Чисто бизнес: как фабрика-химчистка «Мистер Чисто» шла к лидерству на рынке Красноярска

«Мистер Чисто» создал Игорь Шапиро, название придумал Владимир Перекотий, а мощный толчок развитию бизнеса дали выходцы из сотового ритейла. «ДК» выяснил, как зарабатывает фабрика-химчистка.

За последние три года обороты фабрики-химчистки «Мистер Чисто» выросли в разы — конкретные цифры в компании предпочитают не называть. Однако оценивая успешность бизнеса, директор «Мистер Чисто» Максим Богачук говорит не только о финансовых показателях: сегодня предприятие не так серьезно, как раньше зависит от сезонности, а в химчистку сдают уже не только шубы и дубленки. «ДК» рассказывает, как развивался чисто бизнес — от нескольких приемных пунктов и убыточности к «фабрике чистоты» и планам освоить новые регионы. 
 
Еврохимчистка
В прошлом году компания «Мистер Чисто» отметила 15-летие. Проект, который каждый второй клиент химчистки считает федеральным, в начале «нулевых» запустил красноярский бизнесмен Игорь Шапиро (скончался в 2013 году). Помимо «Мистера Чисто» ему принадлежала сеть фотосалонов «Колибри», ряд объектов недвижимости.
Чисто бизнес: как фабрика-химчистка «Мистер Чисто» шла к лидерству на рынке Красноярска 1Первый приемный пункт под брендом «Мистер Чисто» — название придумал Владимир Перекотий, открылся в «Питерском мостике». Там же до 2011 года работала и сама фабрика-химчистка.
— Игоря Владленовича нельзя было назвать типичным бизнесменом. Он хотел не только зарабатывать деньги, но и делать что-то по-настоящему интересное. Да, услуга химчистки не нова, но, открывая этот бизнес, Игорь Владленович ориентировался не на примеры из советского прошлого, а на ту культуру и подходы, которые он видел за рубежом — в Европе, — рассказывает Максим Богачук. 
Долгое время проект оставался низкодоходным, и причин несколько. Как правило, химчистка — это бизнес, развивающийся как дополнение к стабильно работающей прачечной (рассчитанная преимущественно на корпоративных клиентов, она обеспечивает прогнозируемый доход).
«Мистер Чисто» пошел по другому пути — проект по-прежнему работает только как химчистка, более 90% клиентов — частные лица. На практике это означало, что просчитать выручку на год, даже на месяц вперед, было невозможно, так же, как и себестоимость услуги, которая складывается из десятка различных параметров — от человеко-часов до объема использованной «химии». 
 
Чисто бизнес: как фабрика-химчистка «Мистер Чисто» шла к лидерству на рынке Красноярска 2В 2012 году Игорь Шапиро принял решение сменить управленческую команду фабрики-химчистки. Компанию возглавил Максим Богачук, пост директора по развитию заняла Надежда Домрачева — они оба пришли в «Мистер Чисто» из сотового ритейла. 
— Собственника ничуть не смущало, что мы с другого рынка. На собеседовании он даже не спрашивал, знаем ли мы, как работает химчистка. Зато просил решать сложные задачи. Меня — рассчитать скидку, Максима — найти дискриминант. И все это — в уме, — вспоминает Надежда Домрачева. 
Финансовые показатели «Мистера Чисто» значительно выросли уже спустя год после прихода новой команды. 
 
Раскачать рынок
Одну из стен в кабинете Максима Богачука занимает большая карта Красноярского края, на ней канцелярскими кнопками отмечены пункты приема «Мистер Чисто». В Красноярске и городах региона работает 18 точек фабрики-химчистки, в 2014 году, на пике, это количество достигало 31. 
Чисто бизнес: как фабрика-химчистка «Мистер Чисто» шла к лидерству на рынке Красноярска 3— В 2012 году рынок услуг химчистки был еще очень неразвит. Можно было бы пойти по стандартному пути — отвоевывать рынок у конкурентов. Но есть ли смысл в том, чтобы воевать за кусочек небольшого пирога? Мы решили создавать рынок, «выращивать» его. В том числе для этого массово открывали приемные пункты — меньше чем за год их число выросло с 7 до 31. Шли туда, где есть наш клиент. Не скрою, не все из этих пунктов были успешны, но мы своей цели достигли: стали химчисткой, которую знают, — рассказывает директор «Мистера Чисто». 
По его словам, сокращение числа приемных пунктов, оно случилось два года назад, изначально было заложено в стратегииЖ, кризис повлиял на это лишь отчасти. На финансовых показателях, говорят в «Мистере Чисто», сворачивание более десятка точек отразилось несущественно: 90% клиентов перетекли в близлежащие приемные пункты.
 
