Идея-сила для бизнеса, отрасли, территории

Тема конкурентоспособности страны, регионов, отраслей, бизнесов «прошивает» повестку KEF’2019, претендуя на статус «новой национальной идеи». Только уже в условиях реальных экономических вызовов.

 Эксперты «ДК» поделились своим пониманием конкурентоспособности.
 
«Хватит конкурировать только с соседями»
 
Идея-сила для бизнеса, отрасли, территории 1
Виктор Зубарев, депутат Госдумы РФ:
— Красноярский край — один из регионов-лидеров в стране. Здесь сосредоточены значительные природные ресурсы, мощная индустриальная база, растущий агропромышленный комплекс. В крае создаются кластеры в науке и образовании. У региона есть своя стратегия до 2030 года, комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь». Красноярск — один из наиболее динамично развивающихся городов-миллионников в восточной части РФ. Это всё важнейшие конкурентные преимущества региона.
Конечно, конкурентоспособность края во многом обусловлена характером его экономики. У нас значительная доля нефтегазовой отрасли, металлургического и энергетического комплексов, космического сектора. Ежегодно регион привлекает более 400 млрд рублей инвестиций, подавляющая часть которых идет в ТЭК, электроэнергетику и металлургию. Идея-сила для бизнеса, отрасли, территории 2Это почти треть всех вложений в СФО. Но якорные проекты в крае — не только про добычу и производство, они еще и про людей. Запуск каждой скважины, каждой линии — это спрос на специалистов, на систему образования, на технологические решения. При высоком уровне конкурентоспособности в экономике мы повышаем и конкурентоспособность наших граждан.
Понятно, что не все так гладко. Удаленность от основных центров сбыта, относительная слабость инфраструктуры, небольшой внутренний рынок негативно влияют на продвижение наших товаров и услуг. К тому же в современном мире надо не только конкурировать с соседями, но и активно использовать опыт мировых лидеров — территорий, где сосредоточен кадровый, технологический, научный и экономический потенциал. К примеру, «Сколково». Отдельные перспективные красноярские разработки в сфере медицины, беспилотной авиации и многих других доводят до ума именно там. А после они возвращаются в производственный сектор региона. Формируется такой взаимный инновационный поток, способствующий росту нашей экономики.
 
«Большое преимущество Красноярска — географическое положение»
 
Идея-сила для бизнеса, отрасли, территории 3
Вячеслав Полищук, заместитель главы города Красноярска — руководитель департамента экономической политики и инвестиционного развития:
— Красноярск — один из самых быстрорастущих городов страны. Он играет ключевую роль в развитии экономики Ангаро-Енисейского макрорегиона, Сибирского федерального округа и России в целом. Город активно наращивает свой демографический, экономический, инвестиционный и научный потенциал.
Анализ развития Красноярска в сравнении с другими городами СФО в 2018 году подтверждает, что краевой центр устойчиво лидирует и по обороту розничной торговли, и по размеру среднемесячной заработной платы. По объему промышленного производства мы уступаем лишь Омску.
Имея удобное географическое расположение, Красноярск уже сегодня де-факто является центром компетенций Ангаро-Енисейского макрорегиона, включающего в себя республики Тыва и Хакасия, Красноярский край и Иркутскую область. Прежде всего, это компетенции в области финансов, оказания высокотехнологичных услуг и сервиса, науки и образования.
Идея-сила для бизнеса, отрасли, территории 4Важно использовать конкурентное преимущество города — его географическое положение. Он равно приближен к Европе и Азии, а также объединяет транспортные коридоры Азии, России и Европы, включая Северный морской путь и «шелковый путь». Сегодня Красноярск формируется как значимый международный транспортно-логистический и коммуникационный центр. Особое значение уделено формированию условий для локализации в городе центров принятия решений крупных компаний. Предусматривается создание делового района «Красноярск-Сити», включающего в себя первую в городе гостиницу 5*.
В перспективе планируется смещение функциональной роли города от крупного индустриального центра к городу с развитой экономикой, основанной на высокотехнологичном сервисе и производстве с высокой степенью передела. Это будет сопряжено с формированием инновационной сферы, развитием малого и среднего предпринимательства, реализацией приоритетных инвестпроектов, включая проекты «Енисейской Сибири».
 
