Человек человеку кадр: лайфхаки от первых лиц

Человек человеку кадр: лайфхаки от первых лиц
Иллюстрация: ДК

О человеческом капитале, самой актуальной для бизнеса теме, собственники и руководители красноярских компаний говорили через реальные кейсы, но главное — искренне.

Семь спикеров паблик-тока не просто поделились своими историями, они прошли экспресс-школу публичных выступлений с тренером Ольгой Дубровской. Этот путь включал выбор темы, составление тезисов, продумывание интерактивных элементов для взаимодействия с аудиторией, а также навыки собственно выступления на сцене и донесения нужных для бизнеса и спикера сигналов.

Все предварительные встречи и репетиции проходили в пространстве всесезонного гольфа Golfstation в креативном кластере «Квадрат». Здесь на трех симуляторах можно в любое время года отработать удары, чтобы подготовить себя к игре на зеленых полях «Юдинской долины». Спикеры паблик-тока отработали в Golfstation точное попадание в тему паблика и запросы аудитории, чтобы ярко и эффективно выступить на Деловом пикнике.

«Есть проблемы с персоналом? Займитесь собой»

Человек человеку кадр: лайфхаки от первых лиц 1Ольга Свежинская, основатель и руководитель торгово-производственной компании «ПакетМаркет»

— Трудности с подбором персонала были всегда, все те 20 лет, что я в бизнесе. Однако в последние полтора…два года поиск сотрудников — это сверхзадача! В один из таких «заплывов» за кадрами я вдруг осознала, что ищу не тех — выбираю людей «из прошлого». Они привыкли к стабильности и, увы, не умеют работать в быстро меняющихся условиях. Сотрудник может уволиться просто потому, что устал. Многие не берут на себя ответственность, потому что это привязывает. «Испытательный срок» звучит сегодня как пережиток. В эпоху вихрей такие сотрудники, как птицы, которые не могут летать — просто не умеют.

И первый вывод, который я делаю, — в турбулентное время собственник должен сам включиться в работу компании на 100% и сменить старую парадигму на новую. Как говорит Ричард Брэнсон, «в конце концов вам придется послать все к черту, просто взяться за дело и попытаться преуспеть».

Закономерный вопрос: а смогут ли сами собственники летать в эпоху вихрей? Отсюда мой второй вывод — начни с себя! «Я знаю, что ничего не знаю», — сказал Сократ 25 веков назад. Идея проста: если я знаю о своем незнании, значит, я знаю больше, чем остальные. Сократ прав! Я поняла, что ничего не знала: не знала, как привлечь и удержать орлов из нового поколения. Не знала, как быть интересной для них — в этом я «чайник». Прийти к этому третьему выводу было очень болезненно. Но именно это запустило цепочку перемен и подарило главную мысль: сотрудники должны влюбиться в вас лично, потом в вашу компанию и в ваш продукт. И тогда они станут больше чем сотрудниками — они станут «вашими людьми». Поэтому, если у вас есть проблемы с персоналом, посмотрите сначала на себя, займитесь собой — и тогда все получится!

«Энергию компании питает энергия ее основателя»

Человек человеку кадр: лайфхаки от первых лиц 2

Асиф Алиев, владелец сети кофеен Lunga Сoffee

— Кадры и команда — самые ценные составляющие бизнеса. Но начинать всегда надо с себя! Менять себя я начал после пандемии. Помните это время? Полная апатия, но ответственность за коллектив и обязательства никто не отменял… В этих сложных условиях уровень моей энергии упал до нуля. Как его поднять? Я выбрал спорт! Как бы ни было сложно, шел и занимался. За два года скинул почти 15 килограммов. Сейчас спорт — это важная часть моей жизни: шесть…семь тренировок в неделю в любую погоду.

Так я поднял уровень своей энергии, а следом и боевой дух, свой и команды. С этого года корпоративным спортом компании стал волейбол. Играем в него каждую среду, а после едем ужинать. Все это за счет компании! К слову, принимая на работу нового сотрудника, управляющий сети отдает предпочтение тем, кто играл в школе в волейбол. Объяснение простое: волейбол, как и бизнес — это командная игра.

