Главный аналитик Сбербанка: «Кризис закончится, но деньги придется заработать»

Кризис отступает, а рубль теряет прямую зависимость от цен на нефть. Главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников рассказал DK.RU, почему бизнес не ощущает позитивных изменений в экономике.

Стимулирование внутреннего спроса, вливание госсредств в реальный сектор… Михаил Матовников считает, что все эти механизмы поддержки экономики страны  не только не работают, но и приводят к серьезным негативным последствиям. А прирастать Россия начала экспортом. 

- Кризис заканчивается, - заявляет эксперт, - Уже в четвертом квартале текущего года ожидается возобновление экономического роста, пусть пока и не слишком быстрого, который может сдержать только очередной внешний шок. Однако кризис заканчивается не так, как мы привыкли и, следовательно, ожидали. Значительная часть российских традиционных экспортеров, те компании, которые обычно выручали страну с точки зрения выручки, сегодня сталкиваются со сложностями, продиктованными внешней неблагоприятной экономической конъюнктурой. Падают цены на многие товары традиционного российского экспорта. Зато в несырьевых секторах российской экономики начинается рост. При этом он связан не столько с импортозамещением, сколько с экспортом. На международные рынки вышли отрасли, в которых мы не видели экспортного потенциала. 

- Вы можете назвать передовиков-экспортеров?

- На самом деле, если взять полный список обрабатывающей промышленности, то мы увидим признаки роста экспорта почти у всех. Начинается экспорт пищевой промышленности.  И это не только зерно, но и курятина, свинина, кондитерские изделия, тушенка, сгущенка…Оказывается, все это можно экспортировать. Недавно я был в Иваново и выяснил, что наши ткачи вышли на  экспортные рынки. Этот факт подтверждает статистика федеральной таможенной службы. Она показывает, что во втором квартале 2016 года экспорт ткани вырос на 7% по отношению к аналогичному периоду 2015-го. Растет экспорт резиново-технических изделий. И это не только шины. В этом году на 20% увеличился экспорт готовых пластмассовых изделий, например, пластиковых труб. Растет производство в химической промышленности. Изначально котировались только сырые материалы, но сейчас мы продаем на экспорт и потребительскую химию: лаки и краски, моющие вещества и многое другое. 

- А какие отрасли испытывают трудности? 

- В тяжелой ситуации все еще находится производство автомобилей. Хотя производители деталей уже выходят на внешние рынки. Не просто в машиностроении. Здесь сложная ситуация связана с сокращением инвестиций. Не очень хорошо чувствует себя металлургия. Это одна из немногих отраслей, сокративших экспорт в натуральном выражении. 

- Странно, что вы не упоминаете нефтяную отрасль.

- Несмотря на падение цен на нефть, а, следовательно, и падение долларовой выручки, физические продажи нефти растут, а из-за девальвации выручка в рублях также осталась достаточно высокой. 

- В первом полугодии 2016 года российский экспорт  сократился на 28%. Откуда рост?

- Наши успехи скрываются внутри платежного баланса в силу падения мировых цен. Мировые цены падают на все товары, в связи с проблемами в Китае. Именно из-за этого, если взять первое полугодие 2016 года, наш экспорт нефти сократился на 28%. Но если попытаться пересчитать объемы экспортируемой продукции в постоянных ценах, то они выросли на 8% относительно 2014 года. Деревообработка поднялась на 17%, сельское хозяйство на 15%, прочие отрасли на 12%. Только экспорт металлов сократился на 1%. 

- Почему, на ваш взгляд, оживление российской экономики началось с экспорта?

- Сегодня мы переживаем принципиально новую стадию развития экономики страны. Кризис 1998 года был историей про то, как наши производители, которые 18 лет практически ничего не инвестировали, получили возможность развиваться на освобожденных производственных площадках, продавая свою, часто не самую лучшую продукцию. Они стали работать и сумели занять какую-то часть внутреннего рынка. Потом у нас было 15 лет уверенного инвестиционного роста. Многие успели провести модернизацию и стали производить принципиально новый по качеству товар, способный конкурировать на мировых рынках. Но не выходили за пределы страны, поскольку внутреннего рынка им было достаточно. Сейчас внутренний рынок упал. Но открылся экспортный шлюз. В прошлом году внутреннее потребление упало на 10 %, а производство  сократилось только на 5%. Компенсация произошла за счет внешнего сектора. Более того, наши производители поняли, что снаружи находится голубой океан, который в 50 раз больше российского рынка по объему. Перед Россией открываются огромные возможности. 

