Эксперт дает советы по инвестициям в недвижимость
Аналитики DK.RU выяснили, что приносит больший доход - инвестиции в жилую или офисную недвижимость - и стоит ли покупать офисы в сложных экономических условиях.
Разного рода кризисы - не лучшее время для инвестиций в коммерческую недвижимость, уверены многие эксперты рынка недвижимости. Поэтому аналитики рекомендуют тщательнее подходить к выбору офисов и руководствоваться принципом целесобразности, т.е. выбирать офис, исходя из своих потребностей.
Например, если офис приобретается для собственной компании, важен престиж и никакого значения не имеет пешеходный трафик, то можно потратится на новый офис в строящемся бизнес-центре. Таким образом, удастся сэкономить (на этапе строительства недвижимость дешевле как минимум на 10%) и черновая отделка наверняка не напугает (ремонт делать придется в любом случае).
Мнение эксперта:
Генеральный директор федерального портала «МИР КВАРТИР» Павел Луценко:
- В сложных экономических условиях по-прежнему можно говорить об инвестировании в недвижимость, хотя все сложнее говорить о выгоде этого предприятия. Все чаще это становится способом уберечь капитал от обесценивания. Срок экспозиции большинства объектов увеличился, а ликвидность снизилась из-за замедления деловой активности на рынках. Нужно понимать, что фактор ликвидности очень важен для инвестора. Сейчас ликвидность снижается даже у московских квартир – срок продажи средней квартиры составляет около полугода. В регионах он намного выше – 1-1,5 лет. И все же жилье в целом остается более ликвидным товаром, чем склад, офис или торговое помещение.
Если говорить о доходности, то раньше консультанты были едины во мнении, что коммерческая недвижимость, особенно торговая, более доходна, чем жилье – ее доходность составляла до 7-8%, тогда как у квартир – 4-5%. Но во время кризисов идет большая дифференциация объектов по качеству. Теперь инвесторы делят рынок не на жилой и коммерческий, а на профессиональные объекты и непрофессиональные. В менее привлекательных объектах, особенно складских, офисных и торговых, ставки постепенно снижаются. Становится больше вакантных площадей, найти на прежние ставки арендаторов все сложнее, стало и меньше крупных компаний, ищущих помещение. Однако объекты с понятной концепцией и удобные для арендаторов все равно остаются в цене и пользуются спросом.