Вырасти за лето: особенности детского туризма

Вырасти за лето: особенности детского туризма
Иллюстрация: ДК

Детский образовательный туризм меняется. И не только из-за геополитических вводных, но и за счет новых смыслов образования. Основатели учебных заведений рассказали о практике организации путешествий.

Каждый выбирает по себе. Кэмпы, экспедиции, природу...

Форматы детского образовательного туризма многогранны и вариативны. Выбирая свой, каждое частное учебное заведение фокусируется на том, что отвечает ценностям образовательной стратегии в целом.

В школе развития «НооГен» для каждого выезда выбирают новую локацию. Главный критерий — возможность провести как можно больше полевых исследований: научных, гуманитарных и даже маркетинговых. Такая экспедиция проходит каждое лето — на две недели группа погружается в природу и культуру еще неизвестной им территории.

Большинству участников 13…17 лет, и мы разворачиваем содержание так, чтобы оно максимально попадало в запрос этого возраста: самореализация, возможность выбора и наделение каждого той ответственностью, которую он может на себя взять, — объя­сняет Сергей Медведчиков, исполнительный директор «НооГена».

Школа твоих достижений «Солнечный город» два года работает в коллаборации с краевым отделением Русского географического общества. 150 человек — ученики, родители и педагоги, выезжают за 700 км от Красноярска, в лагерь «Ермак». Предварительно все участники вместе разрабатывают наполнение поездки: продумывают экскурсионные маршруты, циклы лекций и семинаров, творческие проекты.

Это образовательное событие — органичная и важная часть жизни школы. Но если организаторами будут только взрослые, ценность события для детей пропадет, поэтому ученики полностью включены в процесс, — рассказывает Инна Шамрай, основатель «Солнечного города».

В сети семейных центров «Умка» реализуют сразу несколько форматов: лагерь под Красноярском UMKA Camp, проект «Умный Красноярск», а также поездки по городам внутри страны. Конкретный выбор зависит от интересов ребенка, подходящего режима пребывания и доступного бюджета.

Раньше ученики «Умки» отправлялись и за рубеж, но несколько лет назад переориентировались на внутренний туризм.

Наша команда сама составляет маршруты и пишет программы. Школа вожатых у нас тоже собственная: зачастую в нее приходят те, кто регулярно проводил лето в UMKA Camp, там же стал волонтером, а после перешел на следующую ступень. Это их профессиональный рост: мы оплачиваем эту работу, и так дети легально зарабатывают первые деньги, — рассказывает Татьяна Андреева, основатель «Умки».

Но дороги за рубеж не закрыты окончательно: например, в международной языковой школе «Окей» продолжают организовывать программы сразу в нескольких направлениях. Самыми востребованными остаются языковые погружения и профориентационные тренинги.

Несколько лет назад мы стали продвигать программы, которые проходят на кампусах университетов Великобритании, Канады, Испании. Наши ученики могут побыть студентами этих заведений и протестировать для себя конкретную специальность. Это мини-группы максимум до 20 человек, с которыми отдельно работают профессора и педагоги университетов, — рассказывает Татьяна Москаленко, основательница школы «Окей».

Вырасти за лето: особенности детского туризма  1

Большая страна и большой мир

С трудностями логистики за границей сталкиваются не все, ведь внутренний туризм набирает обороты.

Например, группа «НооГена» путешествует только по городам России и странам СНГ. В первую очередь это связано с численностью: школа выезжает полным составом, а это около 100 человек.

Мы выбираем места, в которые многим было бы интересно попасть, но куда фактически мало кто доберется: окрестности Архангельска, остров Русский возле Владивостока, Киргизия. И, конечно, Хакасия, Алтай, Дальний Восток, Подмосковье, — рассказывает Сергей Медведчиков.

Многие из этих территорий облюбованы и учениками «Умки». Приезжают они и в города, которые славятся сильными учебными заведениями — как правило, высшего образования. Так, на карте «Умки» появились Москва и Санкт-Петербург, Сочи и Калининград, Новосибирск.

Раньше в списке были Швейцария, Англия, США и Европа, но пока от них пришлось отказаться.

А вот география, в рамках которой путешествуют ученики школы «Окей», продолжает оставаться обширной. Фактически из привычных маршрутов исчезла только Польша, куда с сентября 2022 не могут въехать граждане РФ с шенгеном. Другие страны, к визитам в которые привыкли ученики школы, остаются в доступе: границы можно пересечь по туристическим визам.

Любая такая поездка включает в ребенке внутренний маячок самостоятельности. И позволяет «примерить» другую страну, провести ее тест-драйв. Здесь же и практика языка, изучение культуры, знакомство с возможностями образования — зачастую оно в два…три раза бюджетнее, чем в России. Одна поездка может в корне поменять представление ребенка о самом себе и мире, — говорит Татьяна Москаленко.

