Человек за стеклом
досье Олег Тайгишкин Родился 2 ноября 1958 г. в Красноярске. Образование: 1965-1976 гг. — средняя школа в Красноярске. Карьера: 1976-1978 гг. — служба в пограничных войсках на Дальнем Вост
досье
Олег Тайгишкин
Родился 2 ноября 1958 г. в Красноярске.
Образование: 1965-1976 гг. — средняя школа в Красноярске.
Карьера: 1976-1978 гг. — служба в пограничных войсках на Дальнем Востоке.
С 1998 г. — учредитель стекольной мастерской «Узор».
Семья: женат, три дочери.
Хобби: сноуборд.
Жизнь основателя стекольной мастерской «Узор» напоминает сюжет типичной американской мелодрамы, которая строится по принципу: обстоятельства «бьют» человека, дают ему много испытаний — безденежьем, предательством, успехом. Он все это преодолевает и в заключительных кадрах фильма получает главный приз — крупный выигрыш в лотерею, славу или спокойную старость. Олег Тайгишкин прошел путь такого «киношного» американского персонажа, только с поправкой на русскую действительность. Были в его жизни и крах бизнеса, и начало с нуля, и завоевание потребителя в очень узкой стекольной нише. Только, по словам главного героя, до заключительных титров его кино еще далеко. «Я поработаю еще лет десять, прежде чем передам бразды правления детям», — говорит он.
Вопрос, как возникла идея стекольной мастерской «Узор», Олег Тайгишкин оставляет без ответа. Изящно переводит тему разговора в другое русло. Потом все же уступает журналистской настойчивости.
— Не думайте, я не хочу уйти от ответа или сделать вид, что история возникновения «Узора» — военная тайна. Просто я уже не помню, как, когда, при каких обстоятельствах, а главное, почему решил создать стекольную мастерскую. Это был 1998-й год. Мы с партнером задумали основать компанию, которая бы просто занималась продажей стекла. У него был опыт работы в профильной компании, он знал, что это за материал и что можно без особых ухищрений его резать и продавать. Кому окно сделать, кому полку. Как я в это дело ввязался, сегодня уже не вспомню. Возникла идея у партнера, я подхватил. Возможно, если бы тогда появилась мысль заняться продажей велосипедов или выпечкой пирожков, работал бы сейчас в другой отрасли.
В 1998-м все закрывались, а вы, наоборот, начали бизнес. Не было страха, что фирма просуществует недолго?
— Страха не было. К этому времени я уже имел опыт ведения собственного бизнеса. До создания «Узора» занимался продажей автозапчастей. Возили их нам с Горьковского автозавода. Спрос на эту продукцию был постоянным. Жили мы неплохо. Но после 1997 года всем мелким компаниям, продававшим запчасти, пришлось уйти с рынка. Производитель резко поднял цены на товар, мы сделали то же самое. В итоге люди перестали покупать зап- части у нас. Они обращались в крупные организации, которые тогда выжили только за счет того, что смогли сдержать резкое повышение цен. Так что к 1998 году я остался практически ни с чем. Кризис научил меня не строить долгосрочных планов, и, когда возникла идея создания стекольной мастерской, я понимал, что быстрой прибыли не будет.
А где нашли деньги для создания нового бизнеса?
— Тогда нам потребовалось около двух тысяч рублей на покупку первого ящика стекла. По тем временам деньги это были солидные. Их я взял в долг. Первую партию стекла, как и вторую, мы «реализовали» очень быстро! Даже до мастерской довезти не успели. Почти все разбили! Мы же тогда не знали, что такой хрупкий товар надо как-то по-особому упаковать, чтобы не разбить. Это уже потом мы освоили технологию. А в 1998 году все делали по наитию. Со следующей партией были уже осторожны: разрезали все на небольшие стекла, уложили аккуратно, договаривались с проводниками поездов (частично товар мы возили из Москвы), чтобы лучше следили за грузом. Но даже такая тщательная подготовка не всегда спасала. Помню, как мы в Новосибирске купили следующую партию стекла, приехали с ней на железнодорожный вокзал, там все выгрузили, установили на специальное устройство — «пирамиду» (треугольная конструкция, которая фиксирует стекло), поставили ее в вагон. Довольные проделанной работой, вышли на перрон покурить. Только вышли — пирамида наша рухнула, и все стекло — на мелкие кусочки! Сейчас, конечно, вспоминать все это очень забавно. Вот вам рассказываю как анекдот, сам смеюсь. А тогда было ощущение легкой паники. Ведь за товар заплачено деньгами, взятыми в долг. Только третью или четвертую партию мы смогли спокойно реализовать. Как сейчас помню, первый клиент пришел к нам через два месяца после открытия мастерской. Ему надо было ставить в рамы стекло. Он случайно набрел на «Узор». За ним пошли другие. Так мы заработали свои первые деньги.
