Евгений Стодушный: Культура должна перестать быть просительницей
Красноярскую краевую филармонию Евгений Стодушный возглавил летом этого года. Молодой и амбициозный руководитель пока мало известен широкой публике.
— Часто слышу эту фразу: «Переезд? Это же Сибирь все-таки!» Обычно ее с некоторым смущением произносят местные журналисты или мои новые знакомые. Меня это постоянно ставит в тупик, ведь сами сибиряки очень гордятся своим краем. Уезжать в Сибирь было не страшно, больше волновался, как совместить процесс переезда семьи с высокой загруженностью на новом месте работы, — рассказывает Евгений Стодушный.
Принимая решение участвовать в конкурсе на должность генерального директора, он сразу понимал: скучать не придется.
— Красноярский край — это экономически развитый регион, промышленное сердце страны, а Красноярская краевая филармония имеет не только отличную материальную база, но и целых 14 творческих коллективов в своем составе.
Какие задачи ставите перед собой в первую очередь?
— Задачи, стоящие перед руководителем филармонии, были сформулированы краевым министерством культуры в техническом задании для участников конкурса. Для себя до конца 2018 года я расставил следующие приоритеты: введение долгосрочного творческого планирования, которое давно является общемировой практикой; доступность качественного музыкального продукта на всей территории края, включая его самые отдаленные части; максимальное приобщение детей, молодежи и слушателей с ограниченными возможностями здоровья к деятельности филармонии. Полагаю, что раз конкурсная комиссия выбрала мою концепцию, значит, идеи и механизмы их реализации, предложенные мной, оказались самыми оптимальными. Также в своей деятельности я, как и любой руководитель краевой творческой организации, ориентируюсь на так называемое «государственное задание». Культура в России существует под финансовой эгидой государства. Сегодня Красноярской краевой филармонией достигнута пропорция: 20 % — самостоятельно заработанные средства, 80 % — краевая субсидия. В среднем по стране это неплохой показатель. Но такая филармония, как наша, не должна ориентироваться на средний уровень. На 2019 год ставлю перед собой и командой задачу увеличить долю собственных заработанных средств за счет оптимизации трудовых процессов, повышения квалификации наших специалистов, продуманного творческого развития каждого из артистических коллективов. Фундамент филармонии — это большой хозяйственный комплекс: концертные залы, репетиционные помещения, оснащение транспортом, сценическими костюмами и музыкальными инструментами. После ревизии «основания» можно смело строить на нем самые масштабные «творческие конструкции»: абонементы, фестивали, гастрольные выступления.
Вы учились за границей. Есть разница в подходе к работе учреждений культуры у нас и «у них»?
--- Нам не нужно гнаться за Западом, нам нужно брать то лучшее, что есть на Западе, и применять его у себя. Но все же одно важное различие отмечу. Пользуясь большой государственной поддержкой, мы защищены в своем творческом поиске. Но его результаты так и не увязаны, например, с тем же объемом финансирования. Таким образом, для многих изживших себя театральных или музыкальных проектов гарантированное, пусть даже минимальное финансирование становится своего рода «социальным пакетом». В такой ситуации менее активные участники нашего «культурного» производства готовы довольствоваться малым, не проявляя мотивации к развитию.
— Можете озвучить финансовые показатели филармонии?
— Годовой бюджет филармонии — информация открытая. Более полумиллиарда рублей, из которых около ста миллионов филармония зарабатывает самостоятельно. Фактическая численность сотрудников — 634 человека, из которых основной персонал — 496, непосредственно участвующий в оказании услуг нашей публике. В филармонии 14 творческих коллективов. Много технических работников, которые содержат огромное здание или обеспечивают проведения концертов, находясь за кулисами. Административно-управленческая команда составляет 39 человек. Принимая дела, обнаружил большое количество вакансий, на которые сейчас активно ищем профессионалов. На рынке труда Красноярска есть дефицит некоторых специалистов. Например, начальника отдела творческого планирования пришлось искать по всей стране и в итоге переманивать из Екатеринбурга. Сейчас собеседуем специалистов по маркетингу, фандрайзингу, менеджеров концертных программ.
