Какими финансовыми проблемами «болеет» бизнес?
«Деловой квартал» спросил красноярских финансистов, какими «заболеваниями» в этом сегменте чаще всего страдает малый и средний бизнес и чем это может для него обернуться.
Мешает узость финансового мышления
Игорь Артемьев
налоговый и финансовый консультант, основатель юридической фирмы «ДарккарА»:
Одной из главных недоделок финансовой стороны ведения бизнеса у малых и средних предприятий является то, что система управления финансами содержит поверхностные показатели — без аналитики по бизнес-процессам. При таком подходе теряется возможность среднесрочного планирования и оценки рисков, которые в итоге и не ведутся. Даже если предприниматель пытается внедрять у себя отдельные элементы бюджетирования, то это происходит несистемно, а сами эти элементы оказываются не связанными между собой.
Вообще, халатное отношение к управлению финансами организации отражается на всех сегментах бизнеса. Так, например, системы KPI (если о них вообще заходит речь) создаются отдельно для разных подразделений и без ориентации на общий результат. Текущие вызовы импорта, логистики и удорожания кадров не балансируются с ростом цен на услуги и работы, которые выставляются клиентам. А это напрямую приводит к снижению маржинальности.
С другой стороны, банки сегодня очень пристально смотрят на то, как компания управляет финансами. И если видят в этом какие-либо недочеты, то, соответственно, меняют свои оценки организации. Итог: рост стоимости заемного капитала (чем хуже отлажены финансы, тем выше ставки по кредитам) и потеря возможностей привлекать длинные деньги.
Существенная узость финансового мышления в совокупности с внешними факторами воздействия серьезно подъедает запасы «кубышек» предпринимателей, создает стимулы увести бизнес в «серую зону». В некоторых случаях просчеты в управлении финансами ведут к банкротству и существенному повышению рисков появления претензий со стороны надзорных органов.
Отдельно можно выделить воздействие высокой ставки рефинансирования и проблемы с платежами за рубеж. Этот фактор фактически приводит к парализации бизнеса.
«Кубышки» не бездонны, у многих они поизносились еще в период пандемии.
В результате уже сегодня часть предпринимателей ведет свое дело по инерции, а некоторые даже задумываются о выходе из бизнеса. При этом те, кто на регулярной основе внедрил у себя системы управления финансами, чувствуют себя довольно уверенно, что в очередной раз говорит о важности этого направления для всего предприятия.
Подводит отсутствие планирования
основатель агентства «БухгалТерра»:
Если рассматривать бизнес с точки зрения списка его проблем, то именно бухгалтерский учет и контроль финансовых потоков будут находиться в верхней части этого списка. Дело в том, что владельцы малого бизнеса предпочитают тратить время на продажи, маркетинг, управление отношениями с клиентами, но не на финансы своей организации. Это парадокс, но так и есть. Тем не менее именно эти процессы являются ключевыми в любом бизнесе.
Постоянные ошибки в бухгалтерском учете становятся серьезной угрозой для роста бизнеса в долгосрочной перспективе, потому что, не отладив финансовую сторону, невозможно масштабироваться. Вся работа начинает больше походить на топтание на месте и тушение пожаров, чем на собственно развитие.
Руководители малых предприятий сегодня совершенно не приучены планировать. Особенно в части учета налогов и их влияния на ценообразование
Откуда они берут свои цены? Ответ чаще всего такой: «Их диктует рынок». Т.е. ни налоги, ни массу затратных статей они в цене просто не учитывают. А потом вдруг оказывается, что денег заплатить ФНС нет. И начинается поиск решений сокращения этих платежей, ухода от них и т. д. А это уже привлекает внимание налоговой. Мы снова ищем способы потушить теперь этот пожар — и так по кругу. О каком развитии в такой ситуации может идти речь?!
С бухгалтерией так же: вечный поиск того, кто бы подешевле посчитал налоги, сделал декларацию и т. п. А надо решать фундаментальную задачу, суть которой в том, чтобы максимально оцифровать все процессы компании. У нас же малый бизнес считает, что управление — это чтоб на счету у тебя были деньги и он мог проводить платежи. А это не так — задача куда глубже и объемнее.