Конечно, одним волейболом кадровый вопрос не решить. В нашей сфере большая проблема с профессиональными кадрами. В кофейнях работают очень молодые ребята, как правило, студенты. Жизненный цикл сотрудника — в среднем два…три года: ребята вырастают и уходят, это нормальный процесс. Чтобы нарастить кадровый потенциал компании, в этом году мы запустили свою школу бариста. «Лучшие кадры и лучший кофе!» — сейчас это задача № 1. В школе три образовательные группы: новички, которые хотят работать бариста; те, кто уже работает в баре, но хочет повысить свои компетенции; кофеманы, которые пьют кофе и хотят в нем разбираться. Через эту площадку мы не только выращиваем кадры — и для себя, и для индустрии, но и формируем классную тусовку для всех, кто крутится вокруг кофе. А это отличное вложение в HR-бренд компании!

«Корпоративный портал — это пульс компании»

Человек человеку кадр: лайфхаки от первых лиц 3

Анна Павленко, основатель международной сети ломбардов и нескольких ювелирных бизнесов 

— Я строю бизнес более 18 лет, сначала в России, а теперь и за рубежом. В 2005 открыла первую точку, ломбард, а уже через год — первый магазин ювелирных украшений, и все завертелось! Я любила работать, но первые лет восемь почти не отдыхала, а если и уезжала, то всегда с телефоном. Неудивительно, что случилось выгорание, не хотелось ходить на работу. Хотелось путешествовать и жить там, где нравится. Что делать? Продать компанию? К счастью, нашлось другое решение — автоматизация. Так восемь лет назад появился наш корпоративный портал. Автоматизация решила массу проблем: информация была упорядочена и перестала теряться, а взаимодействие разных отделов стало более слаженным. Это особенно важно сейчас, когда компания работает в 16 городах в семи регионах России, а также в другой стране.

Какое отношение автоматизация управления имеет к кадрам? Для молодых сотрудников это аргумент работать именно у нас! Во-первых, портал — это цифровое пространство, что важно для молодежи, которая живет в соцсетях и мессенджерах. Во-вторых, наш портал — это уважение личного пространства, что молодое поколение очень ценит. В-третьих, на портале все понятно и прозрачно. Появилась задача: мы собираем команду, фиксируем сроки и ответственных. Работа в единой информационной системе — это про доверие и четкие правила.

Может показаться, что автоматизация — это не про людей. Но наш корпоративный портал — это соцсеть в миниатюре. У него есть и своя энергетика, и своя метафизика. Корпоративный портал сегодня — это пульс компании!

Новые решения открывают для предпринимателя новые вдохновляющие перспективы. Я, например, начала консультировать предпринимателей, которые хотят быстро перенять мой опыт. И открыла ювелирное ателье авторских украшений с драгоценными и полудрагоценными камнями — наслаждаюсь сама и дарю радость моим заказчикам.

«Мониторинг настроения сотрудников сократил «текучку» на треть»

Человек человеку кадр: лайфхаки от первых лиц 4

Станислав Федоров, заместитель управляющего Красноярским отделением Сбербанка по корпоративному бизнесу

— Важный для эффективности бизнеса параметр — уровень энергии сотрудников. Если в небольших организациях он интуитивно понятен, то в такой корпорации, как Сбер, где больше 200 тыс. сотрудников, требуется системный, основанный на измеримых данных подход. Простой и эффективный инструмент для этого — опросник настроения. Мы в Сбере начинали с простого: задавали всего один вопрос: «Как у вас настроение?» — и просили оценить его по десятибалльной шкале. Опросы проводим раз в квартал (делаем их анонимно, чтобы получить объективный срез, а не социально ожидаемый результат) и наблюдаем за динамикой. Регулярный мониторинг позволил сократить текучесть кадров в нашем подразделении на 30%, а производительность увеличить на 20%.

Есть три ключевые причины, из-за которых уровень энергии сотрудников сокращается. Первая и главная — взаимоотношения с коллегами. Очевидная, казалось бы, вещь, но порой руководители упускают ее из вида.

Второй блок причин связан с взаимоотношением сотрудников и руководителя. В Сбере мы используем такой инструмент, как NPS (Net Promoter Score). Если NPS руководителя меньше 30%, то это серьезный повод задуматься и как минимум начать разговаривать с сотрудниками не только о работе.

Третий блок — бытовые причины. Как правило, именно здесь скрыты самые легкие победы. Так, замена стульев в одном из подразделений позволила увеличить производительность на 15%.

Опрос проведен, результаты ясны, а что дальше? На самом деле, основное уже сделано. Качественная диагностика обозначает проблемы, а понимая их, не так сложно составить план, как именно поднять уровень энергии и настроения сотрудников. Ведь что измеряется, то улучшается.

