Жизнь после краха? Как хакерская «прививка» повысила кибериммунитет «Орион Телекома»

Жизнь после краха? Как хакерская «прививка» повысила кибериммунитет «Орион Телекома»
Иллюстрация: Коллаж ДК

Месяц назад красноярский провайдер «Орион Телеком» подвергся мощной кибератаке. О том, как он восстанавливался и к чему пришел, DK.RU беседует с Денисом Якуниным, исполнительным директором компании.

— Существует несколько версий того, что произошло, разной степени правдоподобности. Что же в конце концов случилось?

— Пока преждевременно заявлять об окончательных результата расследования. По правде говоря, окончательного ответа на этот вопрос пока нет. Если восстанавливать хронологию событий, атаковали нас рано утром 12 июля — еще и шести часов не было. Мне сразу об этом сообщили. Особого беспокойства в тот момент это не вызвало. Мы полагали, что готовы к подобному. После того, как весной этого года атаковали провайдера «Игру Сервис», мы вложили много ресурсов в усиление безопасности. Даже заручились поддержкой одного из федеральных операторов, чтобы весь наш трафик в случае чего переключить на его ресурсы.

В общем, сообщение о DDoS-атаке было воспринято спокойно. Но позже стало понятно, что нас еще и взломали. Тут-то и объявилась хакерская группировка, которая заявила о своей причастности.

Это пока все, что я могу рассказать. Давайте подождем ответа компетентных органов. Мы, конечно, проводили собственное разбирательство. Информацию предоставили и силовикам, и Роскомнадзору, но расследование продолжается. У нас много гипотез. Есть нестыковки, о которых мы пока не говорим, ожидая оценки правоохранительных структур. Но одно уже сейчас ясно точно: взломали нас со знанием дела.

— Насколько я понимаю, обрушение сети коснулось всех абонентов. Были участки, которые устояли?

— Нет, легла вся сеть. То есть все более 230 тыс. абонентов остались без интернета, телевидения и телефонии. Но основную инфраструктуру мы подняли буквально за сутки, а потом начали адресную работу, которая уже заняла продолжительное время. И вот тут были сложности. Одна из главных — это люди. Восстановить работу сетевого оборудования, если оно в рабочем состоянии, в общем-то, несложно, но до него нужно добраться, доехать, дойти и пр. Нужны люди.

Мы кинули клич и в результате за первую неделю набрали 25 добровольцев, организовали экспресс-обучение. С другой стороны, в «Орион Телекоме» в разных отделах работает много старожилов, у многих инженерное образование. Есть нужный опыт среди коммерсантов. В «мирное» время ты не придаешь этому значение. Соответственно, они понимают, что и куда нужно переключить и каким образом сделать. Они тоже  оперативно включились в работу. А потом к нам стали приходить ребята, работавшие в компании 5... 7 лет назад, и предлагать помощь. Мы не отказывались. В итоге, кстати, многих из них планируем вновь взять в штат. Позже мы поняли, что компания получила лояльную экспертизу, которую просто невозможно приобрести обычным хантингом.

— На каком сегменте вы сосредоточились в первую очередь? В2C или В2В?

— Мы не стали делить абонентов таким образом. Не ставили таких приоритетов. Суть подхода я взял из медицины катастроф: важен не социальный статус человека, а то, насколько он нуждается в помощи прямо сейчас и какого рода эта самая помощь требуется. Иными словами: если оборудование не запускается сразу же, мы оставляем его до лучших времен (когда сможем заменить) и идем дальше. Начав действовать подобным образом, большую часть сети, 92%, удалось восстановить очень быстро. Но оставшиеся 8% оказались задачей более серьезной. 

Жизнь после краха? Как хакерская «прививка» повысила кибериммунитет «Орион Телекома» 1

— Дорого все это обошлось «Орион Телекому»?

— Скажем так: могло быть существенно больше. Но нам сильно помогли другие компании. Например, чтобы перезапустить оборудование на каком-нибудь доме, у специалиста должен быть ноутбук. У нас нужного запаса не оказалось.

Я обратился к красноярским ИТ-компаниям, и многие подключились. Например, та же самая «Игра Сервис», которая не понаслышке знает, как важно протянуть руку помощи.  Другие помогали компетенциями. Мне позвонил директор «Аксиомы» и предложил разработчиков для автоматизации. Очень помогло краевое Минцифры. Десятки ноутбуков мы получили с их помощью. Так, например, мы познакомились с компаниями «Техномакс» и Центром опережающей профессиональной подготовки. Конечно, часть оборудования все равно пришлось покупать, но объемы значительно меньше, чем могло бы быть.

