Игорь Бакалинский: «Комплекс маркетинга это система компромиссов между компанией и потребителем»
**********************************************************************************досье Игорь Бакалинский Директор компании «PR-парк», эксперт Европейского Союза по подготовке управленческих кадр
досье
Игорь Бакалинский
Директор компании «PR-парк», эксперт Европейского Союза по подготовке управленческих кадров, преподаватель программы «Маркетинг» центра профессиональной переподготовки УГТУ-УПИ, руководитель международных консалтинговых и образовательных проектов, бизнес-тренер.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: стратегическое управление компаниями, организация и постановка системы маркетинга и продаж на предприятии.
Автор и ведущий учебных курсов и тренингов: «Инновационный и креативный маркетинг», «Постановка систем стратегического и оперативного управления на предприятии», «Методика построения и развития дилерских, дистрибьюторских и филиальных сетей», «Инструменты эффективного управления продажами», «Современные технологии привлечения и удержания клиентов» и др.
**********************************************************************************
Повальное увлечение созданием отделов маркетинга в компаниях миновало, констатирует Игорь Бакалинский. Сегодня для большинства топ-менеджеров крайне актуальны вопросы «Для чего нужны маркетологи в компании?», «Какие задачи перед ними ставить?» и «Как оценить эффективность их работы?». Директора все еще ждут от маркетологов чудес, а те пеняют на свое бессилие, поскольку не получают четких руководств к действию. Игорь Бакалинский убежден, что конфликт между директором и маркетологом можно разрешить, раз и навсегда определив верховенство топ-менеджмента над маркетингом. Руководитель предприятия должен ставить службе маркетинга три основные задачи. Во-первых, сбор информации о том, на каких условиях рынок готов покупать продукцию предприятия. Во-вторых, специалист по маркетингу должен предлагать варианты, как согласовать действия предприятия с требованиями потребителя. И, наконец, донести до рынка информацию, что предприятие выполнило свои обещания — выпустить товар, нужный потребителю, и рынку надо выполнять свои — покупать товар.
По убеждению Игоря Бакалинского, проводить внешние исследования компании необходимо только тогда, когда она выходит на новый рынок. В остальном фирма может проводить сбор информации, необходимой для принятия стратегических и тактических решений, используя «внутренние ресурсы».
— Если с цифрами и отчетами на бумаге как-то можно поработать, то формализовать информацию в головах сотрудников предприятия — это что-то из области фантастики.
— На самом деле это можно сделать, правильно применив известные всем SWOT- и STEP-анализ. Как только человек начнет с ними работать «правильно», он поймет невозможность сформулировать какие-либо выводы и принять какие-либо решения на сознательном уровне, сознание возмутится и практически откажет ему подчиняться, зато сразу же включается подсознание, которое начнет выдавать необходимую информацию. Дальше эти подсознательные ощущения стыкуются с сознательным уровнем, проверяются и соотносятся. Большинством менеджеров SWOT- и STEP-анализ изучаются очень поверхностно, в основном по книгам. 90% того, что там написано, на практике не реализуется и не будет реализовано никогда.
Почему?
— Казалось бы, заполнить матрицу SWOT-анализа могут все — написать сильные и слабые стороны предприятия. Но где критерий, какие стороны сильные, а какие слабые, ведь каждый понимает это по-своему. А метод-то очень простой. Сильные стороны предприятия — причины, по которым потребители покупают товар, а слабые стороны — причины, по которым, наоборот, не покупают. Определять, что на предприятии лучше, а что хуже, при абстрактном анализе очень сложно. Гораздо проще определить те причины, которые я озвучил.
Выходит, что нет смысла составлять SWOT-матрицу, надо потребителей опрашивать?
— Не совсем так. Большинство клиентов первым делом кричат о том, что им нужно и насколько им это важно. На сознательном уровне их никто не слышит. Но на уровне бессознательном эта информация откладывается. «Правильный» SWOT-анализ активизирует эту информацию. Для заполнения поля возможностей и угроз внешней среды также нужно задать четкие критерии, брать в расчет только изменяемые факторы, вероятность наступления которых в планируемом периоде не менее 50%. Иначе анализ бессмысленен.
