в Екатеринбурге
  • Контрольный пакет акций завода «Исеть» в Каменске-Уральском передан «Ростеху»Контрольный пакет акций завода «Исеть» в Каменске-Уральском передан «Ростеху»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.