Чисто бизнес: как фабрика-химчистка «Мистер Чисто» шла к лидерству на рынке Красноярска

«Мистер Чисто» создал Игорь Шапиро, название придумал Владимир Перекотий, а мощный толчок развитию бизнеса дали выходцы из сотового ритейла. «ДК» выяснил, как зарабатывает фабрика-химчистка.

За последние три года обороты фабрики-химчистки «Мистер Чисто» выросли в разы — конкретные цифры в компании предпочитают не называть. Однако оценивая успешность бизнеса, директор «Мистер Чисто» Максим Богачук говорит не только о финансовых показателях: сегодня предприятие не так серьезно, как раньше зависит от сезонности, а в химчистку сдают уже не только шубы и дубленки. «ДК» рассказывает, как развивался чисто бизнес — от нескольких приемных пунктов и убыточности к «фабрике чистоты» и планам освоить новые регионы. 
 
Еврохимчистка
В прошлом году компания «Мистер Чисто» отметила 15-летие. Проект, который каждый второй клиент химчистки считает федеральным, в начале «нулевых» запустил красноярский бизнесмен Игорь Шапиро (скончался в 2013 году). Помимо «Мистера Чисто» ему принадлежала сеть фотосалонов «Колибри», ряд объектов недвижимости.
Чисто бизнес: как фабрика-химчистка «Мистер Чисто» шла к лидерству на рынке Красноярска 1Первый приемный пункт под брендом «Мистер Чисто» — название придумал Владимир Перекотий, открылся в «Питерском мостике». Там же до 2011 года работала и сама фабрика-химчистка.
— Игоря Владленовича нельзя было назвать типичным бизнесменом. Он хотел не только зарабатывать деньги, но и делать что-то по-настоящему интересное. Да, услуга химчистки не нова, но, открывая этот бизнес, Игорь Владленович ориентировался не на примеры из советского прошлого, а на ту культуру и подходы, которые он видел за рубежом — в Европе, — рассказывает Максим Богачук. 
Долгое время проект оставался низкодоходным, и причин несколько. Как правило, химчистка — это бизнес, развивающийся как дополнение к стабильно работающей прачечной (рассчитанная преимущественно на корпоративных клиентов, она обеспечивает прогнозируемый доход).
«Мистер Чисто» пошел по другому пути — проект по-прежнему работает только как химчистка, более 90% клиентов — частные лица. На практике это означало, что просчитать выручку на год, даже на месяц вперед, было невозможно, так же, как и себестоимость услуги, которая складывается из десятка различных параметров — от человеко-часов до объема использованной «химии». 
 
Чисто бизнес: как фабрика-химчистка «Мистер Чисто» шла к лидерству на рынке Красноярска 2В 2012 году Игорь Шапиро принял решение сменить управленческую команду фабрики-химчистки. Компанию возглавил Максим Богачук, пост директора по развитию заняла Надежда Домрачева — они оба пришли в «Мистер Чисто» из сотового ритейла. 
— Собственника ничуть не смущало, что мы с другого рынка. На собеседовании он даже не спрашивал, знаем ли мы, как работает химчистка. Зато просил решать сложные задачи. Меня — рассчитать скидку, Максима — найти дискриминант. И все это — в уме, — вспоминает Надежда Домрачева. 
Финансовые показатели «Мистера Чисто» значительно выросли уже спустя год после прихода новой команды. 
 
Раскачать рынок
Одну из стен в кабинете Максима Богачука занимает большая карта Красноярского края, на ней канцелярскими кнопками отмечены пункты приема «Мистер Чисто». В Красноярске и городах региона работает 18 точек фабрики-химчистки, в 2014 году, на пике, это количество достигало 31. 
Чисто бизнес: как фабрика-химчистка «Мистер Чисто» шла к лидерству на рынке Красноярска 3— В 2012 году рынок услуг химчистки был еще очень неразвит. Можно было бы пойти по стандартному пути — отвоевывать рынок у конкурентов. Но есть ли смысл в том, чтобы воевать за кусочек небольшого пирога? Мы решили создавать рынок, «выращивать» его. В том числе для этого массово открывали приемные пункты — меньше чем за год их число выросло с 7 до 31. Шли туда, где есть наш клиент. Не скрою, не все из этих пунктов были успешны, но мы своей цели достигли: стали химчисткой, которую знают, — рассказывает директор «Мистера Чисто». 
По его словам, сокращение числа приемных пунктов, оно случилось два года назад, изначально было заложено в стратегииЖ, кризис повлиял на это лишь отчасти. На финансовых показателях, говорят в «Мистере Чисто», сворачивание более десятка точек отразилось несущественно: 90% клиентов перетекли в близлежащие приемные пункты.
 