Также нужно оценить, как под влиянием каждого изменения внешней среды изменится каждая причина покупки или непокупки товара. Для этого необходим STEP-анализ, который позволяет вывести очередность работы с возможностями и угрозами — на какие преимущества надо сделать ставку, а от каких слабых позиций отказаться.
То, что вы описали, применимо к топ-менеджменту и не затрагивает рядовых сотрудников, которые, как вы заметили, и обладают самой ценной информацией.
— Я рекомендую вовлекать их в процесс SWOT- и STEP-анализа, используя диагональный принцип — брать с каждого уровня предприятия хотя бы по одному представителю.
Есть еще какие-то способы исследований, к которым привлекают рядовых сотрудников?
— Например, мозговой штурм. Но в своем классическом варианте он мало эффективен. Этот инструмент имеет много разновидностей — более 40. В своей практике я использую около 20. Например, деструктивный мозговой штурм, когда сотрудникам предприятия предлагается найти ответ на вопрос «Как ухудшить имеющуюся ситуацию?», скажем, «Что нам надо делать, чтоб у нас никто никогда ничего не покупал». Для того чтобы получить желаемую информацию, надо просто минус перевести в плюс.
А как насчет простых технологий сбора — поручить сотрудникам фронт-зоны опрашивать потребителей?
— Такие способы, конечно, тоже актуальны. Но важно не перегнуть палку — если продавец-консультант будет ходить за покупателем и все время его спрашивать, последнего это может вывести из себя. Я однажды работал с сетью мебельных магазинов, стояла конкретная задача — увеличить объем продаж. Для начала нужно было узнать три цифры — сколько людей ежедневно заходит в магазин, сколько из них потенциальных покупателей, а сколько реальных. Получив эти данные, мы стали их анализировать — почему в магазин заходит столько людей, а не больше, почему из них потенциальных всего столько-то и по каким причинам потенциальные клиенты не становятся реальными. Для того чтобы собрать такую информацию, продавцам даже вопросов задавать не пришлось — потребители сами все рассказывали. В итоге мы выяснили, что 40% всех, кто заходит в магазин, уходят без покупки, так как нужного товара нет на складе. Создав необходимый товарный запас, мы смогли увеличить объем продаж. Еще одна задача, которую мы решили, — активизировали существующую базу покупателей, разослав им рекламные материалы о новых коллекциях. В результате 60% из старой базы клиентов пришли, и 40% из них сделали повторную покупку.Также обнаружилось: нет информации на входе. Мы поставили штендеры, указатели, и т.д. На все это ушло две недели. Объем продаж вырос в три раза и держался на таком уровне 8 месяцев.
Из ваших слов следует, что для успеха на рынке компании даже не нужно отслеживать, как работают конкуренты.
— Это действительно так. Но лишь отчасти. Если у компании есть потребность мониторить и анализировать рынок, то она может решить эту задачу собственными силами, используя простые методы сбора информации — кабинетные исследования. Данные о любом рынке и предприятии можно получить в Госкомстате, заплатив за это деньги. Но насколько эта информация достоверна? Любое предприятие, как правило, знает степень достоверности открытой информации — достаточно ввести корректирующий коэффициент. Этих данных бывает достаточно, чтобы принять любое маркетинговое решение.
Еще один способ кабинетных исследований — позвонить конкурентам и представиться организацией, которая, например, составляет рейтинг успешности компаний, и запросить у них объем продаж, количество клиентов и т.д.
А не попахивает ли это жульничеством?
— Нет. Можно ведь действительно зарегистрировать общественную организацию и запрашивать данные от ее имени. Можно и награждать реальных лидеров рынка, и премии учреждать. Главное — быть уверенным в том, что интересующий вопрос можно задать любому человеку. Очень просто позвонить на предприятие и спросить все что нужно, представившись клиентом. 80-90% сотрудников расскажут все, что они знают.
