Деньги на спорт: зачем красноярская IT-компания стала спонсором баскетбольного клуба
Красноярская ГК «Мобилфон» уже три года спонсирует юношеский баскетбольный клуб. Благодаря этой поддержке команда смогла выйти на топ-уровень. ОПЫТ
В 2016 году многие красноярцы узнали, что в городе на высоком уровне развивается не только регби и хоккей с мячом, но и баскетбол. Местная команда стала единственной за Уралом, добившейся права участвовать в Европейской юношеской баскетбольной лиге, где выступают лучшие команды из 26 стран.
Мы вышли в Финал четырех и стали серебряными призерами этого престижного международного турнира. Причем в решающей игре мы уступили всего 2 очка команде Латвии. Тогда о нас писали все красноярские СМИ и даже федеральный сайт Sports.ru. Это было очень круто, — вспоминает успех своей команды главный тренер Александр Лойко.
Но триумфа могло не случиться, если бы ребят не поддержал владелец ГК «Мобилфон» Андрей Камоцкий.
В поисках спонсора
Андрей Камоцкий и Александр Лойко были шапочно знакомы со студенческих лет — учились в одном институте, но на совершенно разных факультетах. И во взрослой жизни их пути сильно разошлись. Андрей Камоцкий создал группу IT-компаний «Мобилфон», ведущую бизнес в 145 странах. А Александр Лойко организовал и стал тренировать баскетбольный клуб «Енисей-Юнион». Под его руководством ребята 2001 года рождения неоднократно становились чемпионами Красноярского края, Сибири и Дальнего Востока, призерами и победителями различных турниров.
В 2016 году дороги Андрея и Александра снова пересеклись благодаря общим друзьям. Тогда главный тренер «Енисей-Юнион» активно искал спонсоров для поездки команды на Финал четырех.
В Европейской юношеской баскетбольной лиге мы начали играть с 2014 года. В этом турнире встречаются 32 лучшие команды Европы. От нашей страны там прежде играли только топовые клубы из Москвы и Санкт-Петербурга. Мы стали единственной командой за Уралом, которой разрешили принять участие в Евролиге. В первом сезоне мы стали десятыми. А уже во втором выиграли много матчей и вышли в Финал четырех, то есть вошли в четверку сильнейших юношеских баскетбольных клубов Европы, — рассказывает Александр Лойко.
Именно в это время остро встал финансовый вопрос. Команда «Енисей-Юнион» существовала за счет трех основных источников средств. Участие в официальных соревнованиях, таких как чемпионат России, первенство Красноярска или края, финансировалось из бюджета города. Часть необходимых команде денег собирали родители. Когда их возможностей не хватало, главный тренер шел за помощью к спонсорам.
— Я не только тренер, но и поисковик. Находился в постоянном поиске средств для поездки команды на различные соревнования. Обращался с письмами во все крупные компании города. Но помощь была только точечная — от тех людей, которые были как-то связаны с баскетболом, — говорит Александр Лойко.
Наболевшей проблемой тренер и поделился с давним знакомым.
— Когда Александр впервые рассказал мне об успехах «Енисей-Юнион», я был уверен, что команда, которая не просто туда-сюда катается, а забирает награды одну за другой, полностью обеспечивается городом или краем. Но оказалось, из бюджета выделяется финансирование только для участия в официальных российских турнирах, а юношеская баскетбольная евролига к ним не относится, — вспоминает Андрей Камоцкий.
Директор ГК «Мобилфон» решил поддержать юношескую команду и оплатил поездку на Финал четырех — около 500 тыс. руб-лей. Именно тогда ребята впервые привезли из Европы серебряные медали.
Сила бренда
Эту награду европейского турнира получила уже переименованная команда. Вскоре после начала сотрудничества Александр Лойко и Андрей Камоцкий приняли решение о ребрендинге клуба.
Мы поняли, что надо как-то отстраиваться от многочисленных «Енисеев» Красноярска. Ведь доходило до смешного. Когда на городских турнирах наша команда встречалась с детским «Енисеем», приставка «Юнион» на табло не помещалась, и получалось, что играют «Енисей» с «Енисеем». Мы подумали: раз мы не получаем реальных бенефитов от названия, то надо придумывать свое, — рассказывает Андрей Камоцкий.
Из десятка разных вариантов нового бренда выбрали Galaxy. Так же называется популярное мобильное приложение, один из ключевых продуктов ГК «Мобилфон».