Бывает, что коллеги в других учреждениях свою низкую эффективность объясняют тем, что работа в культуре — это совсем особенный процесс, «служение музам». К сожалению, часто эти фразы прикрывают обыкновенную управленческую некомпетентность или потерявшее свою актуальность художественное видение. В результате такие псевдоапологеты культурных ценностей создают всей отрасли образ вечной просительницы.
Каким будет новый сезон?
— Мы очень активно занимаемся планированием следующего года. В музыкальном мире конкуренция за таланты особенно острая. Востребованные артисты приглашаются за год вперед, а даты у «звезд» приходится запрашивать иногда и на двухлетнюю перспективу. Концертный сезон 2019/2020 приобретет большую структурность. Крупные коллективы, такие как симфонический оркестр и русский оркестр, предложат расширенную линейку абонементов. Слушателям представят программы не только для ценителей, но и для тех, кто только начинает открывать для себя удивительный мир классической музыки. Участие в концерте — открытии оркестрового сезона в конце августа подтвердила оперная дива Хибла Герзмава! Отдел концертных программ филармонии работает над созданием нового фестиваля, который мы анонсируем уже в начале января следующего года. Поклонников любимого красноярцами Ансамбля танца Сибири ждут несколько восстановленных номеров из наследия Михаила Семеновича Годенко. Также сейчас ведутся переговоры об участии в программах филармонии Горана Бреговича, Дениса Мацуева, Юрия Башмета и многих других знаковых для мировой музыкальной сцены артистов.
Так, 9 декабря пройдет совместный проект «Терем-квартета», участвовавшего в церемонии закрытия Олимпийских игр, и Русского оркестра, Впервые в Красноярске 14 декабря выступит «Джазовое трио Олега Аккуратова». Руководитель трио — человек-сенсация. Будучи незрячим, пианист Олег Аккуратов — постоянный гость крупнейших музыкальных фестивалей по всему миру. Поклонников хорового искусства ждет встреча с «Мастерами хорового пения» под управлением Льва Конторовича. Два концерта пройдут 27 и 28 декабря с разными программами. И это все, не считая традиционного новогоднего концерта Красноярского академического симфонического оркестра, в котором маэстро Владимир Ланде и солист Дмитрий Маслеев представят публике популярные симфонические произведения.
Красноярцы пока мало о вас знают. Назовите три неожиданных факта о себе.
— Факт первый. Я марафонец. Пробежал уже 5 марафонов, но в этом году пропустил свой традиционный забег в связи с переездом. Марафон учит распределять свои силы и за счет этого добиваться поставленных целей. Сделать небольшой рывок вперед можно практически всегда, нужно только приложить усилие. А реализовать задуманное, которое требует не рывков, а планомерной работы и разнообразных ресурсов, гораздо сложнее. Надо и силы правильно рассчитать, и техникой владеть, и уметь вовремя подзарядиться на маршруте. Вижу, что культура бега в Красноярске активно развивается, так что в следующем году надеюсь стать полноценным членом Красноярского бегового сообщества.
Факт второй. Очень интересуюсь экономикой. Культура — важная часть экономической жизни страны. Красноярский край — промышленное сердце России, и сам Красноярск притягателен для профессионалов самых разных специальностей. Но если его жизнь будет лишена разнообразной культурной повестки, это напрямую повлияет на качество жизни сибиряков. Кстати, понимание роли культуры в российской экономике меняется и на государственном уровне. Если ранее на ее поддержку выделялись дотации, то есть средства на покрытие расходов, то сейчас культура субсидируется. Субсидия же выделяется на достижение конкретных результатов. Чувствуете: всего одно слово, а как меняется смысл.
Факт третий. Люблю казачьи песни. Несмотря на то, что почти на протяжении всей своей профессиональной деятельности я работаю с академическими музыкантами, выдающимися дирижерами, солистами и оркестрами, иногда для себя я с удовольствием включаю в свой плей-лист, что-то из народного творчества. Возможно, берет свое генетика: один из моих предков был атаманом казачьего круга.