 
Параллельно с расширением территориального присутствия менялось и «лицо» «Мистера Чисто». Уже работающие и вновь открывающиеся точки были полностью автоматизированы и оформлялись в едином стиле — по бренд-буку, в качестве основного цвета был выбран белый — цвет чистоты. На смену приемщицам пришли консультанты в форменной одежде.
Чисто бизнес: как фабрика-химчистка «Мистер Чисто» шла к лидерству на рынке Красноярска 4— Помню, только получив приглашение и еще не работая в компании, я зашла в приемный пункт в «Планете». Консультант очень вежливо со мной общалась, но ее внешний вид — олимпийка и надетые на носочки сланцы. Я спросила себя тогда: «Доверила бы я этому человеку свою шубу?». Это была небольшая, но революция — непросто было убедить взрослых женщин надеть белую блузку, ходить каждый день в балетках и два раза в год, как студенту, сдавать аттестацию. Были те, с кем пришлось расстаться, но решить вопрос качества по-другому невозможно, — вспоминает Надежда Домрачева.
Еще одна задача, стоявшая перед новой командой, — раскачать спрос на услугу химчистки, расширив стандартный набор «шуба, дубленка» другими предметами гардероба. Это напрямую отразилось бы на финансовых показателях и нивелировало сезонность бизнеса. 
— Что обычно несут в химчистку? То, что не могут постирать дома. Мы попытались переломить это мнение и найти услугу, которой человек будет пользоваться регулярно и часто — еженедельно, а не раз в полгода, год. Сделали ставку на химчистку рубашек: дали на нее хорошую цену, даже не покрывавшую себестоимость. Дарили клиентам сертификаты на бесплатную чистку нескольких рубашек — такой тест-драйв. Рассуждали так: привыкнув приносить к нам рубашки, клиенты принесут что-то еще. Это была полная авантюра, основанная лишь на нашей уверенности, что самое худшее — это сидеть сложа руки, — вспоминает Максим Богачук. 
Чисто бизнес: как фабрика-химчистка «Мистер Чисто» шла к лидерству на рынке Красноярска 5Авантюра потребовала серьезных инвестиций. В «Мистере Чисто» говорят, что вау-эффекта не случилось — в компании на него и не рассчитывали. Однако результат, безусловно, есть: сегодня шубы и дубленки в «Мистер Чисто» сдают 85% клиентов фабрики-химчистки, четыре года назад этот показатель был близок к 100%.
Отслеживать динамику работы и прогнозировать финансовые показатели — до этого главное «узкое» место, стало возможным благодаря полной автоматизации бизнеса.  
— Это сложная, дорогостоящая система, и нам сильно повезло, что мы успели приобрести ее еще до скачка курса валют. Теперь все процессы просчитаны, насколько это возможно. В этой же системе учета можно видеть, какое количество вещей сейчас находится в работе, что происходило на каждом из этапов, — это помогает от и до отслеживать историю работы с вещью и максимально контролировать качество. Сроки исполнения заказа тоже рассчитываются автоматически, — говорит Максим Богачук.
 
В режиме «без выходных»
Огромные машины для стирки и сушки, профессиональное гладильное оборудование, несколько цехов — от пятновыводного до швейного — «Мистер Чисто» занимает 1200 «квадратов» на площадях бывшего комбината «Шелен». Фабрика-химчистка работает без выходных, в пиковые периоды — март-апрель, сентябрь-октябрь, когда количество заказов увеличивается втрое, переходит на круглосуточный режим работы.
 
Чисто бизнес: как фабрика-химчистка «Мистер Чисто» шла к лидерству на рынке Красноярска 6Свою долю рынка по краю в компании оценивают в 70%. База клиентов «Мистер Чисто» насчитывает 100 тысяч человек — это те, кто за последние четыре года пользовался услугами химчистки хотя бы раз. Число новых клиентов ежегодно растет на треть — кризис эти показатели никак не скорректировал. 
— Были определенные опасения, ведь услуга химчистки не входит в первоочередные. Незначительный процент клиентов отсеялся, но пришли новые, например, те, кто достал с антресолей вещи, которые уже и не думал носить. Мы ввели услугу биочистки — это более деликатная по сравнению с традиционной чистка, 100% ручной труд. Спрос есть: она идеально подходит для вещей, которые производитель изначально запрещает чистить, — таких за последние два года стало в разы больше, — рассказывает Надежда Домрачева.
Ежегодно перечень услуг компании прирастает несколькими новыми опциями: покраска текстиля и джинсов, ремонт одежды, экспресс- и vip-чистка — она происходит под наблюдением главного технолога. В ближайшее время «Мистер Чисто» рассчитывает нарастить число своих точек за счет открытия автоматических приемных пунктов. Они будут работать через мобильное приложение, без участия консультанта. Располагать такие пункты планируется в торговых и фитнес-центрах, жилых комплексах. По мнению Максима Богачука, это позволит расширить круг клиентов теми, кто готов пользоваться услугами химчистки, но на это у них нет времени.  
В числе масштабных планов — запуск второй фабрики под брендом «Мистер Чисто» и выход в другие регионы. Об этих намерениях в компании говорят осторожно, но с уверенностью в том, что наработанные компетенции позволят взять новую планку. 
 
фото в материале: Алина Ковригина.
 
Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.