Бизнес в кедах: история успеха от создателя скейтшопа «Картель» и спортбутика «Бестия»

Она с трудом зарегистрировалась в качестве ИП и кое-как открыла расчетный счет в банке. Но вот уже 13 лет Екатерина Алемасова-Жижко одевает красноярцев по-европейски.

Владелица скейтшопа «Картель» и спортбутика «Бестия» Екатерина Алемасова-Жижко уверена: миром правят 16-летние. Именно в этом возрасте она сама впервые встала на сноуборд, и это событие задало вектор развития всей ее жизни. Она открыла первый магазин, чтобы одевать таких же любительниц экстремальных видов спорта и самой больше кататься. Ее бизнес рос вместе с ней, расширялась и взрослела целевая аудитория. Сейчас, по мнению предпринимательницы, ее клиенты — это катающиеся и зарабатывающие люди 24–30 лет с детьми.
 
— Но я все равно всегда смотрю на 16-летних. Именно подростки — двигатели любого дела. И не только в моем бизнесе. Они все придумывают. Их потребности — это то, что будет актуально для всех через 2–3 года, — убеждена Екатерина.
 

Чтобы больше кататься

Бизнес в кедах: история успеха от создателя скейтшопа «Картель» и спортбутика «Бестия» 1В начале 2000-х, когда Екатерина увлеклась сноубордом, купить в Красноярске специальную женскую одежду для катания было невозможно. В местных и сетевых спортивных магазинах продавались либо китайские подделки, либо мужские комплекты. Поэтому юная экстремалка решила открыть магазин «для своих».
 
— В то время я училась на юрфаке и параллельно много работала — занималась дизайном и монтажом рекламы. Я получала хорошие для студентки деньги — около 50 тыс. рублей в пересчете на нынешние. Но при этом не могла полностью реализоваться. У меня было столько энергии, столько желаний! В том числе я хотела больше времени уделять сноуборду. 
 
И я подумала, что если открою магазин для тех, кто катается, то и сама буду кататься больше. Кроме того, смогу себе выбирать красивую и удобную одежду, придумывать дизайн торгового оборудования, создавать рекламу. В этой бизнес-идее сошлись все мои увлечения.
 
Для запуска проекта совпало еще два условия. Будущий муж Екатерины — профессиональный райдер по агрессивным роликам Спартак Алемасов — обеспечил знакомство с крупнейшими в стране поставщиками спортивных товаров известных мировых брендов. А родители 20-летней бизнес-леди выделили стартовый капитал — 300 тыс. рублей.
 
— И я пошла регистрировать ИП. Это оказалось очень сложно. Я и сейчас кажусь моложе своих лет, а тогда вообще выглядела как школьница. В налоговой на меня постоянно орали — то не те документы принесла, то они потерялись… Мне казалось, я никогда не выберусь из этого кошмара. На регистрацию ушло месяца два. Уже тогда я осознала, что бизнес в России делается не благодаря чему-то, а вопреки.
 
Следующим испытанием для еще несостоявшейся предпринимательницы стало открытие счета в банке.
— Чтобы оплатить товары, мне понадобился расчетный счет. Сейчас трудно представить, но в 2005 году я и здесь столкнулась с проблемой. Приходишь в банк, а тебе говорят: «Что там, вы не ООО, не ЗАО? Не-е-ет, для ИП мы не будем расчетный счет открывать».
 
Непростой задачей был и подбор подходящего помещения под магазин.
— В городе был тогда только «Торговый квартал», а там будто еще не закончились 90-е. Собственники отдельно стоящих нежилых помещений хотели, чтобы ты сначала сделал ремонт, и только потом они решат, сдавать тебе его в аренду или нет. Но мне повезло — я познакомилась с управляющей, а потом и с владелицей торговых площадей в соседнем «Петровском пассаже». Это оказались очень хорошие люди, и я сняла у них свои первые 28 «квадратов».
 

Безумие и репутация

Бизнес в кедах: история успеха от создателя скейтшопа «Картель» и спортбутика «Бестия» 2Открытие магазина «Бестия» прошло на ура. К этому времени Екатерина Алемасова-Жижко уже была известна среди красноярских любителей экстремальных видов спорта. Вместе с друзьями она создала популярный сайт «Сибэкстрим», постоянно организовывала мероприятия для скейтеров, роллеров и сноубордистов.
 
— Мы разместили анонс об открытии магазина на «Сибэкстриме», поэтому продажи с первого дня пошли хорошо, мы не сидели «пустыми». Конечно, многим наша выручка того времени покажется маленькой, но нам было достаточно. Я сама работала продавцом, при этом вплоть до 2013 года не платила себе зарплату. У меня были сторонние подработки, была стипендия. А всю полученную в «Бестии» прибыль я пускала в оборот.
 
На старте магазин сотрудничал с двумя крупными поставщиками, которые привозили основную массу востребованных в то время марок. Преимущественно это была одежда американских и европейских брендов, также в ассортименте был представлен один российский производитель с маркой Sugar. Но поставщикам неинтересно было возить только женскую одежду, поэтому встал вопрос о запуске еще одной торговой точки — для мужчин.
 
