«Емельяново» будет зарабатывать на грузоперевозках

Красноярский аэропорт, как и регион, выиграл от демонополизации. Пассажирских перевозок стало больше, стоимость билетов уменьшилась. Ровно такая же ситуация должна складываться и по грузоперевозкам.

Но прежде чем говорить о создании в Красноярске международного авиахаба, я хочу подчеркнуть, что и для государственного управления, и для политики, и для бизнеса очень вредно питать ложные иллюзии. Говорить о том, что красноярский аэропорт может стать международным хабом на кросс-полярных маршрутах — заблуждение. Концепция пассажирских перевозок hub-to-hub (авиасообщение идет только между крупными узловыми аэропортами) и концепция point-to-point (прямое авиасообщение между парами городов без промежуточных посадок) не предусматривает и не предполагает наличия на этом празднике жизни города Красноярска. Единственное условие, которое могло бы способствовать созданию хаба в крае — если бы самолеты не могли летать напрямую, и им бы остро требовалась посадка в Сибири. Но то новое поколение самолетов, которое сейчас создается и выходит в ближайшее время на иностранные рынки, — Boeing 787 и Airbus 350 — обладает дальностью полета14-15 тыс. км и ориентировано на беспосадочные перелеты из Юго-Восточной Азии в Северную Америку и обратно.
Иными словами, в развитии международных пассажирских перевозок «Емельяново» проигрывает. А вот в отношении грузоперевозок Красноярск имеет все шансы стать успешным игроком. Поскольку авиагрузовикам промежуточная посадка требуется. А если еще при этой посадке есть возможность выгрузки и загрузки товара, коммерческая привлекательность этого действия повышается.
И здесь я хочу подчеркнуть, что никаких ограничений со стороны российских властей в отношении кросс-полярных маршрутов не существует — ни по частоте выполнения полетов, ни по каким-то обременениям, которые связаны с межправительственными соглашениями.
Согласен, что сейчас привлекательность транссибирских маршрутов для зарубежных перевозчиков невысока. Чем можно привлечь грузовой транзит через нашу территорию и, в частности, в Красноярск? В первую очередь стоимостью услуг. Для примера: ставка сбора за 100 км пути над территорией России для Boeing 747 составляет 3889 руб., над территорией Казахстана — 2782 руб. Идем дальше. Сборы за техническую посадку в Красноярске составляют $6430, Алматы — $5432, Анкоридж — $1087. Вот ответ на вопрос, почему многие авиакомпании летят через Казахстан, несмотря на то, что приходится делать лишний крюк. Чтобы быть привлекательным, нужно как минимум предоставлять конкурентные ценовые условия по наземному и навигационному обслуживанию.
Теперь о либерализации коммерческих прав. Мне абсолютно понятно, почему иностранные авиакомпании самостоятельно выходят на российские аэропорты и подзуживают их, мол, давайте, договаривайтесь со своими властями, чтобы нам дали коммерческие права, и мы к вам тут же прилетим. Сразу сделаю оговорку. Инициировать эти переговоры должны авиационные власти других стран, а не авиаперевозчики, поскольку обладателем коммерческих прав может быть только государство. Власти США, восточных стран, Канады должны выходить на эти переговоры, а не грузоперевозчики. Почему власти этих государств медлят? Потому что они понимают, что взамен Россия попросит другие коммерческие права.
Требования о предоставлении коммерческих прав иностранным авиакомпаниям обоснованы и хорошо посчитаны, зарабатывать аэропорт действительно будет. Не учтено то, что те авиакомпании, которые будут разгружать и загружать грузы в Красноярске, налоги платят не у нас, а в своей стране. А мы заинтересованы, чтобы такие же коммерческие права, какие мы предоставляем для иностранцев, были предоставлены и нашим компаниям, которые налоги платят в России.
По перспективам развития транссибирских маршрутов пока могу сказать только одно. Со вступлением России в ВТО летом текущего года будет применен так называемый согласованный принцип работы, который значительно либерализует ситуацию с использованием транссибирских маршрутов иностранными грузовыми перевозчиками. В частности, это позволит авиакомпаниям других стран с большей частотой летать в нашем воздушном пространстве.

Колонка подготовлена на основе выступления на IX Красноярском экономическом форуме

Самое читаемое
  • Рубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут ТрампРубль продолжает укрепляться. Сколько это продлится и при чем тут Трамп
  • «ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге«ФНС взялась за малые и средние компании». Советы от лучших по бухучету в Екатеринбурге
  • Из-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяцИз-за кадрового дефицита компании предлагают подросткам зарплату выше 80 тыс. руб. в месяц
  • IT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChatIT-дайджест: Skype отключат, ChatGPT делает людей одинокими, а в России будет свой WeChat
  • Для западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турамиДля западных туристов закрыли Северную Корею. Россияне пока могут наслаждаться турами
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.