Авторы стартапа LangPrism о том, что важнее - идея или потребитель

Для красноярского проекта LangPrism настает «час икс». Ближайшие несколько месяцев должны показать, насколько жизнеспособна бизнес-модель онлайн-переводчика «с человеческим лицом».

Разработчики LangPrism Александр Ефремов и Георгий Савченко признаются: за последние полтора года — с момента зарождения идеи — изменилось многое. Другим стал продукт, но главное — поменялся их подход к бизнесу. Методом проб и ошибок стартаперы пришли к тому, что идея — не главное.

— Суть нашего проекта в его названии — LangPrism, оно образовано из двух слов — language (язык) и prism (призма). Мы создали набор инструментов, с помощью которых человек, находясь прямо на сайте, может перевести любой иностранный текст и опубликовать ссылку для публичного доступа к этой информации. Наш ресурс — это некая призма, сквозь которую можно воспринимать иностранный язык как родной. Нас часто спрашивают: в чем отличие этой идеи от таких переводчиков, как, например, Google Chrome? Принципиальная разница в том, что там перевод делает машина, у нас — человек, а значит, и качество такого перевода в разы лучше.

Автор идеи — Саша Ефремов. Как это часто бывает с ИТ-стартапами, родилась она случайно. Саша участвовал в программе Microsoft по переводу различной технической документации — статей, блогов. Но оказалось, что удобного сервиса для онлайн-переводов нет. Приходилось идти по длинному пути: копировать текст в Word, там переводить, отсылать по почте — жутко неудобно. В общем, традиционный рецепт — желание упростить какой-то процесс плюс озарение равно идея.

Первая работающая версия продукта была готова уже через неделю. С ней в конце 2011 г. мы победили на Russian Startup Tour, благодаря чему получили право поехать в Москву на Инновационный Конвент. Затем последовало еще несколько мероприятий и презентаций, которые дали нам многое — нужные знакомства, общение. Но главное — они развернули наши головы на 180 градусов: от мысли «Наша идея — бомба, она изменит мир» мы перешли к вопросу: «Что именно нужно потребителю?» Много шишек пришлось набить на этом непростом пути.

Одна из главных ошибок стартаперов в том, что они развивают свой проект, исходя из идеи, при этом совершенно забывая о потребителе. Возьмем бабушку, которая торгует на рынке семечками. Она не мыслит абстракциями и не хочет перевернуть мир, она просто продает то, что нужно людям и за что они готовы платить. И в этом смысле ее навыки бизнесмена на порядок выше, чем у стартапера, который ставит идею во главе угла. Мы тоже начинали с идеи и имели слабое представление о ее монетизации. Были предположения, что доход может принести реклама, заказные переводы. Но мы не уходили в конкретику, не просчитывали экономику: сколько готовы платить люди, какой трафик может привлечь рекламодателя.

За те полтора года, что мы занимаемся проектом, изменилось многое. Главное — мы перешли от фантазийной и рискованной модели к пусть более приземленному, но реалистичному варианту развития. От первоначальной задумки, когда своими клиентами мы видели крупные компании, пришлось отказаться. Время показало, что между ними и нами большая пропасть, и преодолеть ее с наскока не получится. Сейчас мы идем по эволюционному пути — начинаем работать с владельцами мелких компаний. Предлагаем им сервис языковой поддержки сайтов: уже имеющиеся и все новые тексты, появляющиеся на их портале, будут переведены на иностранный язык. Для нас это опыт, возможность отточить бизнес-модель и заработать первые реальные деньги, что и должно позволить нам в будущем выходить на более крупных клиентов.

Еще одно важное изменение: этапы разработки продукта стали короче. Раньше мы думали, что нужно провести большую работу, потратить много времени, и тогда проект выстрелит. Сегодня понимаем, что при таком варианте гарантировано лишь одно — большие инвестиции, но не успех. Поэтому мы выпускаем мини-версии с определенным функционалом и анализируем реакцию потребителя. Отказываться от одних подходов и применять другие не трудно. Ощущения, что ломаешь себя, наступаешь на горло собственной песне, нет. Мы новички в бизнесе и благодарны за каждый урок, который получаем.

Инновационный бизнес в России принято мерить реалиями традиционных отраслей, например, газовой. И это ошибка. Понятно, что компаниям, у которых есть четкое представление о рынке, потребителе, легко строить планы на 5-10 лет вперед. Стартапы живут по другим правилам — постоянного поиска своей бизнес-модели. У одних это получатся быстрее, у других — несколько дольше. Однако плюс стартапа в том, что даже если все идеи и гипотезы проверены и разрушены, то остаются люди. Они, основываясь на полученном опыте, могут сгенерировать другую идею и сделать на этом бизнес.

Опыт общения с инвесторами показал, что у нас в стране почти нет тех, кто готов вкладывать в проект на самой ранней, «посевной», стадии. Роль «бизнес-ангелов» в России играет государство. Нам гранты и поддержка в виде инфраструктуры КРИТБИ позволили оставить офисную работу и заниматься только своим проектом. Сегодня мы переходим к новому этапу развития — продажам . 

Дальнейшую судьбу проекта определят ближайшие три месяца — за это время мы начнем активные продажи. Продукт столкнется лоб в лоб с рынком, и станет ясно, что было сделано правильно, а что нет. Если мы поймем, что найдена бизнес-модель, которая обеспечит рост, можно будет смело рассчитывать на инвестиции. Сумма, которая нам необходима, — около 7 млн руб. Эти средства пойдут на доработку продукта, в том числе его дизайн, построение отдела продаж (первые продажи мы делаем сами — это позволит лучше отследить реакцию потребителя) и разработку маркетинговой стратегии.

Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.