Тормозит незнание реальной финансовой картины
Ксения Нехороших,
Наталья Ананьева
основатели компании FINCLEVER:
В сфере учета лежит и еще одна проблема — складская. Дело в том, что управление запасами — это тоже финансы, но предприниматели не смотрят на них с этой стороны. Итог: большое количество денег переходит в неликвидное состояние, и, как правило, компания в таких ситуациях начинает ощущать острый дефицит средств.
К этим же результатам приводит отчетность, разработанная самим предпринимателем. Если собственник говорит, что у него все отчеты есть, но он не знает причины кассовых разрывов, это для нас сигнал о том, что отчетность эта, скорее всего, является «вновь изобретенным велосипедом», ведь правильно методологически выстроенная отчетность дает однозначный ответ на вопрос о причинах нехватки денег.
Во всех этих ошибках есть одно большое негативное последствие для любого бизнеса. При выходе собственника в масштаб, когда бизнес ставит перед собой амбициозные цели и начинает получать больше выручки, как правило, снижается его доходность, а некоторые отрасли уходят в убыток.
Зачастую для роста бизнес привлекает платное финансирование, что, особенно с учетом текущих реалий и больших процентов, делает чистую прибыль недостижимой
Для ее получения и нужно оперативно вести управленческую отчетность и планировать бюджеты.
Разоряет отсутствие финансовой модели
основатель компании «БухСтоун»:
Если говорить о том, какие вопросы управления финансами наиболее часто не решены у малого и среднего бизнеса, у меня есть короткий ответ — практически все. Начнем с простого. Спросите предпринимателя, какова у его бизнеса рентабельность и чистая прибыль. В лучшем случае услышите очень гипотетические цифры, а чаще — что-то маловразумительное. Все оперируют выручкой. И мало кто задумывается над тем, сколько он реально зарабатывает.
Особенно остро эта проблема стоит в малом бизнесе и у микропредприятий. Сложность в том, что собственник здесь чаще всего ремесленник. В том смысле, что он сам постоянно занят операционной деятельностью и ему просто некогда считать. Да и не хочется — ведь, как он думает, есть куда более важные задачи. А их на самом деле нет.
Дело в том, что только полностью оцифрованные через деньги бизнес-процессы способны дать полное представление о том, что происходит у тебя в компании: откуда берутся деньги, куда они уходят, где теряются безвозвратно, а где этих потерь можно не допустить. И тут можно начинать строить финансовую модель бизнеса, которой у МСП, как правило, нет. Между тем именно (и только) она позволяет четко понять, где ты находишься в финансовом смысле и, что не менее важно, куда идешь.
Финансовая модель — это как бы скелет бизнеса, который показывает, на чем он строится. Это позволяет избежать многих проблемных мест и решений.
Как пример. Есть тендер, скажем, на 50 млн рублей. Часто предприниматель просто видит эту цифру и решает, что вполне способен ее заработать. И вот если у компании (да и в голове человека) нет финансовой модели, он будет обречен на попадание сразу в несколько ловушек. Во-первых, деньги он получит только по закрытии контракта, и то с изрядной отсрочкой. А вот НДС надо будет с этих денег уплатить независимо от того, рассчитались с тобой или нет. Во-вторых, а есть ли у него ресурсы, чтобы выполнить условия контракта — допустим, отремонтировать дорогу? Нужны люди, которым придется платить; материалы, что нужно купить; техника и т. д. Можно взять кредит. Вот только проценты по нему хорошо бы заложить в себестоимость.
И очень часто оказывается, что если учесть все эти нюансы и посмотреть на них через призму финансовой модели, то госконтракт будет уже не так привлекателен.
Недоучет всего этого грозит огромными кассовыми разрывами, закредитованностью, долгами и прочим подобным. Все это чаще всего ведет к закрытию бизнеса. И хорошо, если удастся отделаться только банкротством. А ведь можно и в конфликт с законом вступить.