Авторы стартапа LangPrism о том, что важнее - идея или потребитель

Для красноярского проекта LangPrism настает «час икс». Ближайшие несколько месяцев должны показать, насколько жизнеспособна бизнес-модель онлайн-переводчика «с человеческим лицом».

Разработчики LangPrism Александр Ефремов и Георгий Савченко признаются: за последние полтора года — с момента зарождения идеи — изменилось многое. Другим стал продукт, но главное — поменялся их подход к бизнесу. Методом проб и ошибок стартаперы пришли к тому, что идея — не главное.

— Суть нашего проекта в его названии — LangPrism, оно образовано из двух слов — language (язык) и prism (призма). Мы создали набор инструментов, с помощью которых человек, находясь прямо на сайте, может перевести любой иностранный текст и опубликовать ссылку для публичного доступа к этой информации. Наш ресурс — это некая призма, сквозь которую можно воспринимать иностранный язык как родной. Нас часто спрашивают: в чем отличие этой идеи от таких переводчиков, как, например, Google Chrome? Принципиальная разница в том, что там перевод делает машина, у нас — человек, а значит, и качество такого перевода в разы лучше.

Автор идеи — Саша Ефремов. Как это часто бывает с ИТ-стартапами, родилась она случайно. Саша участвовал в программе Microsoft по переводу различной технической документации — статей, блогов. Но оказалось, что удобного сервиса для онлайн-переводов нет. Приходилось идти по длинному пути: копировать текст в Word, там переводить, отсылать по почте — жутко неудобно. В общем, традиционный рецепт — желание упростить какой-то процесс плюс озарение равно идея.

Первая работающая версия продукта была готова уже через неделю. С ней в конце 2011 г. мы победили на Russian Startup Tour, благодаря чему получили право поехать в Москву на Инновационный Конвент. Затем последовало еще несколько мероприятий и презентаций, которые дали нам многое — нужные знакомства, общение. Но главное — они развернули наши головы на 180 градусов: от мысли «Наша идея — бомба, она изменит мир» мы перешли к вопросу: «Что именно нужно потребителю?» Много шишек пришлось набить на этом непростом пути.

Одна из главных ошибок стартаперов в том, что они развивают свой проект, исходя из идеи, при этом совершенно забывая о потребителе. Возьмем бабушку, которая торгует на рынке семечками. Она не мыслит абстракциями и не хочет перевернуть мир, она просто продает то, что нужно людям и за что они готовы платить. И в этом смысле ее навыки бизнесмена на порядок выше, чем у стартапера, который ставит идею во главе угла. Мы тоже начинали с идеи и имели слабое представление о ее монетизации. Были предположения, что доход может принести реклама, заказные переводы. Но мы не уходили в конкретику, не просчитывали экономику: сколько готовы платить люди, какой трафик может привлечь рекламодателя.

За те полтора года, что мы занимаемся проектом, изменилось многое. Главное — мы перешли от фантазийной и рискованной модели к пусть более приземленному, но реалистичному варианту развития. От первоначальной задумки, когда своими клиентами мы видели крупные компании, пришлось отказаться. Время показало, что между ними и нами большая пропасть, и преодолеть ее с наскока не получится. Сейчас мы идем по эволюционному пути — начинаем работать с владельцами мелких компаний. Предлагаем им сервис языковой поддержки сайтов: уже имеющиеся и все новые тексты, появляющиеся на их портале, будут переведены на иностранный язык. Для нас это опыт, возможность отточить бизнес-модель и заработать первые реальные деньги, что и должно позволить нам в будущем выходить на более крупных клиентов.

Еще одно важное изменение: этапы разработки продукта стали короче. Раньше мы думали, что нужно провести большую работу, потратить много времени, и тогда проект выстрелит. Сегодня понимаем, что при таком варианте гарантировано лишь одно — большие инвестиции, но не успех. Поэтому мы выпускаем мини-версии с определенным функционалом и анализируем реакцию потребителя. Отказываться от одних подходов и применять другие не трудно. Ощущения, что ломаешь себя, наступаешь на горло собственной песне, нет. Мы новички в бизнесе и благодарны за каждый урок, который получаем.

Инновационный бизнес в России принято мерить реалиями традиционных отраслей, например, газовой. И это ошибка. Понятно, что компаниям, у которых есть четкое представление о рынке, потребителе, легко строить планы на 5-10 лет вперед. Стартапы живут по другим правилам — постоянного поиска своей бизнес-модели. У одних это получатся быстрее, у других — несколько дольше. Однако плюс стартапа в том, что даже если все идеи и гипотезы проверены и разрушены, то остаются люди. Они, основываясь на полученном опыте, могут сгенерировать другую идею и сделать на этом бизнес.

Опыт общения с инвесторами показал, что у нас в стране почти нет тех, кто готов вкладывать в проект на самой ранней, «посевной», стадии. Роль «бизнес-ангелов» в России играет государство. Нам гранты и поддержка в виде инфраструктуры КРИТБИ позволили оставить офисную работу и заниматься только своим проектом. Сегодня мы переходим к новому этапу развития — продажам . 

Дальнейшую судьбу проекта определят ближайшие три месяца — за это время мы начнем активные продажи. Продукт столкнется лоб в лоб с рынком, и станет ясно, что было сделано правильно, а что нет. Если мы поймем, что найдена бизнес-модель, которая обеспечит рост, можно будет смело рассчитывать на инвестиции. Сумма, которая нам необходима, — около 7 млн руб. Эти средства пойдут на доработку продукта, в том числе его дизайн, построение отдела продаж (первые продажи мы делаем сами — это позволит лучше отследить реакцию потребителя) и разработку маркетинговой стратегии.

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
  • Какая там по счету пятилетка? Мы возвращаемся к плановой экономикеКакая там по счету пятилетка? Мы возвращаемся к плановой экономике
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.