Дамир Халилов: «Не отдавайте корпоративные соцсети секретарше»

В 2016 году произошла революция в соцсетях. О том, почему Facebook знает о нас все и как продать фитнес-абонемент любителю гамбургеров, рассказывает гендиректор SMM агентства GreenPR Дамир Халилов.

В 2006 году Дамир Халилов стал заниматься маркетингом в социальных сетях, основав SMM-агентство GreenPR. Сегодня он один из ведущих специалистов по продвижению в соцсетях, создатель «Школы эффективного интернет-маркетинга», автор книги «Маркетинг в социальных сетях», которая стала настольной для smm-маркетологов, тренер, собирающий аудиторию по всей стране.

Мессенджеры наступают на пятки соцсетям

Соцсети — постоянно меняющаяся реальность. Что сегодня происходит в этой сфере? Каковы нарастающие тренды? По словам Дамира Халилова, за вторую половину 2016 года в SMM произошло столько изменений, сколько не происходило за все предыдущие годы.

— Тем не менее, если говорить о площадках, тройка лидеров в России все та же…

— Да, это «Вконтакте», Facebook и «Одноклассники». Однако их активно догоняет Instagram. В России этот игрок прирос во второй половине 2016 года на 5 млн и сегодня составляет 16 млн ежемесячных пользователей. Окончательно ушли Google+ и Foursquare. Продолжает падениеTwitter. Например, мы пользуемся им в одной компании из 120, которые ведем. И то лишь потому, что там специфическая аудитория — IT-специалисты. Пожалуй, только они хранят верность Twitter.

— Какие площадки, помимо Instagram, показывают рост?

— Важный тренд — активный рост мобильных мессенджеров. На первом месте здесь находится WhatsApp. На втором с отрывом в 10% Viber. На третьем расположился Telegram.

— По моим внутренним ощущениям, Telegram рванул, все мои знакомые уже там…

— Мои знакомые тоже там. Но это далеко не вся Россия. На самом деле, Telegram — достаточно перспективный канал. Несмотря на то, что аудитория мессенджера не самая обширная по стране, она довольна качественная. Например, в среднем уровень дохода пользователей Telegram начинается от 100 до 300 тыс. рублей в месяц и выше. Мессенджер содержит больше возможностей для продвижения. В WhatsApp их практически нет, лишь такие эпизодические инструменты, как чаты, списки рассылок. В Viber есть публичные чаты, но это довольно своеобразный инструмент, который подходит под определенные цели. В Telegram всего в достатке: каналы, чаты, чат-боты…

— Боты — эффективный инструмент SMM?

— Это один из нарастающих трендов в мессенджерах ВК, FB и Telegram. Например, в нашей компании вначале мы отправляем клиента на бота, тот задает несколько вопросов, после чего составляется бриф. Далее с клиентом уже работают живые люди.


Реклама сканирует человека

Маркетинговые технологии в соцсетях порой обескураживают и заставляют думать о том, что будущее уже наступило. Особенно это ощущается по таргетингу. Именно здесь, по мнению эксперта, произошел квантовый скачок.

— Традиционно в рекламе соцсетей ориентировались на социально-демографический таргетинг, так называемый соцдем. Допустим, мужчина 37 лет, живет в Санкт-Петербурге, работает бухгалтером. Исходя из этих данных, выстраивалась маркетинговая стратегия. Сегодня появились совершенно фантастические виды таргетинга. Например, глубинный геотаргетинг.

Дамир Халилов: «Не отдавайте корпоративные соцсети секретарше»
 1

Поясню, как это работает на примере кейса нашей компании. У нас есть клиент — московский фитнес-клуб. Чтобы увеличить продажи абонементов, мы поставили флажки на клубы конкурентов. Как только клиент соседнего клуба отвлекался от тренировки, чтобы проверить соцсети, к нему приходило объявление, что-то вроде: занимаешься фитнесом за 100 рублей, и у тебя даже нет сауны?

Эффект превзошел ожидания, мы получили 400 продаж в течение месяца только с этих объявлений. Затем мы поставили флажки на близлежащие фастфуды. Каждый раз любитель гамбургеров или пиццы, открывая в кафе ВК или Facebook, получал объявление: похоже, пора сгонять вес? Изначально мы отнеслись к этой гипотезе со смехом. Тем не менее, она хорошо сработала и принесла 200 продаж в месяц.

Еще один вид, набирающий силу, — ретаргетинг, позволяющий максимально индивидуализировать наши знания о потенциальном клиенте. Например, мы можем отслеживать покупки того или иного человека и понимать, с какой периодичностью он будет совершать следующую покупку товара или услуги.