— Финансовой возможности открывать второй магазин у нас не было. Но наш поставщик и он же основной работодатель моего мужа сказал, что его компания планирует развиваться на этом рынке, открывать торговые точки по всей России. Предложил нам стать управляющими их проекта в Красноярске. Пообещал выделить деньги на помещение в центре города, на ремонт, на закупку товара… Мы в это поверили, потому что очень легко получили от него 80 тыс. рублей на регистрацию ООО и поиск места под магазин.
 
Екатерина быстро нашла помещение — правда, и тут действовала не умом, а сердцем. В подвале здания на проспекте Мира, 27 не было ни оформленного входа, ни коммуникаций, ни даже пола.
 
— Мое безумие и отсутствие рынка недвижимости дали такой результат: «Вау, смотрите, какие тут красивые своды, давайте что-нибудь придумаем!» Собственник пообещал нам отсрочку платежей на время ремонта и на три месяца после. Мы оформили договор аренды на 6 лет. И все завертелось: начали копать канализацию, заливать полы, заказывать строительные материалы... Я звоню в Москву: «Давайте деньги, у меня уже договоры по ремонту на 400 тысяч». Но они сначала тянули, а потом перестали брать трубки.
 
Через знакомого Екатерина узнала, что компания-поставщик банкротится и развивать сеть магазинов больше не планирует. А работы в подвале на Мира кипели, и остановить их выпускнице юрфака не позволяла совесть.
 
— Я не могла подвести людей. Собрала на совет всю семью, которая прежде никак не была вовлечена в мой бизнес. И родители предложили взять заем и вытянуть этот проект самостоятельно.Облегчило ситуацию то, что банкротящийся поставщик отправил в Красноярск большую партию товара без гарантий и с отсрочкой платежа на 4 месяца. Екатерина смогла заполнить полки, и в июле 2007 года магазин мужской одежды «Картель» открылся.
 

Сама продавала и убиралась

 

Бизнес в кедах: история успеха от создателя скейтшопа «Картель» и спортбутика «Бестия» 3Новая торговая точка сразу стала себя оправдывать. Продажи шли хорошо, в магазин стояли очереди. Долги постепенно покрывались, несмотря на то, что собственник помещения не выполнил условия договора и потребовал оплачивать аренду с первых дней работы предприятия. Екатерина вспоминает, что после запуска «Картели» она работала 5 недель подряд без выходных.
 
— Я сама продавала, сама убиралась… Помню, мы поставили возле входа сноубордическую лавочку, на нее как-то присел Дунаев (Андрей Дунаев, телеведущий. — Прим. ред.). А я как раз лестницу в магазин мыла. И он сказал своему собеседнику: «Смотри, мы бы тоже сейчас могли пол мыть, если бы образование не получили». О том, что у меня высшее юридическое и это мой магазин, я ему говорить не стала, промолчала.
Тогда же, в 2007-м, владелица магазинов «Картель» и «Бестия» решила запустить производство одежды под собственным брендом.
 
— Мы поняли, что не можем удовлетворить все потребности наших клиентов из-за особенностей работы с поставщиками. Заказы на продукцию делались за год, вносилась предоплата, но часто приходил не тот товар и не в те сроки. 
К тому же в Европе производят, например, только акриловые шапки. А в Сибири в таких уши мерзнут, нам нужны шерстяные! Поэтому мы начали делать шапки, потом футболки, толстовки...
 
Екатерина отрисовала логотип для бренда «Картель», сама разрабатывала дизайн продукции. В 2012 году вышла первая капсульная коллекция, и теперь они создаются дважды в год. Одежда собственного производства сейчас занимает около 15 % ассортимента, но традиционно пользуется высоким спросом.
 

Удар за ударом

 

Бизнес в кедах: история успеха от создателя скейтшопа «Картель» и спортбутика «Бестия» 4В 2008 году небольшой, но вполне успешный в своей узкой нише бизнес-проект Екатерины Алемасовой-Жижко получил мощный удар. В Красноярске появился торгово-развлекательный комплекс «Планета» с большим количеством магазинчиков качественной и недорогой одежды для молодежи.
 
— Открылась «Планета», и к нам люди перестали даже заходить. Просто ноль! Наши магазины ориентировались далеко не только на спортсменов-экстремалов. Мы привозили одежду для тех, кто хотел одеваться как в Европе, а не ходить в спортивных костюмах из «Кванта». Но тут пришли Bershka, NewYorker, Zara… Они полностью восполнили потребность людей в модной и дешевой одежде, которая к тому же продается в современном торговом комплексе. Поэтому 2008–2010 годы стали для нас настоящим ужасом.
 
Выручка «Картели» и «Бестии» постоянно падала. От Екатерины стал уходить персонал, которому она не могла больше выплачивать достойную зарплату. Когда магазин в «Петровском пассаже» полгода подряд отработал в минус, предпринимательница приняла непростое решение 
о его закрытии в начале 2012 года.
 
