Зачем современный рынок недвижимости переходит на цифру
Цифровые технологии, все больше проникающие в нашу жизнь, не обошли стороной рынок недвижимости и строительную отрасль в целом. Так, 2024 будет годом заметной цифровизации девелоперов.
Это, безусловно, переход на ТИМ (технологии информационного моделирования), а также использование искусственного интеллекта, технологий Big Data и нейросети. О том, как изменился процесс покупки с приходом IT-систем и какие выгоды это открывает покупателям квартир, рассказывает Галина Чупина, заместитель руководителя отдела продаж УСК «Сибиряк».
Продажи различных товаров и услуг все больше переходят в Интернет. И застройщики также стали внедрять технологии удаленных продаж и даже онлайн-продажи жилой недвижимости. Да, первые шаги несколько лет назад сделала власть, запустив Единую информационную систему жилищного строительства (ЕИСЖС) на сайте наш.дом.рф. Мотивация понятна: нужно было решать проблему обманутых дольщиков, и не на реактивном, а на проактивном уровне. Ставка, кстати, сыграла: сервис проверки новостроек действительно смог сделать рынок более прозрачным, а покупателей недвижимости — более защищенными, ведь теперь не составляет труда зайти на сайт, найти дом, в котором ты хочешь купить квартиру, выяснить, нет ли у застройщика проблем, и изучить всю документацию по проекту.
Покупатели стали активно этим пользоваться, постепенно меняют привычки. И мы — застройщики — ответили. Сначала самые прогрессивные, а затем и все остальные. В итоге сегодня уже невозможно представить себе сайт строительной компании, где нельзя было бы увидеть модель жилого комплекса, планировку квартиры и даже пройти виртуальный 3D-тур.
Покупатель погружается в цифровой мир и может принять решение о покупке быстрее, не тратя время на посещение офиса продаж. Он может оперативнее получить ответы на свои вопросы, так как застройщики начали расширять арсенал инструментов для коммуникации с клиентами. К примеру, мы сейчас общаемся с ними во всех доступных мессенджерах, через соцсети и, естественно, по телефону. Это очень удобно для клиента и упрощает процесс принятия решения. Современный клиент при выборе объекта самостоятельно проходит большой путь. И это становится обычным для нового поколения покупателей. Консервативные методы также остаются доступны: это и классические встречи в офисе, и переговоры с менеджером, и даже экскурсии на реальную стройку. Подключение новых каналов — это для застройщика способ эффективно выстроить работу, автоматизировать рутину и снизить трудозатраты.
К онлайн-процессу подключились другие стороны. Так, чтобы подать заявку на ипотеку, больше не надо ехать в банк: заходишь на сайт, заполняешь анкету, получаешь доступ в личный кабинет, и все. Дальше кредитная организация сама в автоматическом режиме подтянет информацию с Госуслуг и примет решение (кстати, тоже значительно быстрее, чем в варианте «через офис»).
Ушли в прошлое и поездки в Регпалату. Их заменили походы в МФЦ. А помните, сколько времени нужно было потратить, чтобы зарегистрировать договор, а затем получить свидетельство о регистрации? Больше такой необходимости нет — все можно сделать дистанционно, а именно провести электронную регистрацию сделки в офисе застройщика. Причем при очном посещении МФЦ регистрация занимает порядка пяти дней, а при электронной подаче — всего день…два.
Набирает популярность принцип «одного окна» Таким образом, выбрать и забронировать квартиру, оформить ипотеку, составить договор с застройщиком, подписать документы с помощью ЭЦП (электронно-цифровая подпись), сдать на электронную регистрацию можно в одном месте, без лишних передвижений по городу и в максимально короткие сроки. Удобное решение для покупателей из других городов и регионов.
Рынок недвижимости все больше начинает жить по правилам маркетплейсов. Человек изучает предложение, находит, что ему нравится (чаще всего несколько вариантов) и пускает «пробный шар» коммуникации — тот, кто первый отреагировал и чей сервис оказался удобнее, получает покупателя. Поэтому, я уверена, процесс цифровизации в нашем сегменте будет продолжаться, поле для этого еще довольно широко. Конечно, ответственные застройщики никогда полностью не свернут очные отделы продаж. Мы ведь понимаем, что онлайн-продажа — это альтернатива живому общению, а не его замена. И есть люди, которым важно увидеть глаза человека напротив, услышать живую информацию. Им нужно дать такую возможность, потому что строим мы в первую очередь для людей. А значит, и процесс продажи должен быть ориентирован на их потребности — во всем их многообразии.