В качестве примера — наш кейс «Ресницы». Гипотеза была разработана и реализована для косметического салона. Женщины наращивают ресницы с периодичностью раз в два месяца. После посещения салона номер телефона падал нам, мы загружали его в базу ретаргетинга, и приблизительно через два месяца клиентка получала пост с красивой картинкой длинных, завораживающих ресниц и вопросом: пора?

Третий тренд — таргетинг по схожим аудиториям. Эта программа ищет в соцсетях людей, максимально близких по разным критериям к клиентской базе того или иного бизнеса.

— Не возникает ли у людей ощущения, что за ними постоянно следят? Как будто нас постоянно преследует реклама…

— Рекламное место, где бы оно ни располагалось, в любом случае будет заполнено. Раньше оно заполнялось совершенно ненужной и неинтересной рекламой. Например, в 1999 году, заходя в Yandex, я видел рекламу женских туфель.

Сейчас мне предлагают рекламу, которая потенциально может меня заинтересовать. Реклама максимально адаптируется под конкретного человека. Таким образом, экономится наше время и наше внимание.

Как не «гореть огнем»

Сегодня многие компании стоят перед дилеммой: нанять SMM-специалиста или отдать эту часть маркетинга на аутсорсинг? Многие попытки корпоративной работы в соцсетях заканчиваются громкими скандалами. Есть ли формула успеха, некий волшебный скрипт, помогающий бизнесу адаптироваться в соцсетях?

— Несмотря на то, что я руковожу SMM-агентством, мне больше нравится вариант штатного сотрудника. Человек, интегрированный во все процессы компании, лучше чувствует товары, услуги, продукты, сервисы, о которых рассказывает. В результате создается более привлекательный, искренний контент.

В агентствах эта работа поставлена на поток со всеми плюсами и минусами конвейера. Из минусов — формализованный контент. Из плюсов — агентство лучше и дешевле настроит рекламу. Оба варианта вполне приемлемы и жизнеспособны. Главное — не отдавать работу с соцсетями секретарше, чтобы она «что-нибудь размещала в свободное время».

— Может ли компания позволить себе не пойти в соцсети, не заводить аккаунтов, игнорировать эту часть маркетинга?

— Если это крупная компания, имеющая нескольких таких же крупных клиентов, которые в любом случае будут обращаться только по этому адресу, то, конечно, может. Гипотетически. С другой стороны, и у крупных компаний, не имеющих конкурентов, есть свои задачи, которые можно решать с помощью соцсетей. Я говорю об имидже, общественном образе.

Например, в 2010 году в Санкт-Петербурге прошел слух об аварии на атомной станции. Половина горожан решила уехать, соцсети переполнились страхами и ужасами. В городе исчез йод, почему-то многие решили, что это панацея от радиации.

В этой ситуации компания «Росатом» активно зашла в соцсети и начала вести кропотливую разъяснительную работу, устраивала блог-туры на АЭС. Через какое-то время скандал стих, но, самое главное, изменилось отношение пользователей сетей к атомной энергии, люди перестали ассоциировать АЭС с катастрофой, мутацией и прочими страшилками.

— Это успешный кейс, но немало и откровенных провалов, когда компания заходит в соцсети и работает там во вред репутации и продажам. Можете привести несколько ярких примеров?

— Однажды у «Почты России» случился логистический коллапс, и несколько тонн груза не дошли до адресатов. Соцсети переполнились гневными постами и комментариями, самым политкорректным из которых был: «горите огнем». Между тем, бот продолжал на каждое сообщение вежливо отвечать: «Спасибо за ваше сообщение. Ваше мнение важно для нас». Естественно, такая реакция компании только подлила масла в огонь.

Дамир Халилов: «Не отдавайте корпоративные соцсети секретарше»
 2

Благодатной почвой для негатива были и остаются конкурсы. Например, Альфа-Банк, который, к слову, очень хорошо работает в соцсетях, решил провести конкурс на лучший слоган. Однако ни один из представленных слоганов не понравился банку. Конкурс признали несостоявшимся, приз никому не вручили. В результате пользователи соцсетей возмутились, и банк получил изрядную порцию негатива.

Совсем недавний случай произошел с питерским рестораном «АндерСон». Посетительница пожаловалась в соцсетях на то, что получила ожог слизистой, попробовав в заведении баклажан, приготовленный на гриле. Ей ответили представители ресторана, обвинив женщину в том, что ее пост проплачен конкурентами и никакого ожога не было. Более того, ресторан тут же запустил флешмоб с хештегом #андерСонбаклажан, пообещав самому креативному участнику «корзину баклажанов, коньяк и плюсы в карму».

Скажем прямо, этот маркетинговый ход не добавил ресторану популярности и вновь раззадорил соцсети. Все наперебой стали вспоминать отравления и другие неприятности, случившиеся после посещения кафе и ресторанов.