В рамках бюджета

Финансовый аспект зависит от экономической ситуации. Это данность. На стоимость путешествий влияет динамика цен на проживание, питание и транспорт. В случае с зарубежными поездками понадобится учесть еще и валютный курс.

Например, в языковой школе «Окей» летняя программа, в которую включены практика языка и экскурсии, обойдется в диапазоне €800…1500. Для аналогичной поездки в страны Европы понадобится €2…2,5 тыс. А чтобы оплатить участие в специализированной проф­ориентационной программе, потребуется уже €3500…4500. Как правило, в эти суммы не включены перелеты и визовые расходы.

Путешествия внутри России пока остаются более бюджетными, хотя и здесь наблюдается тенденция роста.

В «НооГене» на путевку понадобится $1000…1300. Правда, дополнительных расходов потребует дорога до локации, которая станет точкой исследований.

На двухнедельную смену в лагере «Умки» можно выделить порядка $600…800. Примерно такую же сумму закладывают на 10-дневную поездку по России.

Вырасти за лето: особенности детского туризма  2

Не только для детей

Все чаще в такие поездки включают и родителей. Через эти «семейные школы» взрослые и дети учатся выстраивать более ясную и комфортную коммуникацию.

У нас есть жесткий принцип: каждый участник вне зависимости от возраста принимает одинаковое участие во всем, что происходит. И родитель вдруг видит своего ребенка совсем другим: погруженный в среду, где много сильных, умных, талантливых сверстников с мотивацией, он и сам становится более активным, интересующимся, смелым. В другую сторону это тоже работает: как правило, в повседневности родителя трудно увидеть интересным и сильным. А здесь дети наблюдают, как родители спорят, иногда ошибаются или оказываются в затруднении, и видят их совсем другими, — объясняет Сергей Медведчиков.

Все спикеры уверены: необходимо давать ребенку возможность действовать по собственному выбору, принимая на себя ответственность за каждое решение и его последствия. Поэтому в частных школах усиленно работают с навыками, которые формируют самостоятельную личность: одна из основных функций образовательных событий — определенной степени сепарация, которую дети проходят в безопасной атмосфере и близком окружении.

Если мы хотим уверенного, самостоятельного, осознанного ребенка, нужно давать ему уникальный опыт взросления, который лучше всего происходит в сепарации. Тогда дети будут готовы к возможностям, которые родители готовы им предоставить, — считает Татьяна Москаленко.

Вырасти за лето: особенности детского туризма  3

Тенденции и тренды в сфере детского отдыха 

(из исследования, проведенного Roscamps)

Тенденции

1. Ежегодное уменьшение количества объектов детского отдыха и оздоровления.
2. Уменьшение процентного соотношения отдохнувших детей в лагерях всех форм к общему количеству детей в РФ.
3. Сокращение количества палаточных лагерей и детей, в них отдохнувших.
4. Сокращение количества санаторно-оздоровительных лагерей и количества детей, в них отдохнувших (32,2% за 2021...2022).
5.  Уменьшение продолжительности смен и увеличение стоимости услуг.
6. Постоянное ужесточение требований, увеличение и без того избыточных нормативных требований.
7. Нарастающий дефицит рабочей силы.
8. Увеличение количества организаций, реализующих собственные программы детского отдыха и не имеющих собственную базу размещения.

Тренды

1. Рост потребности уровня комфорта в детском отдыхе.
2. Запрос на формат VIP-лагерей для детей.
3. Рост интереса родителей к авторским программам детского отдыха, совмещенных с обучением.
4. Рост интереса к формату «туризм впечатлений» — приключенческие, интерактивные, спортивно-туристические, практико-ориентированные программы детского отдыха.
5. Влияние кешбэка на выбор лагеря или программы: зачастую приобретаются путевки не на то, что нравится, а на то, что входит в программу кешбэка.
6. Трендвотчингом и трендсеттингом в детском отдыхе занимаются, как правило, частные, а иногда и ведомственные лагеря, те, для кого важно быть в гуще событий, формировать оригинальный продукт и привлекать под него свои клиентские потоки. Это является для них залогом успешного развития и финансового благополучия. То есть, по сути, они являются лидерами изменений и сами формируют тренды — это лидеры отрасли, за которыми идут другие детские лагеря или организации сферы детского отдыха.

Методология 

Применительно к сфере детского отдыха определялись тенденции ее экономического развития, относящиеся к количественным и качественным показателям (количество объектов детского отдыха, численность отдохнувших детей, стоимость и содержание продукта/услуги и т. д.) Также рассматривались тренды покупательского спроса, развития тех или иных форм детского отдыха и оздоровления, направленности программ и т. д.

 

Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.