Дмитрий Потапенко*: «Предприниматели — клинически больные люди»

«В России полным ходом отжимают бизнес — об этом говорят данные уполномоченного по правам предпринимателей», — лишь одна яркая фраза Дмитрия Потапенко* из интервью «ДК».

Дмитрий Потапенко*, управляющий партнер компании Management Development Group Inc. — самый медийный бизнесмен страны. Почти десять лет он хлестко критикует власть и говорит о проблемах предпринимательства в России. Приехав на «Красноярский бизнес-форум», г-н Потапенко рассказал «ДК», почему бизнес в России — удел сумасшедших, и с какой целью он намерен участвовать в президентских выборах.

Волки и овцы

— Малый и средний бизнес в России сжимается как шагреневая кожа. В аппарате уполномоченного по правам предпринимателей я отвечаю за микробизнес и самозанятость. Вижу статистику обращений. Предпринимателей в стране не так уж и много, около 7 млн. За 9 месяцев 2017 года с рынка ушло 300 тысяч. В текущем году на бизнесменов заведено 270 тыс. уголовных дел. Для сравнения, в 2016 году было возбуждено 200 тыс. уголовных дел. Из них лишь 15%  — не сфабрикованные. А еще есть список из 500 тысяч дискредитированных юрлиц, у которых либо заблокированные счета, либо их не открывают. Отсюда я делаю вывод, что правоохранительная система активно пожирает бизнес.

— Предпринимателям сегодня сложнее, чем в 90-е, когда к бизнесмену могли прийти бандиты с паяльной лампой?

— Волк с овцами не разговаривает. И не важно, во что одет этот волк, в малиновый пиджак или форму с погонами. Я начинал путь в бизнесе еще нелегальным предпринимателем в конце 80-х. Могу сравнить. Если раньше к тебе приезжал браток в пиджаке с нелегальным стволом, то ему можно было противопоставить такой же пиджак и нелегальный ствол. Сегодня уровнять шансы не получится. Когда к тебе приходит налоговая, то после появляется следственный комитет.  Часто вспоминаю цитату из фильма «Место встречи изменить нельзя». Там Глеб Жеглов говорит: «Если есть на свете дьявол, то он не козлоногий рогач, а он дракон о трёх головах, и головы эти — хитрость, жадность, предательство. И если одна прикусит человека, то две другие доедят его дотла». Так вот, люди не поменялись.

— А как же заявления о поддержке предпринимательства, госпрограммы, гранты, субсидии? Все это декорации?

— Это абсолютно осознанная позиция власти. Чтобы поймать рыбу, нужно нацепить наживку на крючок. Или разбросать корм. Нас осознанно вытаскивают на поверхность и жрут.

Дмитрий Потапенко*: «Предприниматели — клинически больные люди»
 1

— Вы нарисовали довольно мрачную картину. Пожалуй, при таком раскладе можно посоветовать предпринимателям вовсе не заниматься бизнесом.

— Предпринимательство — это стиль жизни, поэтому что-либо советовать здесь не приходится. Люди с определенным складом характера всегда будут этим заниматься. Предприниматели были даже в СССР, когда за бизнес-инициативу можно было получить высшую меру наказания. Если подходить прагматично, то бизнес — это очевидно не выгодно.  Три первых года вы будете работать без выходных. К концу третьего года, скорее всего, разоритесь. Проще пойти работать в налоговую или следственный комитет. В зависимости от того, на какую «землю» вас посадят, — хлебную или не очень — будете ездить на «Порше» или «Форде». Тем не менее, были и есть люди, которые по-другому не могут. «Пойдите позанимайтесь бизнесом» или «не позанимайтесь» — так вопрос не стоит. Это не фитнес. Предприниматели — клинически больные люди, как, например, издатели деловых журналов. Мы в одной психушке, просто в разных палатах находимся.

— Хорошо, вопрос заниматься или не заниматься бизнесом не стоит. Но как выживать в некомфортных условиях? 

— Точно так же, как во все годы новейшей истории России. Среда как была кислотной, так и остается. Если вы думаете, что нас ждут какие-то позитивные изменения, не обольщайтесь. Ничего не поменяется. Все будет только хуже, но предприниматели будут лезть в эту петлю, как и прежде.

— Каких-то заповедных сфер, где условия для бизнеса предпочтительнее, не существует?

— Все сферы одинаково неуспешны.

— Сегодня много говорят о цифровой экономике, о внедрении блокчейна, криптовалюте. Кто-то критикует, кто-то называет панацеей от типично российских бед, вроде коррупции. Может, спасение придет отсюда?  