А когда вы почувствовали, что дело пошло и можно расслабиться?
— Ощущение абсолютного покоя и безмятежности не пришло до сих пор. А легче немного стало, когда сделали свою небольшую мастерскую. Ремонт делали вдвоем с партнером. Сами штукатурили, сами пол стелили, сами стены ровняли, соорудили своими руками стол для резки стекла. Просиживали тут до поздней ночи. Кстати, привычка трудиться «до упаду» у меня сохранилась до сих пор. С утра до восьми вечера я в мастерской. Обязательно работаю в субботу, выходной только в воскресенье — и тот проходит в мыслях о предстоящей неделе. Кроме того, в этот же период мы нашли поставщика стекла здесь, в Красноярске. Стали работать с «Сибирской стекольной компанией». Это, конечно, намного облегчило нам жизнь. Главное, исчезла необходимость возить товар из Москвы.
Фьюзинг по-сибирски
По признанию Олега Тайгишкина, название мастерской родилось случайно. Когда в Москве закупали первую партию стекла, поставщик спросил, как называется компания. Никаких готовых идей не было. Поставщик торопил, просил побыстрее определиться. И тогда в голове у Олега Тайгишкина всплыло только одно слово — «узор». Так и решили назваться. Еще четыре года имя никак не оправдывало вид деятельности новой фирмы. Она занималась банальной резкой стекла, продавала его частным лицам. В 2002 г. в одном из итальянских специализированных изданий основатель мастерской прочитал о новой системе работы со стеклом — фьюзинге, спекании разноцветных стекол при высокой температуре. В результате такой манипуляции на стекле появляются красивые узоры. Только тогда название компании стало соответствовать ее роду деятельности.
— Когда я увидел, что можно делать со стеклом при помощи фьюзинга, я просто обалдел. Удивило то, что с помощью простого стекла можно создавать настоящее произведение искусства. Конечно, сначала захотелось самому попробовать повторить. И мы стали искать технику. Договорились с москвичами. В Москве давно знают этот способ, они продали нам оборудование и обучили работе на нем.
А спрос на такой эксклюзив был?
— Если честно, когда я узнал об этой технологии, о спросе даже не думал. Хотелось просто самому попробовать, понять, что еще можно делать со стеклом, кроме обычных полок и витражей. Вопрос о востребованности встал позже, когда мы уже купили и освоили печь. Оказалось, что очередь из желающих сделать на стекле что-то особенное к нам не выстроилась. Пара единичных заказов — и все. Тогда многие говорили, что зря мы это все затеяли, что людям надо что-то попроще и подешевле. Около года ушло, чтобы сломать этот стереотип. Мы в Красноярске были одними из первых, кто занялся фьюзингом. Единственные, кто делал подобные работы по стеклу, — это наши местные художники. Но для них это было скорее хобби, чем бизнес.
Что делали, чтобы привлечь клиентов?
— Мы очень много рекламировались. В основном старались давать рекламу на телевидении. Буквально на пальцах объясняли, как работает печь, какое стекло используем, как в итоге получается узор. На рекламу уходило около 50 тысяч рублей в месяц. В итоге к нам потянулись заказчики. Мы стали сотрудничать с крупными местными мебельными компаниями — «Мекраном», «Командором», «Фаворитом» и другими. Они наши витражи, сделанные по технологии фьюзинга, использовали как элемент декора в мебели и дверях.
