Добыча нефти в Красноярском крае должна удвоиться
Разработка Пайяхского месторождения может принести столько же нефти, сколько сейчас добывается на всех месторождениях края. Вопроса два: инвестиции и инфраструктура.
На Красноярском экономическом форуме было подписано соглашение между председателем Правительства Красноярского края Юрием Лапшиным и вице-премьером АО «Нефтегазхолдинг» Рустамом Кажаровым. Соглашение касается сотрудничества в реализации инвестиционного проекта «Разработка и обустройство группы Пайяхских месторождений и строительство морского терминала «Порт бухта Север».
Проект Пайяхи включает группу из шести граничащих друг с другом нефтегазовых участков на Таймыре. По словам вице-премьера АО «Нефтегазхолдинг» Рустама Кажарова, запасы месторождения сейчас оцениваются в 1,63 млрд тонн нефти и 7,5 млрд куб. м. газа. Освоение группы Пайяхских месторождений по проекту предполагает ежегодную добычу 26 млн тонн нефти.
фото: pixbay.com
В своё время на Красноярском экономическом форуме был дан старт проекту освоения Ванкорского месторождения. Тогда это обеспечило нашему региону существенную диверсификацию экономики. Долю металлургии заметно потеснила новая нефтедобывающая отрасль, и сегодня мы входим в число крупнейших нефтяных России, — рассказал DK.RU Юрий Лапшин.
Подписанное соглашение о реализации инвестпроекта по разработке группы Пайяхских месторождений должно стать таким же знаковым для экономики края. Мы сейчас добываем 24 млн тонн нефти в год со всех месторождений края. И примерно столь же сможет обеспечить одна Пайяхская группа.
Иными словами, мы говорим фактически о двукратном увеличении нефтедобычи. Для нас особенно важно, что проект будет реализован на территории Таймыра. Это с одной стороны, решает стратегические задачи, поставленные Президентом страны в части развития Северного морского пути и увеличения грузопотока по нему. С другой стороны, реализация столь крупного инвестиционного проекта придаст импульс социально-экономическому развития полуострова Таймыр», — продолжает Юрий Лапшин.
Транспортировка нефти предполагается по Северному морскому пути (СМП), на загрузке которого настаивал Президент Владимир Путин в майских посланиях. По его наказу СМП к 2024 году должен будет переправлять 80 млн тонн грузов ежегодно. Один из шагов решения этой задачи - строительство морского терминала «Порт бухта Север». Общие инвестиции в освоении группы месторождений оцениваются примерно в 350 млрд руб, стоимость терминала - более 80 млрд руб.
«Нефтегазхолдинг» (структурное подразделение «Независимой нефтяной компании», владелец – Эдурад Хадайнатов (экс вице-президент «Роснефти») стал владельцем Пайахтского месторождения в 2013 году, когда был поглощена компания «Пайяаха». С тех пор ведутся поиски финансового партнера, который смог бы обеспечить полноценное инвестирование проекта. В течение пяти лет были попытки найти соинвесторов в Китае, Катаре, Великобритании. В 2015 году компания просила 78 млрд рублей из Фонда национального благосостояния, но безрезультатно. В 2017 году было заключено соглашение с итальянским банком «Intesa», которому было поручено найти инвесторов и самом стать одним из участников проекта. Санкции по отношению России со стороны запада завели в тупик большинство переговоров, поэтому выход из ситуации — искать ресурсы внутри страны.
фото: pixbay.com
Источники DK.RU в Правительстве края сообщают, что поводом для заключения соглашения стала предварительная договоренность компании в участии Национального проекта, связанного повышением грузопотоков по Северному морскому пути. Объединение усилий с «Роснефтью» может внести существенный вклад в наращивание объемов перевозок на СМП. «Роснефть» может перенаправить туда нефть с новых месторождений Ванкорского кластера, построив около 600 км трубопровода до побережья Таймыра. Таким образом большую часть от требуемых 80 млн тонн смогут выдавать «Нафтегазхолдиг» и «Роснефть». Обозревателю ДК в «Нефтегазхолдинге» отказались назвать время старта добычи нефти. На днях прибыл атомный ледокол «Таймыр», который доставил 7 тыс тонн грузов. Преимущественно строительные материалы, необходимые для инфраструктуры и промобъектов. За 2018 год под нужды проекта «Пайяха» было доставлено 16 тыс. тонн грузов. Сейчас в разгаре подготовительные работы, связанные со строительством и обустройством инфраструктуры.
СПРАВКА