Главный аналитик Сбербанка: «Кризис закончится, но деньги придется заработать» 1
«Практика показывает, что отрасли, которые успешно выросли в кризис, добились успехов без участия государства»

Дорогие кредиты и низкие зарплаты

По мнению Михаила Матовникова, внутренний рынок оживится вслед за экспортом. Но это произойдет не по тем сценариям, которые мы, возможно, ожидаем. Жить, как в 2013 году, с теми зарплатами и покупательскими способностями, мы еще долго не будем. 

- Уровень зарплат, который сложился в 2013 году, был следствием политических решений. Вспомним, выход из кризиса 2009 года происходил за счет повышений зарплат и пенсий. Ничем не обоснованных. Таким образом стимулировался внутренний спрос. В итоге это привело к росту зарплат в частном секторе, к падению прибыли, к падению инвестиций и резкому снижению экономической динамики уже в 2013 году, несмотря на нефть по 100 долларов за баррель. Мы получили быстрый эффект, который имел крайне негативные последствия. К слову, банки тоже заметили рост платежной способности и увлеклись потребительским кредитованием. Это привело к серьезным потерям и даже банкротству. Сейчас банки будут кредитовать чрезвычайно осторожно. Граждане тоже получили свои экономические уроки и поняли, что кредиты по бешенным ставкам -  это ложная экономия. Более того, значительное количество заемщиков «заработало» негативную кредитную историю. Кредитного бума не будет. Свои зарплаты нам придется зарабатывать. 

- Таким образом, малый бизнес не лукавит, жалуясь на неподъемные кредиты? 

- Кредиты сегодня дорогие, и они останутся такими в ближайшие 4-5 лет. Речь не идет о заговоре банков. По сути, политика замедления инфляции базируется на сдерживании внутреннего спроса. В фактическом выражении это поддержание ключевой ставки на высоком уровне. Такая политика нужна для того, чтобы добиться устойчивого результата в снижении  инфляционного давления на экономику. К этому нужно готовиться. И не только малому, но и крупному бизнесу. Те, кто привык каждый год повышать цены, чтобы отбивать неэффективные инвестиционные проекты, больше не сможет так делать. 

Если говорить о малом бизнесе, то больше всего пострадали те, кто находится в секторе розничной торговли. Здесь самая большая привязка к внутреннему спросу, который вернулся на уровень 2010 года и больше не подпитывается ни ростом зарплат, ни потребительскими кредитами. Однако и на этом рынке, при спаде общего товарооборота, компании-лидеры растут. Например, «Магнит», «Пятерочка», «Дикси», «Леруа Мерлен», Икеа. Безусловно, на рынке розничной торговли сегодня нелегко. Но те компании, у которых есть эффективная бизнес-модель, не просто выживают, но и развиваются. Отмечу, малый бизнес, занятый в производстве, не находится сейчас в тяжелом положении. Напротив, для многих открылись новые возможности. 

Конечно, для кредитования малого бизнеса от банков требуются настоящие инновации в области риск-менеджмента. Основная проблема финансирования малого бизнеса - экстремальная дефолтность. Можно, конечно, довести ставки до 40 процентов и надеяться, что успешные бизнесы заплатят за дефолтных. Но это путь в никуда. Нам нужно научиться лучше понимать малый бизнес. Не секрет, что многие здесь работают «в серую». Значит, пора нащупать те способы, которые  позволят анализировать компании, выводить их из серой зоны, создавая соответствующие стимулы. Пока уровень проникновения кредитования в малый бизнес оставляет желать лучшего. 

- Отразятся ли высокие ставки по кредитам на ипотечном кредитовании?

- Ипотека - это единственный сегмент кредитования, который растет не только в номинальном  выражении, но и в процентах ВВП. Сейчас доля ипотеки в ВВП составляет чуть менее 5%. И она имеет  все шансы увеличиться до 50% в течение следующих 20 лет. 

- Строителям грех жаловаться?

- Я бы так не сказал. Сегодня мы видим на рынке ипотечного кредитования интересную тенденцию. Растет спрос на вторичное жилье и падает на первичное. Несмотря на субсидии, «первичка», которая всегда была дороже, уже на 1,5% дешевле, а покупатель смотрит в другую сторону. 

