Ольга Тубольцева: как не нарушить запрет на рекламу в соцсетях

Ольга Тубольцева: как не нарушить запрет на рекламу в соцсетях
Иллюстрация: DK.RU

Новое ограничение рекламы в социальных сетях породило много вопросов. В частности о том, как оно будет работать. За разъяснениями DK.RU обратился к красноярскому бизнес-юристу Ольге Тубольцевой.

Ольга Тубольцева
адвокат адвокатского бюро «Мальтов и партнеры»

В 2022 в России ограничили доступ к двум популярным соцсетям с большим охватом аудитории — Facebook и Instagram. Обе они принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской, и ее деятельность запрещена на территории РФ.

С 1 сентября 2025 в этих соцсетях российским предпринимателям запретили размещать рекламу. Разберемся в чем суть и что все это значит.

Итак, перво-наперво, на какие ресурсы распространяется запрет? Да, это не только уже упомянутые сети, но и все прочие информационные ресурсы:

  • иностранных и международных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории России (их перечень ведет Минюст России на своем сайте)
  • общественных и религиозных объединений, а также иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством о противодействии экстремистской деятельности и терроризму (их список тоже есть на сайте Минюста России)
  • ресурсов, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации

Важно понимать, что запрет рекламировать товары и услуги в заблокированных соцсетях касается всех — физлиц и юрлиц, рекламодателей и тех, кто эту рекламу распространяет. Также не имеет значения, на каком языке рекламируются товары и услуги, и какой аудитории она адресована. Формат в расчет тоже не берется: сторис, рилс, посты и т.д. — запрещено все!»

Чем грозит нарушение запрета? Тут все довольно прозрачно. Специального состава для этого правонарушения законодатель вводить не стал — это по-прежнему нарушение закона о рекламе (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ). Санкции соответствующие:

  • для физических лиц, например, блогеров, — 2…2,5 тыс. рублей
  • для должностных лиц (например, руководителей компаний, имеющих бизнес- аккаунты) — 4…20 тыс. рублей
  • для юридических лиц (например, рекламных агентств) — 100…500 тыс. рублей

Причем штрафовать будут за каждый рекламный пост, сторис или рилс.

А вот с тем, что будет считаться рекламой, не все так просто. С одной стороны, есть категории, установленные законом. По ним к рекламе относится информация, которая:

  • направлена на привлечение внимания к товару, услуге, торговой марке, изготовителю или продавцу, мероприятию и любому другому объекту информирования
  • направлена на формирование и поддержание интереса к услуге
  • направлена на продвижение на рынке
  • адресована неопределенному кругу лиц, не персонифицирована

Применить эти критерии на практике и отличить рекламу от простого информирования в соцсетях помогут два документа:

  • приказ ФАС России от 14 ноября 2023 №821/23 «Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований «Понятие рекламы»
  • постановление Правительства РФ от 24 июля 2025 №1087 «Об утверждении критериев отнесения к рекламе информации, распространяемой на отдельных информационных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

В целом можно сказать, что принятие поправок, ограничивающих использование запрещенных в РФ соцсетей в качестве ресурсов для продвижения и продажи тех или иных товаров и услуг, конечно, несколько осложнит жизнь предпринимателей. Однако избежать конфликта с законом вполне возможно — законодательная база уже сейчас достаточно полна и понятна. И, как юрист, я рекомендую не искать лазеек, а действовать сообразно предписанному порядку. В противном случае это будут уже не предпринимательские риски.

*) Facebook и Instagram принадлежит корпорации Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена
Самое читаемое
  • «Залы полные, но рентабельность падает». Как живет ресторанный рынок Екатеринбурга«Залы полные, но рентабельность падает». Как живет ресторанный рынок Екатеринбурга
  • Лето — всё: юные уральцы не только отдохнули в лагерях, но и помогли местным работодателямЛето — всё: юные уральцы не только отдохнули в лагерях, но и помогли местным работодателям
  • «Шаурма может, а вы нет?»: «Роспечать» — о причинах закрытия киосков в Екатеринбурге«Шаурма может, а вы нет?»: «Роспечать» — о причинах закрытия киосков в Екатеринбурге
  • «В этом порыве сворачиваешь горы». Путь создателя крупнейшего в Европе колеса обозрения«В этом порыве сворачиваешь горы». Путь создателя крупнейшего в Европе колеса обозрения
  • Как живет город у крупнейшего в России месторождения ванадия — Качканарского ГОКаКак живет город у крупнейшего в России месторождения ванадия — Качканарского ГОКа
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.