«Сотрудник может вырасти в адвоката бренда»

Человек человеку кадр: лайфхаки от первых лиц 5

Владимир Бубенко, управляющий директор банка ВТБ в Красноярском крае и Республике Хакасия

— Какой уровень текучести в массовых должностях приемлем? 5, 10, 30% в год? В ВТБ в Красноярском крае и Хакасии работают порядка 1 тыс. человек. При уровне текучести, к примеру, 20% в компании из тысячи человек будет 200 новичков. Это много. Как с этим работать? За каждой должностью стоит увидеть человека, и тогда он может вырасти в настоящего адвоката бренда.

Первый вопрос руководителя: что я знаю о сотрудниках как о людях, о том, как они живут за пределами рабочего времени? Приведу пример. Сотрудник попадает в ДТП и берет большой кредит, чтобы покрыть расходы. С нагрузкой не справляется — просрочка, судебные приставы. Об этом становится известно компании, сотрудник хочет уволиться. То есть человек довольно долгое время живет в стрессе, испытывает сложности, неизбежно несет это состояние на работу. Если есть проблема, помогите сотруднику ее решить, и это на многие годы обеспечит высокую лояльность.

Во взаимоотношениях с сотрудниками я голосую за цифры и метрики. Измерение «хэппи-индекса» в компании — это маст-хэв. Такие опросы должны быть анонимными и служить поводом для дальнейшего диалога. Готовность сотрудника делиться тем, что для него важно, — это главный показатель благополучия во взаимоотношениях с руководителем. Приведу еще пример. Одна из самых результативных сотрудниц моего отдела пишет заявление на увольнение. В разговоре выясняется, что она выходит замуж и едет в свадебное путешествие — на месяц. В рамках типового графика отпусков такая продолжительность не предусмотрена... Ищем варианты, но ключевой для меня момент в другом: вместо того чтобы поделиться радостью от события, сотрудница готова уволиться. Считаю важным строить такой диалог, где мы не тушим пожар, а интегрируем личные интересы и увлечения сотрудника в рабочую среду. Убежден, что это одна из базовых идей эффективного и современного менеджмента.

«Человекоцентричность — единственно верная для бизнеса стратегия»

Человек человеку кадр: лайфхаки от первых лиц 6

Оксана Штейнебрейс, руководитель направления продаж hh.ru Сибирь

— Ситуация на рынке труда такова, что вопрос сегодня не только в том, как найти максимально подходящего сотрудника, но и как сделать так, чтобы он работал долго, эффективно и с удовольствием. Пересборка отношений «человек и компания» идет с момента пандемии. Ведущим ориентиром для компаний российского бизнеса в последние два…три года стала человекоцентричность, в том числе потому, что отношение компании к своим работникам — главный после денег фактор при выборе новой работы.

HeadHunter был компанией «про людей» еще до появления глобального тренда на человекоцентричность. В центре рабочей среды HeadHunter человек, а наша главная задача — заботиться о человеке и его ресурсе. В hh.ru сегодня работают более 1,4 тыс. сотрудников, для того чтобы миллионы людей нашли любимую работу.

А чтобы и для наших сотрудников работа тоже оставалась любимой, мы заботимся о:

  • мотивации (проводим тимбилдинги, организовываем обучение и тренинги)
  • здоровье (оплачиваем психолога и спорт, ДМС и страхование жизни)
  • развлечениях (книжный и беговой клубы, своя рок-группа, киновечера и квизы)
  • комфорте (в московском и ярославском офисах есть детский сад для детей сотрудников, комната музыки, VR-игровая)

Раз в полгода проводим опрос вовлеченности — каждый может рассказать о том, что он хочет изменить в работе. Корпоративная культура hh.ru основана на четырех ключевых принципах: человечность, польза, свобода и причастность.

В современном мире движение бизнеса в сторону человекоцентричности кажется единственно верной стратегией в достижении ощутимого эффекта. Ведь когда бизнес вкладывает в людей больше, они больше отдают работе.

«Начните с вопроса “А чего хочешь ты?”»