Тяжело было выстраивать отношения с такими крупными игроками?
— Нет, нетрудно. Если честно, мы никого специально не искали. Люди приходили сами. Возможно, сработала телевизионная реклама, возможно, «сарафанное радио». Помню, одним из первых заказчиков была «Галерея дверей». Ребята говорили, что их обычные двери продаются не так хорошо, как хотелось бы. Мы предложили им украшать их нашими вставками из стекла, сделанными по технологии фьюзинга. Они согласились. Взяли первую партию, а через месяц пришли снова. Оказалось, что с нашим стеклом их продукт стал продаваться лучше.
Дорогое удовольствие
Основатель мастерской «Узор» уверен, что его товар стоит дорого. В защиту этого тезиса он приводит несколько аргументов. Во-первых, бизнес и создается для того, чтобы зарабатывать деньги. Во-вторых, если делать дешевый продукт, люди будут ассоциировать его с китайской подделкой и покупать не станут.
— Когда ко мне приходят заказчики и говорят, что у вас, мол, очень все дорого, я всегда удивляюсь и говорю: «Хотите задаром — добро пожаловать на КрасТЭЦ, а не к нам». Здесь важно понимать, что работа со стеклом очень кропотлива и трудозатратна, оборудование дорогое, а доходность у этого бизнеса небольшая. Скажу так: я не обогатился.
А конкуренты у вас за эти годы появились?
— Тут как посмотреть. Резкой стекла занимаются многие. Чаще всего это мелкие компании. Например, еще до того, как мы вошли в этот бизнес, неподалеку стоял небольшой ларек по резке стекла. Прошло уже больше десяти лет, а он все работает, и никакие кризисы ему не помешали. Фьюзингом же в городе больше никто не занимается. Специальная техника стоит только у нас. Были попытки организовать такую же мастерскую, но о судьбе таких проектов я ничего не знаю. Обычно заняться стеклом пробуют наши же заказчики. Они думают: «Зачем я буду у них брать товар, когда для той же мебели сам могу делать вставки?» Они даже стекло покупают, но потом понимают, что все это требует времени и затрат. А когда у тебя основной бизнес, например, продажа мебели, заниматься еще и стеклом становится сложно.
А у вас не было соблазна войти в смежную нишу, например, заняться изготовлением стеклопакетов?
— Нет. Такой идеи никогда не было. Даже тогда, когда в сегменте производства окон было всего несколько игроков и еще можно было заявить о себе, мы этого не сделали. Рынок производителей оконных конструкций очень сложен. Сама организация работы там — трудозатратна. А если мы не сделали этого тогда, сейчас уже поздно. Конкуренция на нем жесточайшая.
Путь к семейному бизнесу
Сам Олег Тайгишкин говорит о работе как о своем главном увлечении. Ни футбол, ни шахматы, ни автомобиль, по его признанию, не приносят столько удовольствия, сколько кропотливый труд по созданию стекольных калейдоскопов. Он и всех своих близких приучил любить стекло.
— Понимаете, из стекла сегодня можно сделать все что угодно — от окна до стола, посуды, оборудования и так далее. Мы часто сами даже не замечаем того, что этот материал используется практически везде. И я уверен, что ничего интереснее этого дела и быть не может. Возможно, это оттого, что я давно занимаюсь стеклом и другого не умею. И родным своим я привил любовь к этому материалу. В «Узоре» у меня работают и жена, и старшая дочь.
Создаете династию?
— В каком-то смысле да. Родственники у меня работают рядовыми менеджерами. Но со временем, наверное, я отдам управление детям. Надо же им когда-то отца сменить. Как скоро это произойдет, не знаю. Но не раньше, чем лет через десять. Пока я еще не устал и мне очень нравится моя работа. А если уж выйду на пенсию, то займусь фьюзингом для себя. Буду составлять разные узоры на стекле для дома. У меня ведь в квартире до сих пор нет ни одного панно или зеркала с нашим орнаментом. Сапожник без сапог.