— Мы планировали доработать еще какое-то время и в низком сезоне закрываться. Но тут случился очередной удар — в магазин на Мира пришел мужчина, представился новым собственником помещения и потребовал его освободить. Наличие действующего договора аренды его не волновало. Нас начали в буквальном смысле выгонять.
 
Екатерина и продавцы держали оборону — отказывались съезжать, пока не будет найдено новое помещение. На семейном совете приняли решение о покупке торговых площадей.
 
— На Мира у нас была дикая аренда — 120 тыс. в месяц плюс 10–20 тыс. за электроэнергию. И мы поняли, что нужно брать ипотеку. С этим тоже возникли сложности: кредиты выдавали либо до 1 млн рублей на жилую недвижимость, либо от 60 млн рублей на нежилую. Я лично обошла все банки. В итоге смогла оформить ипотеку на нужную мне сумму и под нормальные 12,5 %.
 
Вскоре нашлось и помещение. Екатерину привлек большой подвал в центре города, где прежде размещался премиальный ресторан «Старый замок». Правда, и тут не обошлось без приключений.
 
— Собственники этого помещения — очень серьезные люди. И они ожидали продать его такому же серьезному человеку под какой-нибудь крупный проект. Кроме того, у меня не было всей необходимой суммы сразу, мне нужна была скидка, рассрочка… Но мне повезло! Оказалось, что сын собственника — первый скейтер Красноярска. Мы ровесники и были знакомы с 14 лет. Он меня привел к отцу, мы переговорили, и тот, видимо, захотел помочь молоденькой дурочке.
 
Екатерина приобрела помещение за 13 млн рублей без учета переплат по ипотеке и страховок. Еще 1 млн был вложен в ремонт.
— Конечно, страшно от таких цифр. Для меня 13 млн — это невероятные деньги. И они просто зарыты, потому что сейчас это не продашь никому.
 

Европа пришла в Красноярск

 

В октябре 2012 года магазины «Картель» и «Бестия» переехали в новое общее помещение. Около полутора лет проект развивался хорошо, все та же «Планета» раскачала потребительский интерес к уличной моде.
 
— Когда мы начинали, такая одежда была в Красноярске в диковинку. Многие ребята реально боялись пройти по своему району в кепке с прямым козырьком — на правом берегу за такое можно было нарваться на серьезные неприятности. А с открытием «Планеты» все люди стали ходить в «нашей» одежде и воспринимать ее нормально. В этом плане мы чуть-чуть выдохнули. Европа и мода пришли в Красноярск.
 
Но с 2014 года у бизнеса начались непростые времена. Для Екатерины совпало во времени два события. Во-первых, она родила первенца, из-за чего оперативное управление магазином пришлось доверить наемным сотрудникам. А во-вторых, из-за роста доллара выручка стала постоянно падать.
 
— За 5 лет у нас произошло 70%-е падение выручки, если считать в долларах. Маржа уменьшилась. Мы не продаем по той стоимости, по которой продавали раньше. Кроме того, дико выросло налоговое бремя. Сейчас к бизнесменам более лояльное отношение, чем в начале 2000-х, но при этом условия такие — просто геноцид предпринимательства.
 

Планы на 300 лет

 

Екатерина признается, что держаться на плаву ее заставляет внутренняя мотивация, ответственность перед кредиторами и коллективом, а также желание передать бизнес детям.
 
— Я недавно поняла, что моя изначальная цель была создать семейную компанию. Хочу, чтобы «Картель и Бестия» существовала 200–300 лет, перешла сначала моим детям, потом внукам. Как за рубежом. Поэтому сейчас я не брошу свое дело, я должна идти дальше.
 
Перед глазами у Екатерины есть классический пример семейного бизнеса. Ее супруг Спартак Алемасов несколько лет назад подхватил дело своей бабушки — советского косметолога, открывшего в постперестроечные годы частные парикмахерские.
 
— Одна из них находилась на Копылова, 66. С 2015 года мы с мужем стали заниматься этим салоном. Сделали там ремонт, переименовали, обновили команду. Сейчас это семейный районный салон, развитием которого в большей степени занимается мой муж, а я ему помогаю.
Парикмахерская семьи Алемасовых также получила имя «Картель». При этом сейчас Екатерина ведет борьбу с итальянцами за возможность использовать этот бренд.
 
— Моя ошибка — я поздно спохватилась зарегистрировать товарный знак «Картель». И когда подала документы, оказалось, что им владеет итальянская компания. На территории России они не представлены, но у бренда международная правовая защита. У нас есть документы, подтверждающие, что мы под этим товарным знаком работаем дольше. Сейчас идут суды, пытаемся оспорить право итальянцев на Россию.
Еще одним брендом — «Я люблю Красноярск» — Екатерина Алемасова-Жижко владеет вполне законно. Предпринимательница зарегистрировала его в 2009 году. Сейчас в магазинах «Картель и Бестия» представлен небольшой ассортимент продукции с этим товарным знаком. Но именно с ним Екатерина связывает возможное развитие своего бизнеса.
 
Елена Машегова
Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.