Игорь Юсьма: В России снова 90-е годы
Пространство для развития бизнеса, не связанного с энергоресурсами, в России значительно сократилось. Давят налоги, отсутствие условий для развития, административные ограничения. И если несколько
Пространство для развития бизнеса, не связанного с энергоресурсами, в России значительно сократилось. Давят налоги, отсутствие условий для развития, административные ограничения. И если несколько десятков лет мысль о переезде в другую страну воспринималась как трусость, то сейчас — как спасение.
Я здесь, бизнес — там
У каждого уехавшего своя история. Опыт Игоря Юсьмы показывает, что перебраться в другую страну можно и не бросая в России все, что имел. А даже наоборот — сохранить все активы здесь и продолжать следить за их развитием удаленно.
— Сразу хочу подчеркнуть, что не отношу себя к разряду бизнесменов-эмигрантов. Я не эмигрант. Я живу там, где мне интересно.
Из Красноярска я уехал несколько лет назад. Жил в Москве, где работал генеральным директором радио «Комсомольская правда». Запускал и развивал этот проект. После, приняв предложение поработать в Испании, приехал сюда и здесь нахожусь с осени 2010 года. Поэтому в моем случае нельзя сказать, что я все бросил и уехал. Сейчас живу как минимум на три города: Барселона, Москва и Красноярск. В последнем появляюсь особенно регулярно.
Значит, в Испанию переехали только из-за работы?
— Сюда приехал по приглашению московских партнеров. Мне предложили взяться за развитие медийного проекта, который будет реализовываться в Испании. Я согласился. Работаю здесь в качестве руководящего партнера. Более конкретно об этом проекте распространяться не буду. Еще рано. Отмечу, что принципиальное решение жить в этой стране принял не из-за работы, а из-за дочери. В прошлом году Ася окончила детский садик, нужно было определяться, в какую школу она пойдет. В итоге решили остаться в Испании.
Ваш переезд отразился на бизнесе в Красноярске?
— Нет. Я занимаю пост председателя совета директоров группы компаний «Юнитмедиа». И если говорить о моей роли в управлении красноярским медийным холдингом, то она заключается исключительно в разработке новых проектов и развитии стратегии существующих проектов предприятия.
К повседневному управлению холдингом я не имею никакого отношения. Этой работой занимаются генеральный директор и президент, мой сын, Данила Юсьма.
В этом смысле мой переезд в Испанию никаких перемен ни для моей работы, ни для работы «Юнитмедиа» не принес.
С помощью каких инструментов вы участвуете в развитии холдинга?
— Мир давно уже переходит на удаленное управление. Живя в Москве, я привык многие дела решать по скайпу. С переездом в Испанию ничего не изменилось. Как и раньше, мне для этих целей хватает телефона, скайпа и электронной почты.
Ваша жена тоже оставила бизнес в Красноярске — турагентство «Там-Там». Как она им управляет из Испании?
— Елена выстраивала систему управления бизнесом по аналогии со структурой менеджмента в «Юнитмедиа». Главное отличие в том, что она более активно участвует в бизнес-процессах, которые происходят в ее компании. Чаще ездит в Красноярск, общается с директорами, при этом система управления четко отлажена. В ее туристическом агентстве несколько подразделений, в каждом офисе есть свой руководитель, а генеральный директор руководит всеми процессами. Во время поездок Елена сверяет свои представления о концепции бизнеса с процессами, которые происходят в компании, вносит кое-какие корректировки и возвращается назад.
От чего бежит бизнес
Многие разочарованные в России предприниматели говорят, что продолжают свой бизнес только для того, чтобы потом его выгодно продать. Но собирают чемоданы и на самом деле уезжают за рубеж единицы. Игорь Юсьма считает, что тенденция «чемоданного настроения» среди русских предпринимателей не перерастет в массовую эмиграцию.
Переезд российских бизнесменов за рубеж можно считать стойкой тенденцией. Вы с этим согласны?
— Я вижу много людей, которые хотят уехать в другую страну. И несмотря на то, что у меня ситуация с переездом в Испанию сложилась немного иная, мне понятно, почему это происходит.
Российские предприниматели не трусы, они все вышли из 90-х и умеют не только вести дела, но и знают, как обезопасить свой бизнес от возможных рисков, умеют обходить острые углы с правоохранительными органами и властными структурами. Это с одной стороны. С другой, те предприниматели, бизнес которых не связан с нефтяной и газовой промышленностью, не завязаны на России и легко находят себе применение в других странах. Они конкурентоспособны и востребованы. И их желание уехать можно понять. Тем более, за последние годы в нашей стране действительно сложились такие условия для бизнеса, которые заставляют предпринимателей думать о переезде.