Для этого, наверное, порекомендуете сходить на тренинг по конкурентной разведке
— Совсем необязательно. Снять любую информацию нетрудно, когда понятно, зачем она нужна. Если же человек позвонит и просто так начнет задавать общие вопросы «на всякий случай», естественно, он получит негативную реакцию. Любой исследователь рынка придумывает легенду, с которой он выйдет к опрашиваемым. Если я представляю интересы компании, которая хочет строить торговый или развлекательный центр, я не буду говорить ничего об этом предприятии, я скажу, что я представитель группы рассерженных жильцов, которые протестуют против стройки, либо активист общественного движения, организации, которая борется за повышение качества обслуживания и культуры торговли.
Для выстраивания системы внутреннего маркетинга необходимо искать компромиссы между подразделениями
Второй этап построения системы маркетинга — организация бизнес-процессов на предприятии, чтобы они максимально удовлетворяли запросы потребителя. По определению Игоря Бакалинского, этот этап — самый конфликтный, поскольку процесс продаж — всегда достижение компромисса. С одной стороны, предприятие априори хочет получить максимум прибыли, используя нехитрые способы — товар выпускается качеством пониже, а наценка повыше. Клиенты же хотят купить товар максимального качества по минимальной цене. Сделка может произойти, только если предприятие откажется от части прибыли, а покупатель — от части качества. Весь вопрос в том, какая служба предприятия должна отказаться от части своих доходов. Выстраивание внутреннего маркетинга — системы компромиссов на предприятии — помогает найти болевые точки в бизнес-процессах.
На чем основана система внутреннего маркетинга?
— Чтобы согласовать интересы внутри предприятия, необходимо рассматривать каждое подразделение как отдельную единицу, которая находится во внешнем пространстве и выстраивает свои отношения с другими единицами, так же как с рынком.
Задача маркетолога — выяснить методом соотнесения проблем так называемые «точки входа» — те подразделения, решение проблем в которых запускает механизм разрешения трудностей и в других областях работы предприятия. Именно с «точки входа» начинается выстраивание системы компромиссов.
Вот пример из моей практики. В оптовой фирме, занимающейся поставкой в магазины продуктов питания, начались проблемы после того, как она переехала из центра города в офис ближе к окраине. Там же был и склад. Уменьшился объем продаж, выросли цены на продукцию, увеличились трудозатраты и т.д. У руководства одна мысль — надо бы заставить менеджеров по продажам лучше работать. Стали искать первопричину проблем, последовательно отвечая на вопросы: «Почему повысились цены?» — «Потому что упал объем продаж», «Почему упал объем продаж?» — «Потому что магазины стали меньше заказывать товара», «Почему они стали заказывать меньше товара?» — «Потому что увеличилось время доставки» (на тот момент оно составляло один-два дня). «Почему увеличились сроки?» — «Потому что сотрудники стали долго добираться из дома до офиса и обратно». Поскольку поблизости от нового офиса не было никакого кафе, на обед также приходилось отлучаться надолго — минимум на 2 часа...
Мы арендовали автобус для доставки сотрудников — он стал делать два рейса в день, организовали пункт горячего питания прямо в офисе. Внедрили плавающую систему работы персонала — одни работали с 7 до 15, другие — с 11 до 21. В результате за неделю мы смогли снизить время доставки товара с 1-2 дней до 3-6 часов. Кажется, что к маркетингу это отношения не имеет, но это заблуждение. Если рынок готов покупать товар на определенных условиях (в данном случае — если товар доставляется потребителю за полдня), задача маркетолога — их увидеть и предложить, а менеджера — реализовать на выгодных условиях.
Каждое маркетинговое мероприятие должно оцениваться по финансовому результату
Маркетолог для многих руководителей — отличный «козел отпущения»: он всегда виноват в провалах предприятия. Игорь Бакалинский настаивает: спрашивать со специалиста по маркетингу нужно не за суммарный результат деятельности фирмы, а за конкретный, напрямую связанный с его полномочиями и зоной ответственности.