 
«Ресурсы — наше счастье и наше проклятие»
Идея-сила для бизнеса, отрасли, территории 5
Анатолий Сергеев, директор Ассоциации технологических компаний «ИТЭРА»:
— Конкурентоспособность — это превосходство перед конкурентами в некоторых ценностных характеристиках. Наш регион превосходит по запасам полезных ископаемых многие другие территории. В этом наше счастье и наше проклятие. Проклятие потому, что такой расклад мало кого стимулирует думать и повышать конкурентоспособность в качественных показателях. Таких как, например, производительность труда, интеллектуальное и оперативное управление, сниженное воздействие на окружающую среду, быстродействие и мобильность. Настоящие прорывные информационные технологии востребованы и развиваются при решении такого рода задач.
У нас же всеобщий интерес и внимание смещены в сторону сырьевых гигантов и отраслей, а их центры принятия решений находятся за пределами Красноярского края. Соответственно, для красноярских компаний, в том числе в сфере IT, в регионе недостаточно качественных задач и условий для самостоятельного развития, масштабирования и выхода на внешние рынки.
Исключение составляют лишь единицы коллективов, которые достаточно выросли и вопреки всему сохранили штаб-квартиру в Красноярске. Этим компаниям ранее удалось со своими товарами и услугами выйти на федеральные и даже мировые рынки, и теперь они более известны за пределами родного города и края. Сейчас такой старт из бедного на высокотехнологичные задачи региона весьма проблематичен. Да и с кадрами «айтишными» ситуация сложнее с каждым годом.
Объединяя практики, обмениваясь опытом и ресурсами в рамках Ассоциации технологических компаний, сами «айтишники» пытаются изменить ситуацию. Мы ведем диалог с образовательными учреждениями, чтобы преподаватели и студенты знали о технологичных лидерах и подтягивали свои знания и умения. Удается постепенно налаживать взаимодействие с государственными и муниципальными структурами, обсуждая возможности корректировки условий для развития IT-отрасли в регионе. Очень надеемся, что комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь» и внимание федералов также подстегнут Красноярский край к развитию.
 
«Застройщики должны опережать мечты покупателей»
 
Идея-сила для бизнеса, отрасли, территории 6
Ирина Одинец, директор по продажам строительной компании «Арбан»:
— На строительном рынке давно закончилось время продавца и началось время покупателя. Сегодня покупатель более разборчив и требователен. Да, он по-прежнему ориентируется на цену, но за свои деньги хочет получить не просто квадратные метры, но и концептуальную среду, в которой его кровные метры находятся. И застройщик в борьбе за покупателя должен не просто угадывать желания, а буквально опережать его мечты.
Стратегия СК «Арбан» на сегодня — создавать тренды и быть в авангарде самых последних технологических и эстетических решений в области жилого строительства. Иными словами, мы не предлагаем покупателю, что он хочет, мы предлагаем то, о чем он еще даже не мечтал. Например, лондри — специальные помещения и ниши в квартирах, зоны стирки, сушки и хранения белья. В Красноярске единственный проект, где можно встретить это решение, — микрорайон SCANDIS на Взлетке.
Также по-прежнему популярно комплексное освоение территорий, потому что в этом случае застройщик имеет возможность создать новую концепцию благоустройства, которая тоже имеет важное значение при принятии решения о покупке. В этом плане покупатель хочет удивляться, радоваться и… выбирать лучшего застройщика.
 