- С чем это связано?

- Возможно, клиентов строительных компаний не устраивает качество новых продуктов. Речь идет о рисках того, что дом не будет достроен, о расположении новых микрорайонов, неразвитой инфраструктуре, самом качестве квартир и ценах. Не секрет, что цены на жилье в России по-прежнему одни из самых дорогих при невысоком качестве застройки. Строим мы долго, например, китайцы это делают гораздо быстрее. Строителям нужно очень серьезно поработать над собой, а не молиться на восстановление экономики. 


Падает рубль – растет экономика

Мы уже привыкли к тому, что рубль движется вместе с нефтью. Однако в последнее время эта зависимость не столь пропорциональна, как в 2014 году. Тем не менее, вопрос о курсе валют остается одним из актуальных.

- Падение рубля сегодня никак не связано с восстановлением российской экономики. Более того, обвал рубля является фактором содействия укреплению экономики страны. В декабре 2014 и 2015 года обвал в значительной степени был  связан с феноменом теплой зимы. В результате даже Украина не покупала российский газ. Все трейдеры традиционно готовятся к зиме. Именно зимний период является периодом высокого спроса на нефть. И тогда все закупались нефтью, выставляли танкеры в ожидании. Но спрос не случился. Нефть распродавалась по низким ценам. Сейчас мы понимаем, что нефть будет колебаться в диапазоне от 40 до 60 долларов за баррель. Это означает высокую волатильность рубля. Однако, как только встречаешься с экспортером, понимаешь, что люди, конечно, задают вопрос о курсе рубля, но их больше устраивает низкий курс отечественной валюты. 

Безусловно, курс  рубля по-прежнему связан с платежным балансом, который в значительной степени формируется ценами на нефть. Вместе с тем, в нашем балансе постепенно снижается доля сырьевого экспорта. В целом, чувствительность курса от нефти смягчается. В 2014 году, можно было говорить о прямой пропорциональности. Сегодня это не так. 


Банки на экспорт

Недавние выборы показали, что повестка ряда партий строилась на попытках формирования стратегий экономического развития. Немало было тех, кто предлагал увеличить государственные вливания в реальный сектор в качестве механизма оздоровления.  

- Практика показывает, что отрасли, которые успешно выросли в кризис, добились успехов без участия государства. Более того, самые  интересные примеры российского экспорта находятся  даже за пределами того, чем традиционно интересуется государство. Один из ярких примеров – компания «Монокристалл» из Ставрополя. Она стала мировым лидером в производстве сапфировых стекол. При этом компания не была в портфеле ни Ростеха, ни РОСНАНО. С другой стороны, у нас есть компании, которые получили серьезную финансовую господдержку: РЖД, ВЭБ и другие госбанки, Роснефть. Когда пришла тяжелая година, все они попросили у государства денег. Спрашивается, ради чего мы создавали национальных чемпионов? Чтобы в самый трудный момент каждый из них вдруг попросил из бюджета триллион?

- Что будет происходить с банковским сектором? Каковы сегодня драйверы роста банков?

- Банковский сектор значительно развился за последние годы. Если  в начале «нулевых» были актуальны стратегии «банкизации» страны, то сейчас мы говорим о необходимости развития отдельных направлений. Уже традиционно будет расти доля безналичных расчетов. Сейчас она составляет 23% от расходов граждан, но вполне способна в ближайшее время достигнуть 50%. Будут развиваться ипотечные продукты. И здесь очень важно не простимулировать рост цен на недвижимость. Наша задача сделать жилье доступным для граждан, а не обогатить строителей. 

Банки продолжат совершенствовать цифровые сервисы. И сегодня речь уже идет о конкуренции с технологическими компаниями.

Большой сегмент для развития связан с поддержкой экспортеров. Раньше мы содействовали импорту, сегодня ситуация изменилась. Нам надо научиться финансировать компании, находящиеся за рубежом и способные покупать российскую продукцию. Банки вслед за компаниями должны двигаться на мировые рынки.

Беседовала Юлия Чанчикова

Самое читаемое
  • «В семейном бизнесе нет проблем с тем, кто главный. Кто собственник, тот и главный»«В семейном бизнесе нет проблем с тем, кто главный. Кто собственник, тот и главный»
  • «Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»«Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»
  • УБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея СкубаковаУБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея Скубакова
  • Сеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-ПетербургаСеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга
  • «Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых«Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.