Интегратор от сохи

досье Анатолий Сергеев Родился 29 ноября 1972 года в п. Балахта Образование: 1990-1995 гг. — Красноярский государственный университет, факультет математики. 2001–2002 гг. — МИМ ЛИНК. Серт

«Я выполняю план за двоих мужчин. Как минимум, — шутит Анатолий Сергеев, генеральный директор компании «СибИТСистемс». — Родил двух сыновей, высадил кучу деревьев, построил четыре дома». Внешность простого и веселого деревенского парня обманчива. За плечами Сергеева менеджерские дипломы нескольких вузов и опыт создания IT-холдинга. За 6 лет. С нуля.

досье

Анатолий Сергеев
Родился 29 ноября 1972 года в п. Балахта

Образование:

1990-1995 гг. — Красноярский государственный университет, факультет математики.
2001–2002 гг. — МИМ ЛИНК. Сертификат профессионального менеджера.
С 2005 года обучается по программе MBI (мастер делового администрирования со специализацией в IT) в Государственном университете управления (г. Москва)
Карьера:
1995—1999 гг. — нефтегазодобывающее управление компании «Талинскнефть» (АО «СиДаНКо»), Нягань Тюменской области — от инженера 1 категории до заместителя начальника АСУ.
1999-2000 гг. — Регистрационная палата по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края, г. Красноярск — начальник отдела автоматизации и программного обеспечения.
2000-2005 гг. — ООО «Базис ТМ», генеральный директор.
С 2002 г. — учредитель ООО «Базис ТМ».
2003-2005 гг. — генеральный директор, соучредитель компании «НТЦ СибИТ».
С 2005 г. — генеральный директор компании «СибИТСистемс»
Семейное положение: Женат, двое сыновей — 4 и 7 лет.
Хобби: футбол, волейбол.

Своего «крестьянского» происхождения Сергеев не стыдится. Но и особых акцентов на нем не делает. Родился в Балахте. В деревенском доме — пятеро пацанов по лавкам.

— Не сказать, чтобы жили мы вольготно. Мать — медицинский работник, отец — рабочий. По весне порой приходилось приторговывать овощами — все подспорье. Для меня это было настолько стыдно — выйти на рынок с ведром картошки, которую сами же и вырастили! В 1981 году наша семья переехала в Красноярск, мы подрастали, становилось легче По окончании школы меня угораздило поступить в госуниверситет. Почему угораздило? Это смешная история. Поскольку вся моя родня  — рабочие и колхозники, города и высшего образования они боялись в принципе. Когда они узнали, что я замахнулся на вуз, устроили панику. Бабушки, дедушки, тетушки бросились искать контакты, связи: не дай бог ребенок не поступит! Нашли. Но надо же было мне упереться, что таким образом поступать не буду — « я — сам!». В автобусе встретил знакомых ребят, они планировали подавать документы в госуниверситет. Я даже не знал, где это! Решил съездить с ними за компанию. Но определяющим при выборе вуза для меня стал туалет. Зашел, увидел эти мраморные апартаменты без посторонних запахов Заявил: «Поступаю сюда!».
А как тогда выбирали факультет?

— Мне неважно было, куда. Что у вас тут, матфак? Значит, я на матфак! Так, сам к тому не стремясь, стал математиком-программистом. Уже в первом семестре понял, что попал в свою среду, что это — мое! Занятия шли порой с 8 утра до 8 вечера, спрашивали с нас помногу и жестко. Это была супершкола выживания: из 205 первокурсников закончили факультет всего 39! Именно университет вложил в меня алгоритмический склад ума, а еще сформировал отсутствие страха перед сложностями. К окончанию вуза я был уверен: неважно, в какую отрасль я попаду, где буду работать, кем — все равно адаптируюсь. Категорически не хотелось терять время на армию, так что параллельно окончил военную кафедру при аграрном университете. А когда получил диплом, собрал чемоданы и поехал куда глаза глядят. Занесло меня аж в Тюменскую область, на нефтегазодобывающее предприятие далеко на севере — в сутках пути от цивилизации. В отдел АСУ, где работало 18 человек, меня взяли инженером 1 категории — мальчиком на побегушках, проще говоря. Через 9 месяцев повысили до заместителя начальника АСУ НГДУ.