Бытует мнение, что эффект от маркетинговых коммуникаций невозможно замерить. Часто предприятия просто вкладывают деньги в подобные акции, потому что так делают все.
— Приходя на предприятие с маркетинговым аудитом, я просто оцениваю профессионализм маркетолога — прошу показать мне маркетинговый план и расчет экономической эффективности любого из мероприятий. Если специалист мне его показать может, с ним можно работать. Если не может, значит, в его профессионализме можно засомневаться. Но мне бы не хотелось, чтобы руководители, которые прочитают эту статью, стали требовать от маркетологов невозможного. Оценивать эффективность нужно учиться.
С чего начать составлять маркетинговый план?
— С определения целей каждой акции и той среды, на которую она должна воздействовать. Приведу пример. Директор предприятия заказывает ролик и жалуется, что ничто из предложенного ему не нравится. Его спрашивают: «А ты сам свой продукт употребляешь?» Он отвечает: «Что у меня денег, что ли, нет что-то хорошее купить? Конечно, нет!» Как тогда он может оценить свою собственную рекламу? Будучи направленным на целевую группу, рекламное сообщение должно либо проходить не замеченным для другой целевой группы, либо вызывать у нее негативную реакцию. Поэтому реакция директора была адекватной, а ролики, соответственно, хорошими не для директора, а для целевого потребителя. Если бы ему понравилось, это значит, что они не вполне годятся.
Любое информационное сообщение предприятия выстраивается на трех уровнях. Первый — показать рынку, что мы пришли не только для того, чтобы залезть в карман к покупателям. Второе — четко показать главное внешнее отличие, по которому потребитель сможет идентифицировать предприятие и выделить его из числа других. Третье — сформировать иллюзию того, что у нас он получит что-то, чего нет больше нигде.
Допустим, компания сделала «правильное» рекламное сообщение, но продажи все равно не выросли. Кто виноват в этом случае?
— Оценивать эффективность рекламы только по динамике объемов продаж неправильно. На объем продаж влияет очень много факторов. Если фирма хочет оценить, правильно ли она вложила деньги в рекламу, то ориентироваться надо на количество потребителей, которые обратились на предприятие. Получив ваше рекламное сообщение, потребитель приходит и смотрит, соответствуют ли заявленные условия действительности. В большинстве случаев оказывается, что его элементарно обманывают. И человек уходит не потому, что реклама на него не подействовала, а потому, что реклама и реальность не совпали.
К слову, еще одно распространенное заблуждение: оценивать личную эффективность менеджера по продажам объемом заключенных сделок. Личная эффективность менеджера измеряется по-другому: количество заключенных сделок в результате проведения определенного количества контактов. У профессионала 8-9 встреч из 10 заканчиваются сделкой.
Компании, как правило, используют много рекламных носителей. Как понять, какой эффективнее, если покупатели часто не помнят, откуда они услышали о фирме?
— Способы замера простые — например, на каждом рекламном носителе указывать разные номера телефонов. Можно посчитать пришедших клиентов через бланки скидок, купоны и т.д. Мы должны понимать, что клиент приходит к нам не потому, что он вступил в контакт с одним рекламным сообщением — он минимум 20 раз должен увидеть наше рекламное сообщение на разных носителях. И чем в большем количестве мест он будет видеть это обращение, тем быстрее он вступит с нами в контакт.
Сейчас всех интересуют малобюджетные формы продвижения и рекламы. По вашему мнению, какие из них самые эффективные?
— Среди малобюджетных форм самая сильная — вирусный маркетинг, когда товар или предприятия рекламируют потребители. Когда компания Utel выводила на рынок продукт ADSL, было предложено условие: любой, кто приходил подключаться, получал сертификаты, которые он мог раздать своим знакомым, предлагая им также воспользоваться услугами Utel. Люди с сертификатами приобретали услугу со скидкой, а «отдавший» сертификат за каждого нового подключенного получал сколько-то мегабайт трафика бесплатно. Сегодня эти технологии активно используют компании, занимающиеся прямым маркетингом. Убежден, что такие формы станут через некоторое время очень актуальными и на традиционных рынках.