 
«Только низких цен уже недостаточно»
 
Идея-сила для бизнеса, отрасли, территории 7
Виктор Бахов, директор по маркетингу сети гастрономов «Красный Яр» и дискаунтеров «Батон»
— В последнее время у некоторых сегментов регионального бизнеса наблюдается тенденция к стагнации, а где-то и к уходу с рынка. При этом происходит замещение федеральными игроками.
Мы это видим и в недавних событиях, связанных с компанией «Тойота-Крепость», и в новости о продаже части бизнеса крупной региональной страховой компании «Надежда» московскому игроку. То есть постепенно региональные бренды, к сожалению, уступают место федеральным игрокам либо вынуждены конкурировать с ними в неравной борьбе.
Но такая ситуация не во всех сегментах. Достаточно сильные позиции у местных ритейлеров. Последние несколько лет они занимались подготовкой к приходу федеральных компаний, так что лучшие места для размещения магазинов уже заняты, и входящим игрокам приходится искать новые площади, которые не всегда отвечают запросам покупателей. Сейчас мы уверенно конкурируем с федеральными ритейлерами.
Такая же сильная позиция на строительном рынке, который в городе довольно развит, но при этом никаких федеральных игроков нет в принципе.
Ключевой фактор конкурентоспособности в ритейле — это, прежде всего, удовлетворение потребностей клиентов. Закрепляется «принцип рационального потребления» на фоне падающей покупательской способности. Многие не готовы переплачивать, но при этом хотят сервиса, хотя бы минимального.
Только низких цен уже недостаточно, как пример — сворачивание жесткого дискаунтера «Светофор». Покупатель хочет приобретать нормальный продукт и тратить при этом разумные деньги. Исходя из этой потребности, мы сейчас развиваем более современный формат дискаунтеров «у дома».
Вторым немаловажным фактором является работа с затратами. За счет масштаба крупным игрокам легче оптимизировать расходы и внедрять новые решения, позволяющие повышать эффективность операций. Но региональные игроки также ищут различные пути и работают над оптимизацией.
 
 
«Поток интересных команд для инвестирования быстро иссяк»
Идея-сила для бизнеса, отрасли, территории 8
Андрей Шевелев, бизнес-ангел, создатель бизнес-акселератора «300 стартапов»:
— Чтобы говорить о конкурентоспособности, мы должны ее как-то измерить. В проекте «300 стартапов» мы учим резидентов определять главную метрику бизнеса, или метрику Путеводной Звезды (Nord Star Metric).
North Star Metric (NSM) — мощная концепция, появившаяся в последние годы в быстрорастущих компаниях Кремниевой долины. Это одна метрика, одна цифра наилучшим образом отражает основную ценность, которую бизнес дает клиентам.
Какой одной метрикой измерить конкурентоспособность нашего региона в части развития предпринимательства? Какая метрика наилучшим образом показывает, насколько мы, как регион, умеем генерировать новые прорывные бизнесы, способные вырасти на всю страну? Еще она должна четко показывать прогресс при его наличии, легко измеряться и не накручиваться искусственно.
Я знаю такую метрику. Это количество команд, которые привлекли инвестиции институциональных инвесторов и фондов. Проинвестированные бизнесы быстро растут, у них больше шансов стать большой историей. И чем их больше, тем больше шансов, что кто-то мощно выстрелит.
Идея-сила для бизнеса, отрасли, территории 9
Эту цифру никак не накрутишь, не подгонишь под «технически» созданные организации. Институциональные инвесторы не будут раздавать деньги направо и налево. У них есть четкие инвестиционные тезисы и требования к уровню команд.
Если эта цифра растет, значит, мы не на словах и на бумаге, а на деле, создаем инфраструктуру для развития предпринимательства. И то, что мы делаем, приносит плоды.
Я бизнес-ангел, инвестирую в стартапы. Я должен найти, привлечь, предпринимателей, поверить в них, вдохновить, дать денег, научить предпринимательству, еще и заработать на этом. Когда я начинал проект «300 стартапов», думал, буду инвестировать по 30–50 проектов в год… Но поток интересных команд быстро иссяк.
В итоге я стал создавать инфраструктуру развития предпринимательства с нуля и за свой счет. Я с удовольствием бы сидел, ничего не делал, а только бы раздавал деньги. Но кому раздавать? Ни один государственный институт развития предпринимательства в нашем крае не обеспечивает на сегодняшний момент сколько-нибудь качественной воронки проектов.
Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
  • Обновленную ядерную доктрину РФ утвердил ПутинОбновленную ядерную доктрину РФ утвердил Путин
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.