Игорь Юсьма рассказал ДК о своем бизнесе в Испании
Последние несколько лет Игорь Юсьма ведет бизнес одновременно в Испании и России. Он признается, жизнь на две страны позволила по‑новому взглянуть и на себя самого, и на свое дело.
В портфеле Игоря Юсьмы было много разных проектов — от так и не реализованной идеи запустить в Красноярске первый эротический канал (об этом «ДК» писал в своем самом первом номере в 2004 г.) и работающей по сей день виртуальной пресс‑службы «Агентство корпоративных новостей» до ресторанов People’s и кулинарий «Кекс и крендель». Сегодня бизнесмен вопреки общему настроению рынка верит в будущее телевидения и печатных СМИ с одной лишь оговоркой — подход к работе должен стать принципиально иным.
В последнее время и ваш холдинг «Юнитмедиа», и вы лично не раз давали повод говорить о себе. Давайте подытожим, какие проекты на ключевом для вас рынке — медиа развиваете сегодня?
— Последние несколько лет я фактически живу на две страны — Испанию и Россию. В Испании участвую в проекте AutoradioRusa — это русскоязычная радиостанция. Что касается российских проектов — основные активы это телеканал «Афонтово», газета «Шанс» и «шансоподобные» издания в Новосибирске и Владивостоке, где сейчас мы участвуем в переформатировании газеты. Также среди активов журнал «Шанс Авто», курьерская служба «Зеленая почта», «Центр объявлений». «Сибирское агентство новостей» и «Дорожное радио» недавно были проданы омской медиагруппе «МКР‑Медиа». Около года назад мы провели некоторую переоценку активов и сконцентрировались на наиболее важных — с точки зрения перспектив и доли рынка. Это сформировало новый подход к портфелю проектов — приняли решение продать непрофильные активы. Жена поддержала меня в этом, например, этим летом туристическая компания «Там‑Там» перешла во владение менеджеров проекта.
На медиарынке разговоры только о том, что будущее за интернетом, а вы продаете успешный интернет‑актив и инвестируете в «бумагу» и ТВ.
— Моя теория в том, что человек информационно всеяден. Вот вы приходите в магазин, где появилась новая колбаса, разве из‑за нее вы откажетесь от хлеба, молока? Так и у меня есть уверенность, что никакие виды существующих средств массовой информации не исчезнут. Когда появилось телевидение, тоже говорили о том, что исчезнет кино. Так же, как прочили исчезновение газет из‑за появления радио.
Более того, в последнее время романтика интернета некоторым образом поугасла, потому что рынок сложный. Интерес же к журнальной и газетной публицистике никуда не делся. Понятно, что она меняется в части содержания, ставка делается не столько на оперативное информирование, сколько на аналитику.
В проекте AutoradioRusa в какой роли выступаете вы?
— Этот проект инициировал Александр Леонидович Карпов, в свое время основатель «Афонтово», он пригласил меня и еще двух других прекрасных товарищей в качестве партнеров. Мы вчетвером, назовем так, тренируемся осваивать европейские рынки. Изначально моя миссия в проекте была в том, чтобы запустить проект технологически. За основу взяли экономичную платформу компании «Тракт» — где станция вещает с применением удаленных виртуальных студий. Поскольку мы ориентируемся на этническую аудиторию, которая хоть и обладает высокими потребительскими характеристиками, но в то же время не является массовой, строить полноценную радиостанцию со студиями, ведущими было бы экономически не оправдано.
AutoradioRusa работает уже три года с переменным успехом в разных городах. Мы запускаем вещание на определенной территории, тестируем, смотрим, если не наблюдается какого‑то прогресса в продажах, «закрываем» город и пробуем дальше. На сегодня AutoradioRusa работает в пяти городах Испании.
Вести бизнес в России и Испании — насколько это разные вещи?
— Начать дело в Испании было крайне полезно, поскольку очень быстро мы избавились от иллюзий. Делать бизнес в Европе — абсолютно не сахар. Рынки давно сформированы, кристаллизованы. Пробиться очень трудно. То, что мы работаем три года, это скорее благодаря большому опыту, накопленному в России. Я люблю говорить: мы в России в «серной кислоте» выплываем, как мне казалось, здесь‑то уж всяко-разно сможем. Но, как показала практика, за рубежом есть своя «серная кислота», которая блокирует выскочек. Если мы говорим не о стартапах, а о традиционных рынках, таких как медиа, пробиться здесь очень и очень сложно. Наш проект — это малый бизнес, в некотором смысле проверка себя на могу/не могу.