За счет чего такой карьерный рывок?

— Молодой, холостой, ничто не обременяет, ничто не тянет домой. Плюс дикая жажда знаний. Нас было несколько таких: мы до 4 утра оставались на работе, тут же спали, чтобы в 8 начать рабочий день. Корректировали ПО, внедряли, работали с пользователями, опять корректировали Обучали девушек, женщин и бабушек под 60 лет Кайф!

Кайф — обучать бабушек?

— Точно! Звонит бухгалтер, говорит таким серьезным голосом: «Анатолий, у меня опять аборт!». Эта фраза стала притчей во языцех. Не подумайте, ничего личного. Это компьютерная программа выдавала: retry or abort. То есть «повторить или отменить». Мы «расслабили» бухгалтерию, на все вопросы рядовых рабочих там отвечали: компьютер так посчитал. Не раз приходили делегации бульдозеристов, которые хотели набить морду Сергееву. Веселое было время.

И бухгалтер, и гендиректор
Почему вернулись в Красноярск?

— «СиДаНКо» решила отказаться от предприятия, на котором я работал, на горизонте замаячила ТНК. Мы узнали, что все наши наработки будут похоронены и спущена другая система Плюс к тому, в Красноярске меня ждала девушка — встречались со второго курса. Пока на северах работал, она училась в аспирантуре. Решили, что наша семилетняя романтическая дружба проверена и временем, и расстоянием  — пора расписываться. Нашел работу в Красноярске — в Регистрационной палате, которая тогда только открывалась. Практически в одной комнате все помещались. Компьютеры рядом с рушащимися кирпичными стенами. Тут было еще интереснее: все программы опять разрабатывать с нуля, масса молодых ребят и девчонок-юристок, которые ничего в компьютерах не понимали Отработал год, и мне знакомые предложили очередную «авантюру» — должность гендиректора компании «Базис ТМ», специализировавшейся тогда на телекоммуникациях. В очередной раз поставил крест на всем, чего достиг, решил начать с начала. Сунул петлю в шею, так сказать. К слову, в НГДУ я получал перед увольнением около 8 тысяч рублей, в Регистрационной палате начал с полутора и «дорос» примерно до шести, а вот генеральным директором работал почти полгода бесплатно. Вся фирма: офис — 9 квадратных метров, стол, стул, телефон, да я — и бухгалтер, и менеджер по продажам, и заодно генеральный. Как продавать, что продавать — понятия не имел. Не знал, даже как телефон работает, а тут  — предлагать целые системы связи. Много раз по лбу получал. Приходил на предприятия, а мне прямым текстом: «Что за ахинею ты несешь?». Сидел и думал: «Е-мое! Что ж я делаю? У меня внутри — отторжение самого процесса продажи, с того самого ведра картошки. Я торговать не умею и не могу в принципе!».
В принципе — не умеет и не может. А в частности — и может, и продает. Никакого раздвоения личности: прийти к согласию с самим собой Сергееву помогла честность.

— Приходил и говорил: да, я мало что знаю, но готов трудиться, подбирать варианты, находить ресурсы, которые вам нужны. На своем опыте понял прописные истины маркетинга: мы продаем клиенту не какой-то конкретный товар, а удовлетворение его потребностей. С человеком нужно разговаривать о его проблемах и предлагать решения. А не заявляться так, к примеру: «У меня есть ручка. Она хорошая. Купите!»

Первый контракт — модернизация телефонного оборудования «Енисейнефтегаза» — позволил Сергееву получать зарплату аж три месяца. До этого семья (у Сергеевых родился сын) перебивалась как могла. Супруга поняла Анатолия и когда он решил продать квартиру, влезть в долги и выкупить в собственность фирму, генеральным директором которой являлся.

