Торможение логистикой: что мешает развивать ВЭД в Красноярском крае

Если финансовые вопросы ведения внешнеэкономической деятельности в Красноярском крае во многом решены, то логистика остается больной темой для экспортеров и импортеров региона.
Экономика Красноярского края традиционно является экспортоориентированной. Так, по данным Красноярской таможни, за первое полугодие 2025 внешнеторговый оборот региона составил почти $5 млрд. И доля экспорта в этой цифре в четыре раза превышает импорт.
В последние несколько лет ведение внешнеэкономической деятельности не только в крае, но и в стране в целом, сопряжено с рядом сложностей. Чтобы обсудить их, «Деловой квартал» в рамках бизнес-сессии «Город развития» провел круглый стол «ВЭД: актуальные вызовы и эффективные решения для бизнеса». На него собрались представители ведомств, курирующих экспорт и импорт в Красноярском крае, логистических компаний, а также бизнесмены, занимающиеся ВЭД.
Первая группа проблем, о которой говорили эксперты, связана с проведением оплаты за поставки. Причем экспортерам в этом плане живется сейчас несколько проще — для них различные схемы трансграничных платежей уже опробованы. А вот с поставками из-за рубежа сложнее — агентские и прочие комиссии при их оплате достаточно высоки, чтобы ощущаться предпринимателями как бремя. Но и здесь есть инструменты, позволяющие решать эту задачу.
Вторая группа проблем, с которыми приходится сталкиваться ведущим внешнеэкономическую деятельность, — это логистика. И здесь ситуация куда сложнее, чем с финансами. Например, Артем Шкуратов, директор компании «Агробаланс», экспортирующей рапс, зерно и продукты их переработки, рассказал, что ему сегодня выгоднее возить свою продукцию через Барнаул, нежели Минусинск.
Здесь мы просто не можем получить ГУ [право провоза грузов по железной дороге — прим. ред.] из-за того, что все забито. А там нам его дают. Приходится возить. А все издержки по транспортировке в Барнаул, например, из Курагинского района ложатся на нас. Так что пробки на железной дороге в крае — это, пожалуй, одна из ключевых проблем как экспортеров, так и импортеров», — отметил он.
Специфику региональной логистики в работе с заграницей подчеркнул и Василий Герман, директор «Лизинговой компании «Дельта». По его мнению, на этом поприще Красноярский край проигрывает Алтаю, Забайкалью, Иркутску и Новосибирску.
Из позитивного и Герман, и Шкуратов, и другие представители бизнеса отметили слаженную работу таможни и Россельхознадзора, взаимодействие с которыми в последние годы не вызывает сложностей.
В целом, по оценкам Натальи Абрамовой, заместителя гендиректора Корпорации развития Енисейской Сибири, зависимость экономики Красноярского края от экспорта на сегодня составляет не более 25% (по импорту таких оценок нет) и снижается на 1... 2% в год. При этом, по словам Евгении Пак, руководителя регионального Центра поддержки экспорта, стоит задача к 2030 вдвое (до 1 600) увеличить в крае количество компаний, поставляющих свою продукцию за рубеж.
Как показала дискуссия, малый и средний бизнес в Красноярском крае все больше заходит в сферу ВЭД. Хорошо, что и власти, и банки готовы с ним работать на этом направлении. Но текущая ситуация такова, что без решения логистических вопросов здесь не обойтись, а проблем в этой сфере даже больше, чем во всем, что связано с платежами», — отметила по итогу Елена Герасименко, основатель и руководитель бухгалтерского агентства «БухгалТерра», выступавшая модератором круглого стола.
Читайте по теме:
Сельхозэкспорт Красноярского края прирастает рапсовым маслом и жмыхом
В целом отгрузки за рубеж красноярских зерновых культур сократились более чем вдвое, но по маслу и жмыху идет прирост.
Амбиции в мировой игре отложены только на время. Красцветмет наращивает выручку и прибыль
В Красцветмете подвели финансовые итоги года. Годовой отчет компании за 2024 утвержден решением единственного акционера. Также избран совет директоров, который сохранил свой состав.
Красноярский край продолжает терять в лесном экспорте
Тренд на снижение объемов закупок пиломатериалов Китаем в регионе не уменьшается. Это приводит к снижению общего объема поставок.