Дмитрий Потапенко*: «Предприниматели — клинически больные люди»
 2

— И блокчейн, и крипта — давно известны и не несут в себе ничего революционного. Блокчейн — это всего лишь распределенный архив данных. Сервер, который стоит у вас в редакции, — это централизованный архив, а блокчейн — распределенный. Раньше тема была не актуальна вследствие низких скоростей обработки данных. Сейчас появились высокопроизводительные процессоры. Крипта — это просто частные деньги. Они существовали еще 200 лет назад. У каждой сети есть свои частные деньги в виде скидочной карты. Сейчас нам преподнесли все это в новой оболочке. И мне в этой связи больше интересна реакция государства, как системы ограничений. Вот это куда увлекательнее, нежели курс биткойна. Резюмируя тему: блокчейн нас не спасет. Это всего лишь технология, которую нельзя применять в чистом поле Если кругом выжженная земля, хоть блокчейн применяй, хоть амбарные книги, результат будет одинаков.

Мы все время выбираем царя

«Все дело не в конкретном Путине, а в коллективном Путине, который сидит у нас в головах. А это значит, все куда проблематичнее, чем нам кажется», — Дмитрий Потапенко* считает, что система управления в России организована таким образом, что от перемены «слагаемых» — людей во власти —ровным счетом ничего не изменится.

— Могут ли предприниматели, со своим опытом, складом характера, стилем жизни, массово придя во власть, изменить ситуацию?  

— Если каждый из них будет встраиваться в систему, не пытаясь ее изменить, то в итоге он будет отстаивать лишь собственные интересы. Проблемы ведь не в конкретных фамилиях, а в том, как все устроено. Не важно кто находится у власти, начиная от депутатов, заканчивая президентом. У нас сложилась порочная схема. Мы уже сто лет воспроизводим гражданское общество как систему управления. И в этом основная боль, а не в фамилии президента. Если не изменить систему, следующий правитель будет ровно таким же. Созданная система настроена на уничтожение любой частной инициативы. И фундамент, опора этой системы не имярек, а мы с вами, общество. Недавно мы проводили анонимный опрос. Респонденты отвечали на прямой вопрос: будете ли вы воровать, если об этом никто не узнает и наказания не последует. Так вот, 60% опрошенных ответили: «Да». Так причем здесь Путин?  Это мы формируем заказ на ту власть, которую имеем. Именно поэтому так называемая оппозиция не эффективна. Предлагается поменять одних на других. Плохих на хороших. Но попав в созданную систему, хорошие станут ровно такими же плохими.  

Дмитрий Потапенко*: «Предприниматели — клинически больные люди»
 3

— Как изменить систему? С чего начать?

— Двигаясь в рамках существующего законодательства, убирать ненужные законы и количество «помощников». Если речь идет о стимулировании предпринимательства, то необходимо убрать все законы, регламентирующие деятельность бизнеса с оборотом до 60 млн в год.  Поверьте, никакого хаоса и криминала мы в этом случае не получим. Пока мы с вами как предприниматель с гражданином работаем в легальном поле, любое нарушение, связанное с выполнением обязательств, подпадает под действие административного, либо уголовного кодексов. 

— Никакого налогообложения?

— Совершенно верно. Убрать налоги и среднеотраслевые показатели. А также различные формы отчетности. Для нормальной работы достаточно личного ИНН и расчетного счета. Зачем регистрировать ИП с отдельным ИНН и расчетным счетом? Достаточно информировать государство о том, что вы оказываете какие-то услуги или что-то производите. Все остальное наращивает обслуживание внутри самого бизнеса и контролирующие органы со стороны государства. Все эти люди отражаются на стоимости продукта или услуги. Вы продаете, я — покупаю, это мое решение. В этой цепочке больше никто не нужен.  Чем были хороши 90-е, в определенном смысле, конечно? Власть делила власть и забыла о существовании граждан. Вот граждане и поднялись. А сейчас стало голодно — решили вспомнить о нас. Малый предприниматель с оборотом в несколько миллионов должен отправлять 34 отчета о своей деятельности. А это значит, нужен бухгалтер, юрист… Еще больше людей там, куда отправляются отчеты. Все эти невидимые люди, конечно же, потеряют рабочие места и придут в реальную экономику.  Но иначе никак. У нас ведь даже не семеро с ложкой, один с поварешкой. Там не семеро, а все пятнадцать и даже больше.

— Сегодня предприниматели, обозначая болевые точки, прежде всего говорят о банках. Кредиты стали дорогими, банки, зачастую отжимают бизнес. Вы с этим согласны?

— Банки — это тоже бизнес, который переживает сегодня не лучшие времена. ЦБ спустил им жесткие требования. Отсюда проценты по кредитам и вся кредитная политика. Идет масштабная санация банков, в результате которой в живых останутся не многие — 50-60 банков. Идем дальше. Банкам сегодня практически запрещено заниматься инвестиционной деятельностью. Таковы параметры ЦБ. Это требования государства, система диктует, а не банки. Какой смысл предъявлять им претензии? Вообще, когда молодые предприниматели начинают стонать, что 14% годовых — грабительский процент, я улыбаюсь широкой гагаринской улыбкой. Жизни не нюхали. Доводилось брать кредиты и под 200%. В валюте. У бандитов. Да, сегодня, кредитуясь в банке, приходится чуть ли не анализы крови сдавать и подписываться всем своим имуществом. Но я понимаю, что это не странные фантазии конкретного банка, это опять-таки системные вопросы. Мы все время, словно пациенты в кабинете психотерапевта, следим за маятником, приводящим в транс. А истинной проблемы не видим или не хотим видеть. 

