Руслан Сафин: Мы не заметили ни «черных пятниц», ни новогодних авралов

Руслан Сафин: Мы не заметили ни «черных пятниц», ни новогодних авралов
Иллюстрация: ДК

Тарифы на грузоперевозки в среднем по краю с начала года выросли на 30…40%. При этом на спросе это не особо отразилось.

Логистика в Красноярском крае — отрасль весьма непростая. С одной стороны, география региона требует большого объема, условно говоря, малых перевозок — в масштабах районов. Но перевозчиков на них нет: там довольно низкая маржинальность, да и платежеспособность оставляет желать большего. По этим же причинам туда не заходят крупные игроки, которых больше интересуют основные цент­ры потребления. Однако в последние два года эта дорога, и без того не самая ровная, стала еще менее напоминать шоссе.

Дело в том, что после февраля 2022 в логистике — не только в крае, но и в целом по России — начались сложности. Сначала возник дефицит техники. До этого все активно сидели на европейских тягачах. Но их срезали санкциями. Китайцы же на тот момент оказались не готовы закрыть выпавшие объемы: у их машин не было сертификации и прочих документов, необходимых для ввоза в Россию и работы здесь. Постепенно ситуация выправлялась, и первые грузовики из Поднебесной заехали на наш рынок в начале 2023, а к лету подтянулись и все остальные.

В итоге в ноябре дефицит техники сошел на нет, но до этого рынок жил в ситуации жесточайшего превалирования спроса на перевозки над их предложением. Она усугублялась еще и проблемами с водителями. Дело в том, что февраль 2022 сильно сократил потоки. Работы стало меньше, а водителей, как следствие, — с избытком. И многие работодатели в тот период пренебрегли индексом потребительских цен, заморозив зарплаты. Как итог, водители стали уходить туда, где могли заработать больше, например, в дорожное строительство, которое тогда активизировалось, и понадобилось много самосвалов, а значит, стали расти зарплаты. В итоге, когда происходящее уже нельзя было не замечать, у ряда игроков уже простаивало (с заказами, но без водителей) от 5% до 10% парка. И чтобы восстановить паритет кадров на рынке, зарплаты пришлось повысить очень существенно — по некоторым сегментам рост доходил до 80…85%.

Все это в конечном итоге привело к тому, что тарифы на грузоперевозки в среднем по краю с начала года выросли на 30…40%. При этом на спросе это не особо отразилось. Да, в феврале 2022 он упал примерно на 30%, но потом стал стремительно расти и сейчас добрал до прежнего объема. Но тут машину снова качнуло: увеличение ключевой ставки настолько резко ударило по потреблению, что мы не заметили ни «черных пятниц», ни предпраздничного аврала, ни всего остального подобного. Раньше на период с октября по декабрь приходился пик грузовых перевозок. В этом же году ничего такого не было.

Между тем я полагаю, что по итогам года спрос вернется к динамике, которую показывал прежде — увеличение на 5% в год. Никаких рыночных предпосылок к тому, чтобы этого не произошло, я не вижу: техника есть, и дефицита ее я не прогнозирую, водители вернулись и работают, тарифы хоть и выросли (и, по нашим прогнозам, в 2024 прибавят еще примерно 20%), но в среднем некритично. Соответственно, можно ожидать увеличения на 5…10% и объемов перевозок.

Самое читаемое
  • Уральские строители прогнозируют критическое снижение объема ввода жильяУральские строители прогнозируют критическое снижение объема ввода жилья
  • Чайлдфри — все? Студенты Екатеринбурга пересмотрели свое отношение к родительствуЧайлдфри — все? Студенты Екатеринбурга пересмотрели свое отношение к родительству
  • Экс-вице-мэр Екатеринбурга Контеев после освобождения по УДО займется внуками и храмамиЭкс-вице-мэр Екатеринбурга Контеев после освобождения по УДО займется внуками и храмами
  • Множество предприятий сидит «на подсосе». Что думают банкиры об экономике РФМножество предприятий сидит «на подсосе». Что думают банкиры об экономике РФ
  • Вице-президент «Транснефти» скончался, выпав из окнаВице-президент «Транснефти» скончался, выпав из окна
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.