Что это за условия?
— Сейчас в Россию по сути вернулись 90-е годы. Бизнес находится под постоянным прессингом рэкета. Только если раньше был уголовный рэкет, то сейчас — государственный. Раньше нужно было как-то с людьми договариваться, лоббируя свои интересы, а сейчас нужно платить деньги. Причем всем. И понятно, что бизнес платит, ему деваться некуда, он должен приспосабливаться. Но если ты в себе чувствуешь потенциал, а тебе условий для его реализации не создают, то рано или поздно ты начнешь думать о том, чтобы реализоваться в другом месте. И эта ситуация усугубляется, сейчас среди бизнесменов только ленивый, наверное, не сказал: «С меня хватит. Я все бросаю. Нужно валить».
Насколько эта ситуация опасна для России?
— Несмотря на все вышесказанное, я считаю, что у России есть большой потенциал. Здесь работает много умных людей, в том числе и в руководстве страны, они не должны дать просто так уехать из страны потенциально полезным людям — предпринимателям. Какой смысл резать на мясо дойную корову? Думаю, никто не будет доводить ситуацию до абсурдной, и у людей, которые управляют Россией, хватит благоразумия, и они не допустят массового исхода бизнеса в другие страны.
С точки зрения бизнеса в Испании работать проще, чем в России?
— Россия — сильно зарегулированная страна, в которой вести частное предпринимательство очень сложно. Испания комфортней и проще. Здесь царит презумпция доверия бизнесу. Никаких элементов силового давления на предпринимателей со стороны власти здесь нет. Человек платит налоги, создает рабочие места — это для страны самое главное.
Для сравнения: медийный бизнес в Испании никоим образом государством не регулируется и не прессуется. Эта отрасль — священная корова, посягательства на нее исключены.
В Испании вообще все держится на разумности и доверии. И это проявляется во всем. Если ставят знак «40», значит, его поставили для комфортного прохождения поворота, а не потому, что за углом стоят сотрудники ДПС, чтобы поймать тебя на нарушении.
Какие-то полезные моменты для красноярского бизнеса за время жизни в другой стране обнаружили?
— Существует одна причина, почему я нахожусь в движении по миру. Я изучаю новые бизнес-модели, которые потом пробую воплотить на своем предприятии. Пример одной из наиболее удачных бизнес-моделей, которую я привез из США, несколько лет назад воплотил в Красноярске — переформатировал издание «Шанс» из газеты в журнальный вариант. Увидел в Штатах будущее газет-бесплатников и воплотил это в Красноярске.
В Испании новую бизнес-модель уже присмотрели?
— Я постоянно этим занимаюсь, наблюдаю, сравниваю, примеряю к России. Например, заметил, как сильно испанское телевидение отличается от русского. Оно более наивно и менее прогрессивно, чем наше. Это в первую очередь объясняется менталитетом. Испанцы очень расслабленный, жизнерадостный, спокойный народ. Постоянная гонка, прогресс, динамика не их конек. В этом смысле русское телевидение более зрелое, изощренное в методах подачи информации.
Когда планируете вернуться в Россию?
— Сложно сказать. Много зависит от того, как сложатся дела здесь Если испанский проект начнет работать и выйдет на ту расчетную мощность, которую мы предполагаем, то работы здесь хватит еще на несколько лет. Сначала нужно будет осуществить старт, потом выводить проект на безубыточный уровень, а затем и на уровень стабильной прибыли.
По России скучаете, по Красноярску?
— Я часто бываю в России. Поэтому не успеваю по ней соскучиться. Тем более, я все время с ней на связи, у меня нет дефицита информации о том, что происходит в моей стране и как дела у родственников. Мир превратился в абсолютно маленький земной шарик, который не имеет проблем со связью и высокоскоростным транспортом.
Чем владеет Юсьма-старший
Предприятия |
1 |
ГК «Юнитмедиа» (объединяет телеканал «ОРТВ», телекомпанию «Афонтово», радиостанцию «Русская волна» («RU FM 100.8») (вещает в 10 городах Красноярского края) |
2 |
Информационное агентство «Сибирское Агентство Новостей» |
3 |
Интернет-радиостанция «Jazznet.ru» |
4 |
Рекламный еженедельник «Шанс» |
5 |
Еженедельный автосправочник «Шанс-авто» |
6 |
Деловой журнал «Сфера Влияния» |
Совместные проекты |
7 |
Журнал-телегид «Теленеделя Для Всей Семьи. Красноярск» |
8 |
Типография «Новая типография – Красноярск» |
Источник: «Юнитмедиа», «ДК».