А.Григорьев: Три окупаемых транспортных проекта для Красноярска
О том, какие меры нужно предпринять, чтобы решить транспортную проблему в Красноярске, говорят много, но эти разговоры однообразны. Я предлагаю несколько проектов, которые выходят за привычные рамки.
В городе уже обсуждалось предложение о строительстве канатной дороги через Енисей в районе Академгородка к фан-парку «Бобровый лог». Но экономически этот проект невыгоден из-за малого пассажиропотока. Стабильным пассажиропоток будет, если канатную дорогу проложить по маршруту Торговый центр (высокий правый берег) — остров Татышев — площадь перед Медакадемией (высокий левый берег). Торговый центр и район Медакадемии — активные пешеходно-транспортные узлы, которые используются красноярцами ежедневно. На острове Татышев предлагается установка специальной промежуточной башни для выхода пассажиров. Кабины канатной дороги должны быть закрытого типа (на 10-20 человек). Посадка-высадка на правом берегу могла бы осуществляться с удобной площадки в большом сквере за Торговым центром, на левом берегу — из сквера перед Медакадемией. На острове канатная дорога проходит над деревьями и не мешает отдыхающим.
Окупаемость трассы, по моим расчетам, составит примерно пять лет, так как ей будут пользоваться ежедневно. Стоимость проекта при использовании российского опыта, уже реализованного в Оренбурге или на Волге, — 100-150 млн руб. Если привлечь иностранные фирмы и их оборудование, будет намного дороже — около 1 млрд руб. Конечно, я говорю о суммах без учета возможных «распилов».
Второй проект: чтобы связать удобной транспортной артерией две огромные территории Красноярска — Слободу Весны и Северо-Западный район, предлагаю соединить их автомобильным вантовым мостом — с вершины холма за Часовней в районе ул. Геодезической к ул. Карбышева. Вантовый мост позволит автомобильному потоку из Северного в Северо-Западный миновать центр Красноярска, что резко уменьшит пробки. Кроме того, «воздушный» мост просто украсит город. Строиться он должен на основе частно-городского партнерства: частные инвесторы финансируют проект на 100%, город предоставляет землю для подъезда к мосту и для двух опор и решает все юридические вопросы. Проезд по мосту нужно сделать недорогим для частных автомобилей и бесплатным для городского общественного транспорта (кроме такси). Ширина моста должна быть не менее 3 полос в одну сторону. Я оцениваю необходимые для реализации этого проекта инвестиции в 300-500 млн руб., а окупить их можно будет за 8-10 лет.
Самый необычный, но весьма эффектный транспортный проект для нашего города — полеты на экскурсионно-туристическом дирижабле «Красноярец». Он мог бы летать по маршруту: набережная у гостиницы «Турист» — фан-парк «Бобровый лог» — 1-й и 2-й Столбы — берег Енисея — обратно над енисейскими островами. Время экскурсии примерно 2,5 часа, салон дирижабля рассчитан на 20 человек. Отмечу, что трасса в черте города проложена вдоль берега Енисея над лесистыми территориями и не пролегает над массовой застройкой. Дирижабль может перевозить пассажиров круглый год, исключая редкие дни со штормовым предупреждением.
Стоимость дирижабля российского производства примерно 15 млн руб., общий объем инвестиций — около 20 млн руб. При стоимости билета 2-3 тыс. руб. вложения окупятся через пять лет. Представляете, как популярно будет катание на дирижабле у молодоженов и их гостей? Аналогичный проект, к слову, достаточно давно успешно реализуется в канадском Ванкувере.
Согласитесь, ничего сказочного в моих идеях нет? Нужно только захотеть воплотить их в жизнь, и, если это случится — станет лучше и городу, и бизнесменам, которые заработают на этих проектах.
Андрей Григорьев*, изобретатель, редактор сайта «Эврика! Российские изобретения».
* - выполняет функции иностранного агента