— Название было попыткой сделать из этого сотрудничества не чисто социальный, а условно коммерческий проект. Чтобы заявлять: мы поддерживаем клуб, интересуемся его жизнью и вовлекаем пользователей приложения Galaxy в эту историю, — уточняет спонсор команды.
2018 год стал, по словам главного тренера, триумфальным для клуба Galaxy. Команда в третий раз выиграла кубок Сергея Белова — один из значимых баскетбольных турниров России, а также вновь вышла на топ-уровень — в Финале четырех Евролиги снова заняла второе место, уступив только сборной Украины. Все поездки финансировались ГК «Мобилфон».
— Бюджет одной поездки команды из 12 человек и тренеров составляет около 500 тыс. рублей. В сезон, как правило, бывает 3-4 поездки, то есть общий бюджет клуба на сезон зависит от участия в соревнованиях и составляет от 1,5 до 2 млн рублей, — приводит подсчеты Андрей Камоцкий.
Именно выездные игры — основная часть расходов клуба. Помещение для тренировок предоставляет на безвозмездной основе школа № 27, где учителем физической культуры работает Александр Лойко. Мячи один раз в 3 года выделяются из бюджета города. Форма обновляется также примерно каждые 3 года, но, по словам Андрея Камоцкого, это не такая уж большая статья затрат.
Задача — популяризация баскетбола
ГК «Мобилфон» прежде имела лишь небольшой опыт участия в благотворительных проектах: будучи контент-провайдером, помогала организаторам фандрайзинговых кампаний собирать средства для больных детей. На вопрос, почему же решили взяться за системную помощь баскетбольному клубу, Андрей Камоцкий улыбается:
— Когда люди узнают, что мы спонсируем команду, первый вопрос: Андрей, ты играешь в баскетбол? Отвечаю — нет. Второй: значит, сыновья играют? Но у меня две дочери! Я в принципе никогда не был болельщиком. Этой темой я загорелся исключительно благодаря Александру. Искренне порадовался, узнав, что на маленьком уровне, без поддержки сверху можно делать большие дела. Мы не можем изменить систему, но можем внести свой вклад в конкретную команду. Мой мотив — приобщиться к чему-то доброму и хорошему.
За три года сотрудничества БК Galaxy стал частью корпоративной культуры
ГК «Мобилфон». Сотрудники во главе с Андреем Камоцким регулярно посещают самые значимые игры юных баскетболистов и радуются их победам.
В этом году закончили свою карьеру в юношеском баскетболе игроки из звездного состава БК Galaxy. Ребятам исполнилось 18 лет, большинство из них поступили в вузы, на различные факультеты, а некоторые ушли в профессиональный спорт.
— И вот уже три года мы тренируем младшее поколение клуба — ребят 2008–2009 года рождения. Они уже показывают первые результаты. Этим летом мы приняли участие во всероссийском фестивале по мини-баскетболу, который проходил в Ейске. Скромненько мы там заняли третье место по баскетбольному ГТО. В этом сезоне уже планируем играть в чемпионате города, в следующем — в первенстве края. Также подумываем заявиться для участия в Балтийской баскетбольной лиге, где играют дети с 10 лет, — сыплет планами Александр Лойко.
Главный тренер уточняет: занимается у него и группа детей 8–9 лет, часто обращаются родители ребят 6–7 лет. По мере возможности БК Galaxy будет принимать в свои ряды все больше юных баскетболистов. А глобальная задача Александра Лойко и Андрея Камоцкого — популяризация детского спорта в Красноярске.
— Мы очень хотели привезти в наш город один из этапов Евролиги, даже обращались к тогдашнему губернатору края Виктору Толоконскому. Но в то время все руководство региона было занято подготовкой к Универсиаде, им было не до баскетбола. Думаю, если новое поколение БК Galaxy будет через 4–5 лет участвовать в этом турнире, мы вернемся к этой затее. У Красноярска есть вся необходимая инфраструктура для проведения этих соревнований, — уверен Андрей Камоцкий.
А пока в ближайших планах попыта-ться хотя бы немного повысить интерес к детскому баскетболу у красноярцев. По словам Андрея Камоцкого, если вчера на игры БК Galaxy приходили 20–30 человек, а сегодня придут 50–70, это станет для него большим результатом.
Елена Машегова