Но должен отметить, что в беде есть и тот, кто не готов объединяться. И я говорю не про законы конкуренции или нейтральную позицию. А про сопутствующий вред, который вам могут наносить, когда вы в эпицентре катастрофы. И к этому тоже важно быть готовым.

Если же говорить о конкретных суммах, то мы пока баланс не сводили. Во-первых, в приоритете у нас полное восстановление, а не финансовые подсчеты, а во-вторых, пока работы не закончены, расходы могут меняться.

— Велики ли убытки в плане абонентской базы?

— Ощутимого оттока мы не фиксируем. Понимаете, у «Ориона» весьма высок уровень доверия со стороны абонентов. И многие (и физлица, и юрлица) не отключались, но поставили в режим ожидания — мол, посмотрим, как пойдет дальше.

— А как пойдет дальше? В смысле, хакерская прививка для «Ориона» сработала?

— Еще как! Наш кибериммунитет повысился кратно. Во-первых, мы сегодня укомплектованы так, как никогда раньше. Причем речь идет и о сервисе, и о технике, и о специалистах, и о философии управления. Во-вторых, мы сегодня поменяли в принципе парадигму безопасности. Например, наши backup’ы (архивы критически важных бизнес-процессов) сейчас находятся в изолированном от сети хранилище.

Это позволит нам восстановиться в течение 72 часов, если нас снова «обвалят». Потому что в действительности вопрос не только в том, насколько сильно ты защищен. Вопрос в том, как быстро ты встаешь после удара.

— Что ждать клиентам? О каких компенсациях и перерасчетах можно вести речь? 

— Конечно, все это будет.

Мы разделяем два важных направления поддержки абонентов — перерасчет и компенсационные мероприятия.
Перерасчет — это корректировка начислений за период, когда услуги связи были недоступны и это безусловно наше обязательство перед клиентами. Практически все заявления на перерасчет там, где автоматически не были учтены индивидуальные обстоятельства, на сегодняшний день отработаны и удовлетворены.

Компенсация — это дополнительная мера, не связанная с этим самым перерасчетом, с помощью которой мы благодарим за терпение и лояльность. Здесь мы подготовили несколько вариантов, которые учитывают длительность, характер возникших трудностей. Об этом мы заявим чуть позже.

Мы намерены предложить дополнительные услуги резервирования и безопасности, как для юрлиц, так и физлиц. К тому же выходим на высокий показатель и по времени оказания услуги, исправления поломок. У нас огромная база как технических, так и профессиональных ресурсов. После отработки последней заявки по исправлению неработающей услуги, мы намеренны сохранить эту силу. В частности, речь идет о подключении абонента в течение всего нескольких часов. Это, кстати, тоже результат «вакцинирования» — в обычном режиме на такой уровень мало кто может рассчитывать. В целом могу сказать, что «Орион Телеком» сегодня целенаправленно движется в сторону совершенно иного уровня сервиса.

Евгений Волошинский, Наталья Машегова
В подготовке материала принимала участие Ангелина Маркова
Фото: из архива Дениса Якунина 

Читайте по теме:

Евгений Шустов: «Информационная безопасность — не паранойя, а гигиена»

Кибератаки, подобные той, которой недавно подвергся «Орион Телеком», могут привести к серьезным потерям любой бизнес — такова сегодняшняя реальность. Разбираем главные угрозы и способы их избежать.

Красноярск на связи! «Орион телеком» полностью восстановил интернет в городе

Красноярск оставался последним городом присутствия провайдера, где связь не было полностью восстановлена.

Инесса Галактионова, гендиректор МТС: Как стать архитектором цифровой экономики

Инесса Галактионова, гендиректор МТС, рассказала, каким образом планируется развивать в России технологию интернета вещей, а также применять ИИ на сетях связи.

Самое читаемое
  • Скончалась бизнес-леди и супруга свердловского политика Марина БаковаСкончалась бизнес-леди и супруга свердловского политика Марина Бакова
  • «Бизнесу надо готовиться к налоговым и неналоговым претензиям — штрафам, сборам, пеням»«Бизнесу надо готовиться к налоговым и неналоговым претензиям — штрафам, сборам, пеням»
  • Wildberries открыла в Екатеринбурге второй распредцентр за 12 млрд руб., будут строить ещеWildberries открыла в Екатеринбурге второй распредцентр за 12 млрд руб., будут строить еще
  • Работу производителя «Мирамистина» заблокировали на всей территории РФРаботу производителя «Мирамистина» заблокировали на всей территории РФ
  • Китайские производители начали массово подделывать запчасти для российских автомобилейКитайские производители начали массово подделывать запчасти для российских автомобилей
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.