— А противоположные истории есть? Можно ли перелицевать минус в соцсетях на плюс?

— Честно говоря, таких примеров немного, но все-таки они есть. В Киеве на строительной площадке упал подъемный кран. Никто не пострадал, однако происшествие широко обсуждалось. Компания стала вести блог от имени упавшего крана, который «рассказывал», как ему тяжело, почему он упал и что будет сделано, чтобы такого не повторилось.

— Дайте несколько советов компаниям, которым еще не удается успешно работать с обратной связью в соцсетях.

— В первую очередь надо четко понять, что человек, который выступил с критическим сообщением на странице компании в соцсетях, не враг, а друг. Он пока остается с вами и хочет, чтобы вы работали лучше. А мог бы развернуться и уйти к конкурентам.

Есть несколько кратких правил, которые надо обязательно выполнять, и начинаются они с того, что ни в коем случае нельзя делать. Нельзя молчать, никак не отвечая на негатив. Нельзя отрицать очевидное и писать в ответ: «ваш пост проплачен конкурентами». Нельзя удалять негатив. У человека, комментарии которого удалены, в десятки раз возрастает мотивация критических высказываний везде, где только возможно.

Теперь о том, что нужно делать. Попытаться уточнить информацию, чтобы ее проверить. Если информация подтвердилась, извиниться и решить проблему. Если негатив не имел под собой оснований, постараться подробно разъяснить, что произошло на самом деле, никого не оскорбляя и не обвиняя.

Вообще, эмоции нужно блокировать в зародыше. Идеально, если коммуникация с критически настроенным пользователем закончится его постом, где он расскажет, как ему помогли решить проблему или разобраться в ситуации.

— Мы все время говорили про тексты в соцсетях. Разве их еще окончательно не заменила картинка или видео?

— Видео является ключевым типом контента, поэтому набирают популярность онлайн-трансляции в Facebook и ВК. Тем не менее пользователи соцсетей стали больше читать. Если раньше в ВК прочитывался текст не более 150 знаков, то теперь это 300 знаков. В FB легко читаются тексты до 700 знаков.

Аудитория соцсетей взрослеет. Уже в ВК есть ЛПР — люди, принимающие решения, и ЛОМы — лидеры общественного мнения. Начиная с 2013 года здесь вполне успешно реализуются кейсы в формате B2B, набирают обороты образовательные паблики.

Выросло целое поколение, которое не знало мира без соцсетей. Это поколение взрослеет, становится более умным, ответственным, осознанным, а вместе с ним такими же становятся соцсети.

Юлия Чанчикова

Досье

Дамир Халилов, ведущий специалист России по Social Media Marketing,  владелец и генеральный директор smm-агентства GreenPR.

Родился в 1982 году в Нальчике.

Образование: Закончил учетно-экономический факультет Санкт-Петербургского торгово-экономического института.

Карьера: С 2005 года руководил агентством рекламы «Волекс», курировал отдел интернет-маркетинга компании «Инталев», позже основал агентство «Green PR», специализирующееся на SMM — social media marketing, а также «Школу эффективного интернет-маркетинга». Агентство «Green PR» реализовало более 700 кампаний. Клиентами GreenPR были компании Xerox, Sony Pictures, BenQ, Стокгольмская Школа Экономики, Valio.

Ведет бизнес-семинары и тренинги, выступает на конференциях, посвященных интернет-маркетингу, активно участвует в международных и российских профессиональных ассоциациях.

Статьи Дамира Халилова неоднократно публиковались в таких изданиях, как «Коммерсантъ», «Деньги», «Эксперт» и «Деловой Петербург», он также выступил соавтором книги «Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых системах». Книга «Маркетинг в социальных сетях», вышедшая в 2013 году в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», стала первым руководством по SMM, созданным с учетом российских реалий.

Самое читаемое
  • Потребительский спрос впервые за 30 лет упал так низко — глава DNS GroupПотребительский спрос впервые за 30 лет упал так низко — глава DNS Group
  • Владилен Фуфаров: «Екатеринбург привыкает к транспортным коллапсам. И это ненормально»Владилен Фуфаров: «Екатеринбург привыкает к транспортным коллапсам. И это ненормально»
  • «Сбер» сократит порядка 5 тыс. штатных ставок до конца 2025 г.«Сбер» сократит порядка 5 тыс. штатных ставок до конца 2025 г.
  • Власти успокаивают екатеринбуржцев: строительство развязки у Калины продолжаетсяВласти успокаивают екатеринбуржцев: строительство развязки у Калины продолжается
  • Водоканал и взятки: в Свердловской области огласили два громких приговора в сфере ЖКХВодоканал и взятки: в Свердловской области огласили два громких приговора в сфере ЖКХ
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.