 
Параллельно с расширением территориального присутствия менялось и «лицо» «Мистера Чисто». Уже работающие и вновь открывающиеся точки были полностью автоматизированы и оформлялись в едином стиле — по бренд-буку, в качестве основного цвета был выбран белый — цвет чистоты. На смену приемщицам пришли консультанты в форменной одежде.
Чисто бизнес: как фабрика-химчистка «Мистер Чисто» шла к лидерству на рынке Красноярска 4— Помню, только получив приглашение и еще не работая в компании, я зашла в приемный пункт в «Планете». Консультант очень вежливо со мной общалась, но ее внешний вид — олимпийка и надетые на носочки сланцы. Я спросила себя тогда: «Доверила бы я этому человеку свою шубу?». Это была небольшая, но революция — непросто было убедить взрослых женщин надеть белую блузку, ходить каждый день в балетках и два раза в год, как студенту, сдавать аттестацию. Были те, с кем пришлось расстаться, но решить вопрос качества по-другому невозможно, — вспоминает Надежда Домрачева.
Еще одна задача, стоявшая перед новой командой, — раскачать спрос на услугу химчистки, расширив стандартный набор «шуба, дубленка» другими предметами гардероба. Это напрямую отразилось бы на финансовых показателях и нивелировало сезонность бизнеса. 
— Что обычно несут в химчистку? То, что не могут постирать дома. Мы попытались переломить это мнение и найти услугу, которой человек будет пользоваться регулярно и часто — еженедельно, а не раз в полгода, год. Сделали ставку на химчистку рубашек: дали на нее хорошую цену, даже не покрывавшую себестоимость. Дарили клиентам сертификаты на бесплатную чистку нескольких рубашек — такой тест-драйв. Рассуждали так: привыкнув приносить к нам рубашки, клиенты принесут что-то еще. Это была полная авантюра, основанная лишь на нашей уверенности, что самое худшее — это сидеть сложа руки, — вспоминает Максим Богачук. 
Чисто бизнес: как фабрика-химчистка «Мистер Чисто» шла к лидерству на рынке Красноярска 5Авантюра потребовала серьезных инвестиций. В «Мистере Чисто» говорят, что вау-эффекта не случилось — в компании на него и не рассчитывали. Однако результат, безусловно, есть: сегодня шубы и дубленки в «Мистер Чисто» сдают 85% клиентов фабрики-химчистки, четыре года назад этот показатель был близок к 100%.
Отслеживать динамику работы и прогнозировать финансовые показатели — до этого главное «узкое» место, стало возможным благодаря полной автоматизации бизнеса.  
— Это сложная, дорогостоящая система, и нам сильно повезло, что мы успели приобрести ее еще до скачка курса валют. Теперь все процессы просчитаны, насколько это возможно. В этой же системе учета можно видеть, какое количество вещей сейчас находится в работе, что происходило на каждом из этапов, — это помогает от и до отслеживать историю работы с вещью и максимально контролировать качество. Сроки исполнения заказа тоже рассчитываются автоматически, — говорит Максим Богачук.
 
В режиме «без выходных»
Огромные машины для стирки и сушки, профессиональное гладильное оборудование, несколько цехов — от пятновыводного до швейного — «Мистер Чисто» занимает 1200 «квадратов» на площадях бывшего комбината «Шелен». Фабрика-химчистка работает без выходных, в пиковые периоды — март-апрель, сентябрь-октябрь, когда количество заказов увеличивается втрое, переходит на круглосуточный режим работы.
 
Чисто бизнес: как фабрика-химчистка «Мистер Чисто» шла к лидерству на рынке Красноярска 6Свою долю рынка по краю в компании оценивают в 70%. База клиентов «Мистер Чисто» насчитывает 100 тысяч человек — это те, кто за последние четыре года пользовался услугами химчистки хотя бы раз. Число новых клиентов ежегодно растет на треть — кризис эти показатели никак не скорректировал. 
— Были определенные опасения, ведь услуга химчистки не входит в первоочередные. Незначительный процент клиентов отсеялся, но пришли новые, например, те, кто достал с антресолей вещи, которые уже и не думал носить. Мы ввели услугу биочистки — это более деликатная по сравнению с традиционной чистка, 100% ручной труд. Спрос есть: она идеально подходит для вещей, которые производитель изначально запрещает чистить, — таких за последние два года стало в разы больше, — рассказывает Надежда Домрачева.
Ежегодно перечень услуг компании прирастает несколькими новыми опциями: покраска текстиля и джинсов, ремонт одежды, экспресс- и vip-чистка — она происходит под наблюдением главного технолога. В ближайшее время «Мистер Чисто» рассчитывает нарастить число своих точек за счет открытия автоматических приемных пунктов. Они будут работать через мобильное приложение, без участия консультанта. Располагать такие пункты планируется в торговых и фитнес-центрах, жилых комплексах. По мнению Максима Богачука, это позволит расширить круг клиентов теми, кто готов пользоваться услугами химчистки, но на это у них нет времени.  
В числе масштабных планов — запуск второй фабрики под брендом «Мистер Чисто» и выход в другие регионы. Об этих намерениях в компании говорят осторожно, но с уверенностью в том, что наработанные компетенции позволят взять новую планку. 
 
фото в материале: Алина Ковригина.
 
Самое читаемое
  • Ритейлер «Лента» меняет название и логотипРитейлер «Лента» меняет название и логотип
  • Михаил Матовников: «Высокая ключевая ставка сработала так, как и должна. Но есть нюансы»Михаил Матовников: «Высокая ключевая ставка сработала так, как и должна. Но есть нюансы»
  • В уральском регионе вводится временное ограничение мобильного интернетаВ уральском регионе вводится временное ограничение мобильного интернета
  • Под Екатеринбургом впервые пройдут крупнейшие соревнования России по гольфуПод Екатеринбургом впервые пройдут крупнейшие соревнования России по гольфу
  • «Рано или поздно мамонты уйдут». Молодые предприниматели о своем месте в реальном бизнесе«Рано или поздно мамонты уйдут». Молодые предприниматели о своем месте в реальном бизнесе
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.