Дмитрий Потапенко*: «Предприниматели — клинически больные люди»
 4

— «Коллективный Путин», «разруха в головах» — яркие метафоры. Но все-таки: какие действия должны предпринять бизнесмены, берем шире, экономически активные граждане?

— Например, прийти на выборы. Для начала. Хватит пыхтеть в интернете. Где вы все в день выборов? Власть по-прежнему выбирают бабушки и дедушки. На выборах мэра в Москве впервые, наверное, был выдвинут оппозиционный кандидат. Явка избирателей составила 33%. На выборах в Мосгордуму — 14,6%. Вот и весь ответ. Никто не хочет ничего менять. Все ждут, что кто-то придет, нажмет на волшебную кнопку и станет хорошо. Мы по-прежнему верим в доброго и справедливого царя, который решит за нас наши же проблемы. Давайте тогда уже возобновим монархию и закроем тему выборов раз и навсегда, как не актуальную для России.

— Тем не менее, вы готовы участвовать в президентских выборах. При этом президентом вы не станете. Это очевидно. Зачем?

— Однозначно не ради политической карьеры. Для меня политика — это перепачканная в дерьме экономика. И разницы, например, между предвыборной кампанией или моими выступлениями на бизнес-форумах, по сути, никакой. Здесь и там я отвечаю на вопросы предпринимателей и активных, неравнодушных людей. Для чего я это делаю? Рассуждать о никчёмности властей без попытки самому что-либо изменить было бы глупо. Мой жизненный опыт — это практика и результат. Сами же выборы, например, работу агитаторов можно сравнить с работой мерчандайзера по продвижению товара. Товара под названием «Потапенко». Я вообще считаю, что любой руководитель крупной сети с большим количеством региональных отделений легко может руководить страной. Мы же уже говорили, что дело не в персоналиях.

— Чтобы продвинуть товар под названием «Потапенко» на прилавках президентских выборов потребуется немало денег. Каким образом будет финансироваться ваша предвыборная кампания?

— Конечно, придется вкладывать свои средства. Но не только. Буду просить об участии людей. Это осознанная позиция. Я в принципе не поддерживаю халявные мероприятия. Например, не участвую в тренингах, семинарах, на которые люди приходят бесплатно. Речь не о моем личном гонораре. Пускай собранные средства пойдут на благотворительность, пусть эти деньги сожгут, не важно. Чтобы что-то получить, нужно совершить усилие, хотя бы в виде условного взноса. Не лайка, не перепоста, а именно взноса. Люди ценят лишь то, за что заплатили и никогда не оценят по достоинству бесплатный труд. Для меня участие предпринимателей в финансировании кампании станет показателем того, насколько люди хотят что-то менять. Вы жалуетесь, хлопаете меня по плечу, мол, все правильно говоришь, но что дальше? Если кто-то думает, что я буду работать за них, то это не так. Только вместе.

— Начиная с 2009 года, вы публично критикуете систему управления в России, критикуете власть, которая олицетворяет эту систему. Сейчас вы собираетесь идти на выборы. Ваша политическая позиция не мешает бизнесу? Вы не боитесь давления на вас с этой стороны?

— Почитайте мою биографию. Являюсь генеральным директором с 1989 года. То есть несу за все, что происходит с компаниями, личную ответственность. В том числе уголовную. За это время было столько проверок, наездов, что у меня не кожа, а шкура, на которой места живого нет — шрам на шраме. Не думаю, что увижу что-то, чего раньше не видел.

Беседовала Юлия Чанчикова    

 

 

 

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Представлена программа празднования Дня города в Екатеринбурге: площадки, хедлайнерыПредставлена программа празднования Дня города в Екатеринбурге: площадки, хедлайнеры
  • «В нашей работе случаются чудеса»: как «РМК Поиск» спасает туристов, грибников и детей«В нашей работе случаются чудеса»: как «РМК Поиск» спасает туристов, грибников и детей
  • Что «под капотом» у «Золотого Яблока»? Обзор IT-направлений ритейлераЧто «под капотом» у «Золотого Яблока»? Обзор IT-направлений ритейлера
  • В Ельцин Центре снова неспокойно: один из руководителей учреждения отправится в судВ Ельцин Центре снова неспокойно: один из руководителей учреждения отправится в суд
  • Zara, Bershka, Uniqlo планируют вернуться: кто пострадает, а какие бренды сохранят позицииZara, Bershka, Uniqlo планируют вернуться: кто пострадает, а какие бренды сохранят позиции
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.