Константин Реук: Людей надо менять… или менять

Константин Реук: Людей надо менять… или менять
Иллюстрация: DK.RU

Константин Реук, гендиректор «КЗЖБИ №1» — о том, зачем и как растить из «работяг» управленцев. И что делать, если эти усилия не приносят результата.

— Развивать специалистов до позиции руководителя внутри компании — задача, казалось бы, несложная. Однако на практике она часто оказывается уравнением со многими неизвестными. Стать «генералом» мечтает далеко не всякий «солдат». И главное — не каждый может сменить фокус: перестать мыслить, как «работяга», и начать думать, как менеджер. Говорю об этом, основываясь на собственном управленческом опыте. 

Сегодня одна из моих целей как топ-менеджера «КЗЖБИ №1» — вырастить руководящий состав из ИТРовцев (мастеров, бригадиров). На первый взгляд кажется, что пазл сложился: есть человек, который успешно управляет отдельным участком, а значит, он может шагнуть дальше и взять на себя больше инициатив и ответственности. 

Это в теории, а что на практике? На практике же получается так: став руководителем, человек ментально все также остается бригадиром или мастером. Он хорошо знает свое дело, разбирается в мельчайших деталях, но не понимает главного — круг его задач на новой позиции принципиально другой, менеджерский! Его же так и тянет поработать руками вместо того, чтобы начать управлять процессами, искать новые подходы и решения, внедрять и контролировать их выполнение. Он остается «работягой» и так и не становится управленцем. 

Для производственного предприятия такие «руководители» — большая проблема. Потому что рост и развитие с такой командой не произойдут никогда; топтание на месте — вот лучший, из возможных сценариев. Выход тут только один — развивать ключевых сотрудников, обучая их думать по-другому.

Сначала мы пытались делать это самостоятельно: проводили множество бесед, очерчивали зоны ответственности, рисовали схемы. Это сработало лишь отчасти. Сложность, которую удалось отследить на этом этапе — ложное ощущение успеха у тех, кто еще вчера был рядовым работником, а сегодня стал начальником. В своих собственных глазах эти люди уже многого достигли, они уже победители (что правда!) — и это их тормозит. Стимул расти, развиваться, добиваться большего вдруг резко пропадает. Так бывает далеко не всегда, но такой исход, увы, не редкость.

Следующим шагом в развитии руководящих сотрудников стало решение отправить их на обучение по менеджменту бизнес-процессов. Хорошая новость в том, что люди готовы учиться новому. Плохая новость, конечно, тоже есть: внедрять полученные знания в практику будут далеко не все. Это отчетливо видно, когда начинаешь спрашивать с человека в соответствии с недавно полученными знаниями (к слову, это обучение я проходил вместе с сотрудниками, чтобы потом понимать, кому и какие задачи можно поручить). 

Например, просишь человека описать производственный процесс в цеху и предложить варианты его оптимизации, а в ответ — не получаешь ничего, никакой инициативы и даже попытки ее проявить. Такая инертность стала причиной расставания с одним из ключевых сотрудников. Он проработал на предприятие 10 лет — и все эти 10 лет развивался с предприятием, но потом остановился в развитии, решив, что все, что он мог сделать — уже сделано. Для меня это красный флаг! 

Есть такое выражение: «Людей надо менять или менять». И я согласен с ним на все 100%, потому что как управленец, который несет ответственность за глобальный результат предприятия, я не готов работать с теми, кто выбирает теплое болото, а не рост и развитие — себя и своего производства. 

Говорят, что дорогу осилит идущий. Развитие руководителей внутри компании — это дорога, у которой нет конца, есть только краткие привалы. Опять же, пример из недавней практики: обученные менеджменту бизнес-процессов руководители никак не могли понять «чей же цех главнее». Изучив их прения в чате, я понял, что мне нужно включиться — и на планерке практически на пальцах начал объяснять, как обстоят дела: рисовать схемы внутреннего перемещения заказа, этапы работы и задачи каждого их цехов в этом процессе. Нервно, но каждый осознал, что залог успеха — план работы.

Поэтому обучить сотрудников — это только первый шаг. Большая и самая трудная задача — построить на предприятии такую систему, в которой они будут пользоваться этими знаниями каждый день и вырабатывать навык думать, как менеджер. 

Самое читаемое
  • Уральские строители прогнозируют критическое снижение объема ввода жильяУральские строители прогнозируют критическое снижение объема ввода жилья
  • Чайлдфри — все? Студенты Екатеринбурга пересмотрели свое отношение к родительствуЧайлдфри — все? Студенты Екатеринбурга пересмотрели свое отношение к родительству
  • Экс-вице-мэр Екатеринбурга Контеев после освобождения по УДО займется внуками и храмамиЭкс-вице-мэр Екатеринбурга Контеев после освобождения по УДО займется внуками и храмами
  • Множество предприятий сидит «на подсосе». Что думают банкиры об экономике РФМножество предприятий сидит «на подсосе». Что думают банкиры об экономике РФ
  • Вице-президент «Транснефти» скончался, выпав из окнаВице-президент «Транснефти» скончался, выпав из окна
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.