Бюджетнее, еще бюджетнее, без бюджета
Инна Алексеева, руководитель агентства PR Partner Вот все говорят: «Кризис, кризис, кризис», жалуются на жизнь. Меня кризис радует, ведь теперь на первое место из маркетинговой команды
руководитель агентства PR Partner
Но если раньше некоторые пиарщики все же, подобно рекламистам, легко
делили (так и хочется заметить — пилили) свой бюджет, а кое-кто даже
умудрялся из него оплачивать (чего делать вообще-то очень НЕ
рекомендуется!) какие-то статьи, колонки и конкурсы в СМИ, то теперь
денег на это просто нет. Пора включать мозги и шевелиться. Какие же
инструменты сегодня стоит применять российским компаниям? На что
осталось время, но нет средств? Давайте посмотрим по целевым
аудиториям.
Партнеры (с которыми у вашей компании совпадают целевые аудитории —
допустим, ипотечный банк и агентство недвижимости): совместные
пресс-релизы, пресс-конференции, линии консультирования в СМИ,
клиентские праздники. Так можно сразу поделить бюджет (расходы на
кейтеринг, оборудование, пресс-киты и пр.) на два, а то и на три (если
партнеров трое). По сравнению с первым кварталом 2008 г., в
январе-марте этого года, по оценке PR Partner, объем проводимых в
Москве партнерских пресс-мероприятий вырос на 20%. К примеру,
пресс-встреча Bitrix и Microsoft, пресс-релиз Autodesk и Citrix —
поделить время на запуск проекта и расходы по нему на двоих стремятся
многие.
Инвесторы: усиление онлайн-активности по работе с ними. На смену
оффлайн-встречам с аналитиками, роад-шоу, презентациям приходят
видеоконференции и подкасты. Пример хорошего сайта по работе с
инвестиционным сообществом — http://www.vimpelcom.com/index.wbp (ТМ «Билайн») или же http://www.company.mts.ru/ir/ (МТС).
Календарь проектов с инвесторами, SMS-рассылки, электронные письма
инвесторам уже прижились и в России. Могу порекомендовать журнал IR
Magazine Russia & CIS, чтобы быть в теме. У тех, кто в российских
компаниях отвечает за работу с инвесторами, в кризис появилось больше
времени на разработку внутренних и внешних IR-процедур и регламентов, а
также на ведение и мониторинг базы инвесторов, благо денег на это не
требуется — нужно только время.
СМИ: количество медиа и журналистов в них сократилось примерно так,
как число компаний и пиарщиков. Сегодня корреспондентов СМИ специалисты
в области связей с общественностью хоть и купают в волнах внимания, но
не забывают, во что это обходится. Индивидуальные подарки на день
рождения, 8 Марта, 23 февраля канули в прошлое, зато в кризис хороши
покупные, но подписанные от руки открытки. Экономия бюджета привела к
тому, что сейчас у пиар-специалистов появилось и в этом сегменте больше
времени на составление и обновление баз данных СМИ и журналистов. Так
как число СМИ на рынке сократилось, о «вырезании» штатных единиц
заявляли практически все издательские дома, включая «КоммерсантЪ», то
сегодня один из способов все-таки бесплатно засветить свою компанию на
ТВ, радио, в деловой прессе — дать живой и содержательный комментарий.
И быстро. Это лакмусовая бумажка, которая помогает оценить качество
работы настоящего пиарщика.
Сотрудники: с этой целевой аудитории обычно, увы, и начинается вся
экономия. Никакого бурного празднования дня рождения компании, никаких
тим-билдингов, сокращение полос внутрикорпоративной газеты или журнала
(вообще, я уверена, что лучшая газета — одна страница А4, в нее не
запихнуть речи главного ни о чем). Сейчас внутренние PR-специалисты
срочно осваивают Интранет, запуск слухов через курилки и кухни, а
также управление ими. Для офисных сотрудников сегодня ко двору придутся
онлайн-издания — те же подкасты, блоги. Для синих воротничков самое
время проводить конкурсы, к примеру, на лучший детский рисунок — чтобы
и семья знала: везде сокращения, а «наша компания держится и даже нас
развлекает».