Экономика 2013: стагнация в полный рост
Подводя неутешительные (как тогда казалось) итоги развития российской экономики в 2012 г., «Деловой квартал» заголовком прошлогоднего материала пытался запрограммировать ситуацию на год 2013.
Заголовок гласил: «лишь бы не было хуже». Попытка провалилась: все вышло гораздо хуже. Хуже не только чем в прошлом году, но и в самых пессимистических сценариях 2013 г.
Намеченная Нуриэлем Рубини, профессором Нью‑Йоркского университета, на 2013 г. новая острая фаза кризиса — «серьезней, чем в 2008 г.» («идеальный шторм», когда несколько негативных трендов во всем мире приведут к одномоментным катастрофическим последствиям), к счастью, не материализовалась. Большинство же серьезных аналитиков, в отличие от Рубини, обострения ситуации не просматривали и оказались правы.
Медленно и печально
Преобладающее среди экспертов‑макроэкономистов настроение на рубеже 2012 и 2013 гг. выразил год назад Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики: «Кризис будет продолжаться достаточно долго, но ожидать, что мы будем сталкиваться с какими‑то очень большими проблемами в 2013 г., снижением уровня жизни и так далее, не следует». Так, в общем, и случилось: массовых сокращений и тотальных неплатежей не было, крупнейшие предприятия не останавливались, закидывать наличностью целые отрасли и спасать системообразующие банки и компании, как в 2008‑2009 гг., не пришлось.
Что же до реализовавшегося на практике прогноза, из опрошенных год назад «ДК» экспертов точнее всех оказался, как теперь выясняется, Михаил Задорнов, президент‑председатель правления банка ВТБ24:
«Не будет кризиса, цены на нефть не сильно упадут. Они будут в районе $95‑100 за баррель, но темпы роста в экономике замедлятся. Стоимость денег будет выше, монетарная политика жестче. Новый бюджет сбалансирован таким образом, что расходы в 2013 г. несколько сократятся. Это угнетающе действует на экономический рост. Потребительский спрос понемногу выдыхается».
Г‑н Задорнов ошибся только с оценкой масштабов замедления экономики. Его прогноз темпов роста ВВП в 2013 г. составлял 3% — ниже, чем предусматривал даже консервативный сценарий Правительства РФ (3,6%). Ниже был прогноз только у Высшей школы экономики (2,6%), но и эта оценка оказалась по факту чересчур оптимистичной. В течение года прогнозы роста экономики Минэкономразвития пересматривались несколько раз — в сторону понижения, всякий раз возбуждая недовольство экономистов безотносительно к их ориентации — либеральной или консервативной: ниже падать некуда! Оказалось, есть куда.
Минэкономразвития зафиксировало экономический рост за три квартала уходящего года в 1,5%, что, по словам замминистра экономического развития Андрея Клепача, при практически нулевом росте в третьем квартале и небольшом оживлении в четвертом даст по итогам года все те же 1,5%, максимум 1,6%. Это даже ниже, чем действующий на момент написания текста консервативный прогноз МЭР в 1,8%! И тут уж нет нужды выяснять, при каких именно значениях национальной экономике ставится диагноз «стагнация»: считается, что для развивающихся экономик все, что меньше 3%, — стагнация в чистом виде. Что и подтвердил в конце сентября глава МЭР Алексей Улюкаев:
«Россия находится в состоянии стагнации. Мы не на пороге кризиса, но ситуация очень и очень сложная. Кризис — это часть цикла деловой конъюнктуры, ситуация, в которую входишь и из которой выходишь. А стагнация — это непредсказуемая ситуация. И нужны специальные меры, чтобы разорвать этот порочный круг».
Спросить не с кого
О необходимости специальных мер в течение всего года не говорил только ленивый. Еще в конце прошлого года стало очевидно, что замедление темпов экономического роста до исчезающе малых значений — не столько следствие неблагоприятной внешней конъюнктуры, сколько исчерпание потенциала существующей модели роста, основанной на госинвестициях за счет все тех же сырьевых доходов. Эти доходы пока не сокращаются, но экономика все равно не растет.
За 9 месяцев 2013 г. средняя цена на баррель нефти марки Urals составила $107,73 — на $13,5 выше прогнозных котировок для Urals на 2013 г. от МВФ и на $10 выше среднегодовой цены, заложенной в доходную часть бюджета. Так что бюджет в итоге удастся исполнить с превышением доходной части на 40,5 млрд руб. — доходы увеличатся до 12,906 трлн руб. Только при этом большую часть роста нефтяных доходов съело падение заложенных в бюджет доходов не нефтегазовых. Они в пересмотренном бюджете снижаются на 505,9 млрд руб. — прежде всего, за счет низкого спроса в экономике: падают физические объемы импорта и экспорта, прибыль компаний в реальном секторе. Происходит это, главным образом, из‑за снижения темпов роста реальных располагаемых доходов населения (учитывающих инфляцию и обязательные платежи). За три квартала текущего года они снизились до 3,6% (в прошлом году за тот же период составляли 3,8%).
Эксперты говорят о том, что потребительский спрос больше не может расти: закредитованность слишком высока и дальнейшее увеличение потребкредитования невозможно, люди и так тратят на выплату процентов банкам по кредитам до опасного большую часть своих зарплат. Это делает невыгодным инвестирование в новые производства: спрос на их продукцию все равно будет низким в любом случае. Нет расширения производства — нет увеличения в структуре ВВП доли несырьевых доходов, не меняется структура экономики — остается, как и все предыдущие годы, уповать на нефтяную и газовую трубу, где перспектив роста тоже нет. Ситуация воспроизводится цикл за циклом, как старая заезженная пластинка, и ни у кого в целой стране нет сил сменить ее.
Ну и как тут делать бизнес?
Уже в течение 2012 г. первые лица страны неоднократно давали понять, что единственное, по сути, окно возможностей связано с улучшением условий для ведения бизнеса. Это повысило бы самозанятость населения, привлекло зарубежных инвесторов, которые бы создали новые высокооплачиваемые рабочие места. Именно в 2012 г. в число ключевых целевых индикаторов работы правительства Владимир Путин включил повышение позиций российской экономики в мировых рейтингах комфортности ведения бизнеса. Установка на текущий год (изменение страновой позиции России в рейтинге Doing Business на 2014 г.) была жесткая: с 111 места в 2013 г. подняться до 80‑го в 2014 г.!
Правительство норматив не достигло, план провалило: вместо 80‑й позиции РФ переместилась на 92‑ю. При этом самый весомый вклад в повышение интегрального рейтинга внесла категория «подключение к системе энергоснабжения» — рост на 71 позицию. Проще стало регистрировать предприятия и собственность, улучшилось, по мнению составителя рейтинга — Всемирного банка, налогообложение. Но в то же время ухудшилась ситуация с кредитованием (банки не слишком охотно дают кредиты предприятиям, потому что рыночные перспективы туманны), хуже стали обстоять дела и с защитой инвесторов. Получается, и с главной надеждой российских властей — улучшением инвестклимата и условий для предпринимательства в 2013 г. дела обстояли так же, как и с динамикой ВВП: рост был, но медленный и печальный.
Подготовил Евгений Федоров