Для меня самого большой парадокс, но, живя на две страны, видя, как все здесь устроено, я стал большим патриотом, нежели мог себе представить. Тот «информационный шум», который создается в соцсетях — сказать честно, я его в большой степени не разделяю. Сразу видно, что человек не жил на Западе, ему кажется, что там медом намазано. На самом же деле здесь свои большие трудности. Скажем, в Испании не так давно безработица доходила до 26% трудоспособного населения. Что это значит: у молодых людей, которые только окончили институт, нет работы. Они ищут и не находят ее. И это большая проблема, снаряд, который в любой момент может взорваться. Они собираются на миллионные демонстрации в Барселоне, жгут баки, переворачивают машины, разрисовывают краской здания. Во что это выльется, я не знаю. Но примеряя все это на российскую почву, понимаю: у нас далеко не так все плохо.
Выходит, бизнес нужно делать в России?
— С полной уверенностью, на 120%, могу сказать, да. Другой вопрос в том, что сама жизнь в Европе устроена по‑другому. Дороги строят по технологиям, и они не разваливаются. При всей кажущейся неторопливости испанской жизни все работает как часы, транспорт ходит по расписанию. Есть сиеста — это такая заложенная веками ментальная штука, которая дает людям возможность быть здоровыми, счастливыми, наслаждаться жизнью. Часто можно встретить старушку, которая идет под ручку с дедушкой, и им обоим лет так по 100. Когда смотрю на эти пары, понимаю, что наши старушки, возможно, и бывают такие. Изредка. Но дедов‑то они похоронили лет 30 тому назад. И если отвечать на вопрос — почему переехал? — честно могу сказать: просто хочется пожить подольше. Да и от морозов я устал.
Получается парадокс: бизнес нужно вести в России, а жить в Европе.
— Давайте определимся, что нужно моей стране от меня, как от предпринимателя? Предприниматель — это человек, который должен напитаться идеями и где‑то их применить. Это создатель рабочих мест, прибавочного продукта, налогов. Какая разница, где именно я буду находиться. Свободный человек должен улететь от морозов, если имеет такую возможность, и прилететь обратно, когда ему захочется или когда будет нужно.
Опять же во всех моих бизнесах я всегда выступал в качестве идеолога, не погружаясь или лишь на короткое время погружаясь в регулярный менеджмент. Такая своего рода отстраненность дает возможность видеть картину целиком, заблаговременно видеть тренды, возможные проблемы.
Вылезти из коротких штанишек
Из архивов «ДК»: С марта 2014 г. телеканал «Афонтово» возглавил Данила Юсьма. Об этом «Деловому кварталу» рассказал собственник холдинга «Юнитмедиа» Игорь Юсьма (холдинг в том числе владеет телеканалом «Афонтово»). «Однозначно будет какое‑то переосмысление, перезагрузка: мы понимаем, чтобы быть интересным зрителю, нужно дать рынку некий новый формат. Задача нетривиальная, тем более, красноярский телерынок высококонкурентен», — рассказал г‑н Юсьма. DK.RU, 2014 г.
Вам тяжело далось решение отдать руководство флагманским проектом холдинга — телекомпанией «Афонтово» — вашему сыну Даниле? Все же быть отцом и быть начальником — вещи разные, даже несовместимые.
— У нас с Данилой давно уже расставлены точки над i, я его оцениваю и воспринимаю не только потому, что он мой сын. Наследственная тема, она, конечно, важна. Но вопрос профессионального соответствия своей должности — это главное. Данила — абсолютный профессионал, он отраслевик, закончил с красным дипломом факультет журналистики КГУ, начинал еще в «Комке». Поэтому я не вижу здесь противоречий. Другое дело, что он не телевизионщик, но надо сказать, что и задача у «Афонтово» не тривиальная. Чтобы быть успешным на развитом рынке, уже недостаточно дать традиционный продукт. Нужно предложить рынку нечто перпендикулярное, продукт, какого нет на других каналах. И придумать его — это большая задача, в решении которой наличие опыта работы на ТВ для идеолога, концептуалиста скорее момент отрицательный.
За Данилой я вижу большой творческий потенциал. Конечно, сейчас сложное время, рынки сужаются и концентрируются на лидерах. Перед нами стоит большая задача — выжить. И пока все идет по намеченному сценарию.
В отношении «Афонтово» не раз звучало слово «перезагрузка». В чем она конкретно заключается?
— Сегодня это совсем другое «Афонтово» — и внешне, и, поверьте, внутренне. Сейчас «Афонтово», как и весь холдинг, проходит большой этап. У нас, во‑первых, идет реорганизация системы управления. Раньше, принимая бюджет, мы смотрели на его сбалансированность, текущей работой же в рамках этого бюджета занимался непосредственно руководитель проекта. При таком подходе возможность оперативно увидеть перекосы в работе системы была не всегда. Сегодня мы все процессы в компании ставим под контроль.
