Андрей Карасев. Бизнес все еще в оффлайне

Руководитель управления информатизации и связи города Андрей Карасев отмечает, бизнес еще не привык к тому, что госуслуги могут быть электронными, и предпочитают личные контакты виртуальным.

В области разработки и внедрения электронных сервисов для предпринимателей Красноярск можно назвать региональным пионером. В 2008 г. управление информатизации и связи администрации города запустило портал, на котором в электронном виде проходили конкурсы муниципальных закупок. Спустя несколько лет на смену этому проекту пришел новый местный портал госторгов — torgi.krsk.ru. Сайт запустили на прошлой неделе — 24 сентября. Андрей Карасев возглавлял разработку этих сервисов, прописывал техзадания и ломал голову над тем, как обеспечить безопасность.

Спастись от бумаг

Создавать интернет-сервисы, на которых проходили бы конкурсы по госзаказу, красноярских чиновников побудило законодательство, признается г-н Карасев. В 2007 г. в ФЗ-94 были внесены поправки, направленные на то, чтобы разделить чиновника и бизнес через некую процедуру торгов.

— Практика применения закона привела к возникновению огромного объема бумажной работы, связанной с конкурсными процедурами, к тому же в администрацию ходили толпы представителей фирм. В здании мэрии был создан специальный зал, где проходили конкурсы и аукционы. Это занимало массу времени, и мы решили идти по пути автоматизации. Заказчиком выступил департамент муниципального заказа. Мы вместе с ним разработали электронную торговую площадку, на которую можно заявляться дистанционно, играть на торгах и получать решения абсолютно без бумажек. Единственное, что потом требовалось, — контракт заключать на бумаге. Но до этого момента процесс происходил полностью в Интернете.

В какую сумму обошлось городу создание этой площадки?

Стоимость работ (создание портала и его обслуживание) за два года составила 5 млн руб. Площадка функционировала по адресу zakupki.admkrsk.ru. Я говорю о ней в прошедшем времени, к сожалению. В 2011 г. изменилось законодательство, были созданы пять федеральных площадок госзакупок. На них размещаются все госзаказы страны.

Получается, красноярский портал потерял актуальность?

— Можно сказать и так. Но ситуация опять поменялась. Помимо размещения заказов у нас есть еще два вида торгов — это торги по предоставлению участков на размещение рекламных конструкций и продажа земельных участков под разные цели, включая строительство. Эти аукционы не проходят на федеральных площадках. Поэтому в 2012 г. принято решение модернизировать и запустить в работу нашу местную площадку, только уже не для проведения закупок, а для проведения торгов.

В чем ее отличие от предыдущей?

Когда размещается госзаказ — идет аукцион на убывание. Бизнесмены соревнуются, кто меньшую сумму назовет. А здесь — кто большую. Город интересует самая высокая цена продажи. В текущем году проведено 10 аукционов по предоставлению участков на размещение рекламных конструкций, на одном из них первоначальная цена была поднята на 620%. Для проведения таких торгов требовалось выстроить принципиально другой механизм. Многое пришлось дорабатывать.

Сколько времени и денег на это ушло?

— Немного. Денег — 500 тыс. руб., времени — несколько месяцев. Скорость и дешевизна связаны с тем, что многое готово было для работы. По большей части требовалась доработка программного обеспечения. «Софтом» занимался институт вычислительного моделирования филиала Сибирской Академии наук (СО РАН). Институт разрабатывал нам «софт» и под предыдущий проект. Программное обеспечение требовалось непростое, особое внимание уделялось вопросу защиты.

Кстати, о защите. С помощью чего обеспечивается безопасность системы?

— Когда проект уже готов, проходят первые пробные торги. Мы проверяем, вдруг сервер откажет, DDoS-атака произойдет и т.д. Дальше безопасность каналов проверяют представители ФСТЭК (Федеральная служба таможенного и экспертного контроля). Это орган уровня ФСБ, но только в области технологий.
Остаются такие факторы риска, как железо и люди. По законодательству об информационной безопасности даже описание элементов устройства, функционирования компьютерной системы уже является защищаемой, конфиденциальной информацией. За безопасность работы системы у нас отвечает конкретный человек, он единственный, кто знает коды доступа и на каких физических серверах стоит программа торгов, но не знает о процессе торгов вообще ничего. Я даже не могу назвать имя этого человека, чтобы никто не вышел на него с целью как-то повлиять на безопасность.

То есть ключевой фактор риска — человеческий?

— Да. И мы со своей стороны предприняли массу шагов, чтобы этот фактор минимизировать. Например, цепочки людей, которые работают в системе, разорваны. Те, кто занимается системным администрированием, управляют только софтом, те, кто обрабатывает документацию, выполняют только эту функцию. И все эти сотрудники друг с другом никогда не пересекаются и даже в разных органах работают.
Еще один барьер — сам сайт, там участники торгов фигурируют в виде номеров, которые присваиваются в случайном порядке. Используется только обезличенная информация.
Сейчас вы абсолютно уверены

в безопасности и защите системы?

— Есть поговорка «Не буди лихо, пока оно тихо». Никогда нельзя быть уверенным на сто процентов. Единственное, что могу сказать, мы применяем принцип «класса А». Цена работ по защите информации не должна превышать цену защищаемой информации. У нас этот баланс соблюден.

