«Бедные гедонисты», бум СТМ и многоформатность – что происходит с ритейлом в России

Российский ритейл научился работать в условиях новой экономической реальности. Однако перед ним стоит немало вызовов – рост доли «промо», нехватка площадей, регулирование со стороны государства.

Об актуальных трендах развития ритейла в России, проблемах отрасли и путях их решения шла речь на II медиа-форуме Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). 
 
Ритейл как интертеймент 
Ключевой тренд развития ритейла в последние три года – рост доли «промо» в продажах.
Таким образом ритейл отвечает на потребности покупателя и совместно с поставщиками помогает ему купить товар либо по той же цене, что и раньше, либо – дешевле. Как ни странно это звучит, но при повсеместной инфляции ритейл выступает как некий островок, где за счет конкуренции между игроками наблюдается противоположная ситуация – дефляция. Для ритейлеров и поставщиков – это, по сути, смена парадигмы», - рассказал генеральный директор аналитического агентства Infoline-Аналитика Михаил Бурмистров. 
«Бедные гедонисты», бум СТМ и многоформатность – что происходит с ритейлом в России  1
Увеличение доли «промо» в совокупных продажах становится вызовом и для ритейлера, и для поставщика – каждое из звеньев цепи теряет в прибыли и, порой, и вовсе перестает зарабатывать. Выходом из ситуации становится развитие собственных торговых марок (СТМ): покупатели их «распробовали», а рителеры научились превращать СТМ в бренд и зарабатывать на них.  
Как добавил г-н Бурмистров, за последние несколько лет изменился и покупатель – он потерял «вкус к накоплению» и стал более избирателен.
Ставки по депозитам, как и их объем снижаются, а потому потребитель понимает, что он готов тратить больше денег здесь и сейчас, а не накапливать их, как раньше. Еще один важный тренд – раньше многие ритейлеры пробовали решать за покупателя, как нужно работать. Но эти времена прошли – ритейлер может победить другого ритейлера, но не покупателя. Если предпочтения покупателя меняются - он не хочет в 2017 году ходить в такой же магазин, как в 2012 году - ни один ритейлер ничего с этим сделать не сможет», - сказал эксперт. 
«Бедные гедонисты», бум СТМ и многоформатность – что происходит с ритейлом в России  2
«Бедные гедонисты» - так описал современного российского покупателя генеральный директор аналитического центра «Платформа» Алексей Фирсов.
За несколько последних лет в России сформировался новый тип потребителя. Его покупательская способность не очень высокая, но при этом это классический консьюмерист – он ценит комфорт и видит в процессе потребления некую разновидность интертеймента, а не просто удовлетворяет базовые потребности в еде. Такой покупатель всегда будет против жесткого регулирования отрасли и любых нерыночных экспериментов, потому что он опасается потерять устоявшийся склад потребления – для него это, в том числе, завоевание непростого периода в истории, который страна прошла после развала Советского союза», - рассказал г-н Фирсов.
Дефицит торговых площадей восполнят малые форматы 
Перспективы развития многоформатной торговли в регионах – тема панельной дискуссии, прошедшей в рамках II Медиа-форума АКОРТ. Вице-президент Ассоциации малоформатной торговли Наталья Кошелева отметила, что зачастую развитию малых форматов препятствует понятийная путаница: «Как показывает опыт общения с органами власти, они не всегда разделяют понятия «нестационарная торговля» и «несанкционированная торговля». Очевидно, что с последними надо бороться, а вот нестационарная торговля – это добросовестные предприниматели». 
О недостаточном развитие малого торгового бизнеса, а также многочисленных попытках чрезмерного государственного регулирования торговых сетей говорил еще один участник дискуссии - заместитель директора Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции, Минпромторг РФ Никита Кузнецов.
Крупнейшие федеральные торговые сети выступают за скорейшее принятие разработанного Минпромторгом России законопроекта о нестационарной и мобильной торговле. Он поможет создать дополнительные каналы сбыта для местных небольших производителей, которые не могут сотрудничать с сетями. Таким образом, для потребителя будет создана намного более комфортная среда и более широкий выбор как форматов торговли, так и товаров». 
«Бедные гедонисты», бум СТМ и многоформатность – что происходит с ритейлом в России  3
Он также отметил, что, в том числе, за счет развития малых форматов торговли в России может быть восполнен дефицит торговых площадей. В развитых странах обеспеченность торговыми площадями составляет около 1500 кв.м. на 1000 жителей, в России – в два раза меньше, в среднем около 750 кв.м. 
 
«Совет рынка» для торговли 
Перспективы развития саморегулирования на розничном рынке в рамках форума обсудили директор по развитию АКОРТ Юрий Борисов и глава московского представительства METRO AG Алексей Григорьев. Спикеры сошлись во мнении, что основным инструментом регулирования отрасли должно стать саморегулирование. 
АКОРТ запускал пилотные проекты с российской ассоциацией пекарей и кондитеров - детально входили в цепочки движения товаров и разбирались, что там происходит, откуда образуются нереализованные остатки продукции. Обнаружили, например, что в нынешних экономических условиях крупные хлебные заводы попали в очень сложную ситуацию, когда они не в состоянии гибко реагировать на спрос потребителей на новые виды продукции. Это огромное, массивное и уже во многом модернизированное производство, которое настроено на выпуск стандартных продуктов. Саморегулирование – ключ к выстраиванию отношений на рынке: компании по-другому формируют заказы, договариваются об изменении частоты поставок», - отметил г-н Борисов. 
«Бедные гедонисты», бум СТМ и многоформатность – что происходит с ритейлом в России  4
Существующая модель саморегулирования может быть усовершенствована на основе концепции «Совета рынка», считает Алексей Григорьев: «Необходимо, чтобы государство определило стабильные рамочные условия своей политики в отношении торговли и продовольственного рынка. Это даст нам понимание правил игры и условий, при которых мы можем дальше развиваться. Это принципиальная тема, требующая внимания государства».  
Как рассказал Юрий Борисов, связи с внесенными в закон о торговле изменениями, была подготовлена новая редакция Кодекса добросовестных практик.
В новой версии кодекса в частности описаны вопросы, которые вызывали и до сих пор вызывают трения между торговыми сетями и поставщиками. Например, очень подробна расписана статья с возможными вариантами отказа от приобретения продовольственного товара. Впервые в кодекс введена трехступенчатая система разрешения споров, которая дает возможность урегулировать разногласия до того, как они будут вынесены на суд общественности». 
Фото: Оргкомитет II медиа-форума АКОРТ.
Инфографика: Infoline-Аналитика. 
 
Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Ural Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человекUral Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человек
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.