Во‑вторых, мы внедряем «тойотовскую» систему бережливого производства. Для примера, полтора года назад, когда заразились этой идеей, провели эксперимент, строго‑настрого запретили охране пропускать сотрудников на работу без электронных пропусков. Спустя месяц изучили данные, оказалось, что в среднем по холдингу — а нужно понимать, что у нас работает около полутысячи человек — время нахождения на рабочем месте составило пять часов вместо восьми.
Сегодня работа направлена на то, чтобы осознать и оцифровать все наши процессы и устранить потери. Конечно, это очень многим не нравится — творцы стонут. Но другого пути нет, иначе ты будешь просто не конкурентоспособен. Если не работаешь над технологичностью, уменьшением издержек, то в какой‑то момент, обычно это случается в трудные кризисные годы, ты просто перестанешь существовать.
Вы действительно верите, что в России можно строить бизнес, который не будет работать в «ручном управлении»? Сейчас представить это почти невозможно.
— Капитализму в Европе сколько лет? Двести, а само общество формировалось около двух тысяч лет. Я, допустим, живу рядом с городом Жирона, ему более двух тысяч лет. Европейцы проходили ровно такой же путь, как и мы сейчас. Для осознания своих проблем им потребовались тысячи лет. Мы, конечно, пройдем этот путь в сокращенном варианте, но нам в любом случае догонять еще долго. Процесс появления высокоэффективных компаний небыстрый. Но в России уже есть такие примеры, скажем, тот же «Магнит». Если мы не сумеем перестроиться, стать такой высокоэффективной компанией, то жизнь нашего бизнеса конечна. Главную ставку сейчас надо делать на технологичность управления, борьбу с издержками, увеличение рентабельности и обеление бизнеса. Вопрос стоит ребром: или ты вылазишь из «коротких штанишек», или расписываешься в своем неумении управлять и закрываешь бизнес.
Надеюсь, что судьба подарит нам время выйти с проектом «Афонтово» в положительную экономику. Хотя допускаю, может случиться и такое, когда рынки остановятся и тогда вопрос «Что дальше?» будет стоять очень остро. Мы же заморозили проект «Сфера влияния», хотя он был с идеей, интересный. Но в какой‑то момент рынок провалился и проект перестал быть рентабельным, а платить только лишь за интерес я не готов. Я готов поддерживать рентабельные проекты.
Насколько легко вам даются решения о закрытии или продаже какого‑то проекта?
— Закрывать — это трудная работа — и с эмоциональной точки зрения, и с точки зрения влияния на рынок. Как говорят, знал бы прикуп, жил бы в Сочи, но кризисные моменты, к сожалению, не спрашивают нас, когда им приходить.
Сейчас я, наверное, как и любой бизнесмен, который давно и много работает, пришел к выводу, что бизнес — это не ребенок. Я стал свободнее, избавившись от ненужных сравнений. Бизнес является ровно таким же товаром, как и любой другой, и если за него дают хорошую цену, продавай. Когда я в свое время продал MTV, это дало возможность инвестировать в хронически недофинансированные проекты, которые в итоге и выстрелили. Отсюда успешность того же «Шанса», его мы переформатировали за счет ресурсов от продажи канала. Проблем с тем, куда направить средства от продажи того или иного проекта, нет. Портфель всегда полон разными идеями.
Ваш бизнес за последние 10 лет сильно поменялся, а вы сами?
— Я в корне изменился. Избавился от иллюзий. Переезд в Европу и глубокое погружение в жизнь другой страны привели меня к парадоксальному состоянию — большему, чем я представлял, чувству патриотизма, еще раз это отмечу. Второе — я понял, что главная движущая сила для любого мужчины с амбициями — его семья. Если семья крепкая, ты выстроил отношения таким образом, что тебя понимают и разделяют твое мировоззрение — это здорово стимулирует на успех. Родные, к сожалению, часто становились заложниками моей многогранной жизни, успехов и неуспехов. Срывался на них, результатом были брошенные семьи, несчастные дети. Слава Богу, за последние 10 лет мне удалось со всеми договориться, у всех попросить прощения и со всеми начать взаимодействовать по‑доброму.
Это очень сильно отражается и на моем отношении к бизнесу и приоритетах. Если выбирать успех проекта или благополучие семьи, у меня нет и тени сомнений — я выберу последнее.
К вопросу о благополучии. Мир в последнее время так разогнался, что «завтра» с каждым днем все туманнее. У вас как у отца возникают опасения, в каком мире лет через пять окажется ваша младшая дочка?
— Я для себя давно вывел формулу: чтобы не оказаться застигнутым врасплох, нужно быть мобильным. Быстро реагировать на возникающие вызовы и быстро принимать решения. Моя миссия как раз и заключается в том, чтобы все неожиданности не были неожиданными. Я и детям всегда говорю о том, что заранее, особенно в бизнесе, прочертить дорогу — вымостить ее камнем и идти в комфорте — нереально. В этом смысле моя философия такова: что нам день приготовит, тем и будем жить.
Наталья Повольнова