Об электронных услугах и коллизиях

Красноярск — единственный в России город, услуги которого оказываются на сайте gosuslugi.ru. Других городов там нет, только субъекты Федерации. Правда, указанные на федеральном портале услуги бизнеса не касаются, будучи социальными (например, можно записаться на прием к врачу). Но тем не менее это некий повод для гордости. Красноярск начал развивать электронные услуги в одно время с Москвой и Питером.

— Сначала мы обобщили и подсчитали все услуги, которые вообще оказывает муниципалитет. На тот момент их было около 200 — это и муниципальные услуги, и так называемые услуги, оказываемые муниципалитетом по госполномочиям. Затем мы начали прорабатывать нормативную базу и приступили к автоматизации. Нормативная база разрабатывалась с учетом федерального законодательства. В настоящее время администрация города и подведомственные ей муниципальные учреждения оказывают 92 муниципальные услуги (в том числе 21 — подведомственные учреждения). В электронном виде мы планируем оказывать 50 услуг.
Кроме того, мы разрабатываем и внедряем различные электронные сервисы. Одной из первых задач была автоматизация обращений граждан. В 2006 г. разместили на сайте мэрии электронную форму «Направить обращение». Сегодня это «Виртуальная приемная». Серьезной проблемой был спам. Через этот сервис к нам в огромном количестве сыпалась реклама. По закону на любое обращение граждан мы должны реагировать — даже на спам.

А антиспам нельзя было поставить?

— Законодательство РФ до недавнего времени не содержало норм, направленных на противодействие распространению спама. Вторая коллизия — мы обязаны были отвечать на бумаге. Люди, которым удобна такая форма общения, конечно, ждали ответа в электронном виде. А мы не имели права так ответить, только на бумаге. Позже электронный ответ законодательно приравняли к бумажному, и мы вздохнули с облегчением.

И часто через электронные сервисы обращаются жители города

— У нас ведется статистика запросов. В этом году произошло знаменательное событие — мы вышли на 50% обращений в городскую администрацию посредством «Виртуальной приемной». С 2006 г. ежегодно прибавляли по 10% на этом сервисе. Помимо этого, с 2010 года реализована возможность подать заявление на ряд муниципальных услуг в электронном виде. Предприниматели имеют возможность сегодня в электронном виде подать заявление на 12 услуг. Наиболее популярные: предоставление информации об объектах недвижимого имущества муниципалитета и заключение договоров аренды земельных участков. Вместе с тем личный контакт по-прежнему считается более предпочтительным, чем электронный. По ряду услуг, которые касаются выдачи разрешений на строительство, перерегистрации и т.д., обращения через Интернет составляют меньше 5%.  
Думаю, основная причина в том, что предприниматели либо не знают, либо не умеют этими сервисами пользоваться. Но мы над этим работаем.

Каким образом?

— Мотивируем. Работаем над оптимизацией, пытаемся сокращать сроки предоставления услуг. Для нескольких услуг реализована возможность дистанционно следить за ходом исполнения. Например, такая функция действует в сервисе выдачи разрешений на строительство объекта. Планируем вводить ее и в другие услуги.

На эти нововведения бизнес реагирует?

— Процессы построения сервисов для предпринимателей, электронного правительства идут настолько быстро, что общество не успевает. Главный вопрос, как обучить, как популяризовать. Мы этим занимаемся, занимается «Ростелеком», он в Красноярске открыл новый офис, в котором можно тренинги проводить. Хочу предложить красноярским бизнесменам, если будет потребность — мы с «Ростелекомом» готовы организовать встречи, на которых все об электронном правительстве, электронных услугах расскажем и покажем. Главное, обращайтесь.

Досье

Андрей Карасев

Руководитель управления информатизации и связи администрации Красноярска

Родился 9 мая 1966 г. в Красноярском крае.

Образование:

В 1989 г. окончил Рижский краснознаменный институт инженеров гражданской авиации (РКИИГА).

Карьера:

1989-1990 гг. — младший научный сотрудник кафедры авиационных двигателей РКИИГА.
1990-1992 гг. — инженер-программист Центрального научно-исследовательского института автоматизированных систем управления гражданской авиации.
1992-1997 гг. — начальник отдела АСУ администрации Свердловского района Красноярска, системный администратор ГАС «Выборы», член районной избирательной комиссии.
1997-2005 гг. — замначальника Управления ФГУ УГЭН по Енисейскому региону (Госэнергонадзор), начальник отдела АСУ и Регионального центра по внедрению ИАС «Энергоэффективность», замначальника по общим вопросам, начальник ПТО.
С 2005 г. — руководитель управления информатизации и связи администрации Красноярска.

Семья: воспитывает двух сыновей.

Хобби: волейбол, настольный теннис, бильярд, восточная философия.

Самое читаемое
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
  • Могут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений КоганМогут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений Коган
  • Число блокировок счетов, попавших под подозрение ЦБ, выросло в два разаЧисло блокировок счетов, попавших под подозрение ЦБ, выросло в два раза
  • Дмитрий Медведев прибыл в Свердловскую область. Каковы его планы?Дмитрий Медведев прибыл в Свердловскую область. Каковы его планы?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.