Человек человеку кадр: лайфхаки от первых лиц 7

Светлана Ковалева, управляющий партнер, коммерческий директор издания «Деловой квартал» в Красноярске

— Моя работа в «Деловом квартале» началась с отдела продаж, в котором я была единственным сотрудником. После смены собственника франшизы издание осталось без базы клиентов, почти все контакты ЛПР ушли вместе с сотрудниками старого отдела продаж. И вот я, один из экс-управленцев крупной федеральной компании со штатом в 700 человек, стою в пустом офисе. Я спросила себя тогда: «Света, чего ты хочешь?» Всегда начинаю именно с этого вопроса. Какой будет компания через пару лет? Какой буду я? Какие люди рядом со мной? Только потом — планы и стратегия. Главное, чтобы это видение давало силу и энергию. Как будто смотришь фильм о своей классной жизни, в которой хочется жить каждый день и приглашать в нее свою команду и партнеров. Конечно, этот фильм должен совпадать с моими ценностями.

Что важно мне? Доход: хотеть денег не стыдно! Свобода: я хотела построить свою систему и стать партнером. Развитие: мне важно преобразовать предпринимательское сообщество, менять бизнес-среду. Это дает мне энергию!

Вот пять ключевых решений, которые помогли выстроить максимально эффективный отдел продаж.

  1. ⁠Я была готова обучать с нуля. В том числе и тех, кого не брали более успешные работодатели. Один из таких примеров: девушка, 22 года, с небольшим опытом работы официантом. Она стала топовым сотрудником отдела продаж!
  2. Автоматизация продаж. Дело даже не в создании базы контактов, а в том, что автоматизация привлекает талантливые кадры. Люди привыкли к технологиям и не готовы идти в компанию, где база клиентов хранится в записной книжке.
  3. Гибридный офис. Сотрудники хотят больше свободы, но ее должен уравновесить результат.
  4. ⁠Платить за результат. Кто-то платит большой оклад, кто-то — большие проценты. У нас золотая середина: оклад и основная часть — оплата за результат. И важно: без потолка! Остаются те, кто готов нестись вперед с нашей скоростью.
  5. Доверять и делегировать. Это самое сложное решение! Полтора года я с головой была в операционке, но чтобы масштабироваться, нужно было набирать ТОПов. Ключевое тут — работать с теми, кто умнее тебя или находится на твоем уровне.

За эти два года «Деловой квартал» вырос в четыре раза. И это на падающем рынке! 100+ полос в журнале, масштабная премия «Человек года», независимые рейтинги…

И сегодня я снова спрашиваю себя: «Света, чего ты хочешь?» Я хочу, чтобы «Деловой квартал» из СМИ вырос в большую экосистему для бизнеса.

Человек человеку кадр: лайфхаки от первых лиц 8

Ольга Дубровская, тренер по публичным бизнес-выступлениям, куратор паблик-тока «Человек человеку кадр»

— Паблик-ток удался на все 100%! И это не только мое мнение — об этом говорит обратная связь от гостей. Каждый из них отдал предпочтение тому или иному спикеру, но главное — никто не скучал. Люди увидели эмоцию, искренность и пользу — конкретные инструменты, которые прямо сейчас можно применить в своем бизнесе. Искренний разговор бизнеса о том, как и чем он живет, его боли и победы — это в разы ценнее, чем любой тренинг или учебник. Удался паблик-ток и для меня как тренера по публичным выступлениям. Ведь каждый спикер осознал, что основной движок успешного публичного выступления —  эмоции и истории. Только такая механика позволяет за пять минут зацепить внимание аудитории. И надеюсь, все спикеры вынесли главную мысль — говорите! Правильнее будет сказать — делитесь! Срочно делитесь своим опытом и своими идеями.

Подготовила Наталья Повольнова

 

 
 
 
 
 
 
 
Самое читаемое
  • К концу 2025 г. ключевая ставка может опуститься до 15% — Константин СелянинК концу 2025 г. ключевая ставка может опуститься до 15% — Константин Селянин
  • УК лишат возможности подделывать итоги собраний, а руководителей ТСЖ отправят на экзаменУК лишат возможности подделывать итоги собраний, а руководителей ТСЖ отправят на экзамен
  • Российский национальный мессенджер запустят уже летом. Есть ли угроза блокировки Telegram?Российский национальный мессенджер запустят уже летом. Есть ли угроза блокировки Telegram?
  • «Компании не спешат избавляться от активов». Куда вкладывать деньги в 2025 г.«Компании не спешат избавляться от активов». Куда вкладывать деньги в 2025 г.
  • Суд арестовал оставшееся имущество свердловского бизнесмена Малика ГайсинаСуд арестовал оставшееся имущество свердловского бизнесмена Малика Гайсина
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.