— Через два года «Базис ТМ» стал серьезной компанией — с бухгалтером, сотрудниками, отлаженными связями с предприятиями. Я понял, что вырос из должности наемного работника. Заявил учредителям, что ухожу. Они подумали-подумали и предложили выкупить бизнес. Долги отдавал полтора года. Конечно, было нелегко. Но моя жена — настоящая боевая подруга! А еще поддержка, муза и просто умница и красавица. Кандидат технических наук, между прочим. Причем защищалась уже в положении.
Детство закончилось ребрендингом
Выкупив бизнес, Анатолий не успокоился. Он стал одним из соучредителей компании «Научно-технический центр «СибИТ». Она работала как системный интегратор, «Базис ТМ» — как ориентированная на проекты структура. Летом 2002 года НТЦ «СибИТ» начал предлагать услуги IP-телефонии, став агентом «Сатком-Тел». Спрос был почти ажиотажный, и это направление образовало отдельную компанию — «КрасИнТел».

Через два года общее число сотрудников предприятий превысило 50 человек.

— Стало очевидно: период «зеленого детства» заканчивается, пора переходить от интуитивных действий на рынке к формализованным. Существовало уже 3 юридических лица. И сам бог велел говорить об их объединении в группу компаний. Этой группе нужен был свой стиль: фирменный знак, логотип, слоган, миссия, новое название наконец. Были возможны два варианта: разработать самим или отдать на откуп профессионалам. Я предпочел второй. По рекомендации посмотрел портфолио дизайнера Николая Иваненко. Договорились, что он нам сделает то, что называется модным словом «ребрендинг». От термина «компьютерная компания» изначально всех в дрожь бросало. «Системным интегратором», как именуют себя организации даже из 2-3 человек, называться не хотелось. Пришли к понятию «архитектор решений». В этом словосочетании — принципы работы нашей компании: приходим к клиенту, стараемся разговорить, расположить к себе, выясняем его потребности, а потом уже говорим о том, что можем мы, приводим примеры удачных решений. Своим символом выбрали муравья: он работает в системе, четко и эффективно.
А как родилось новое название?
— В муках. То ли это была моя природная привередливость, то ли желание придраться, но очень долго не могли прийти к единому решению. Знаете, бывает, идешь обувь покупать — и все не так: одни ботинки жмут, из других пальцы торчат Николай предлагал сделать ставку на слова «кибер», «технологии», «бит». Долго обсуждали «бюро информационных технологий» (сокращенно «БИТ»). Пытались придумать совершенно новые имена — с помощью компьютерных программ. Составляли списки благозвучных слов, выбирали из них. Все не то. В результате решили остановиться на «СибИТ» (название одной из уже существующих фирм), добавив к ней «Системс». Понравился некий прозападный оттенок в сочетании со словом «Сибирь»: ведь мы тут для того, чтобы и сюда пришли передовые наработки. В общей сумме на ребрендинг, включая создание сайта, проведение акций, затраты на «сувенирку», фирма потратила 10 процентов от своей годовой прибыли за 2004 г.
Автоматизация плюс контроль
Вложения окупились?

— Да. Новый имидж — одна из составляющих нашего успеха. Без него мы бы не были там, где есть сейчас. Мы начали ощущать себя качественно другой компанией, и люди стали воспринимать нас по-другому. Ведь это был не деревенский стиль, не ширпотреб, а новый уровень. Кроме того, после реструктуризации группа компаний стала выглядеть солиднее, представлять больший интерес для вендоров, дистрибьюторов, партнеров, краевой и городской администраций. Вообще, объединение — общемировая тенденция. Более того, мы наблюдаем, что те компании, которые в свое время не провели реструктуризацию, сегодня столкнулись с проблемами, которые тогда мы ощутили не столь болезненно — в управлении персоналом, планировании, следовании стратегии развития. Наша группа компаний строится по принципу союза юридически самостоятельных лиц с выделенными в головное предприятие обслуживающими процессами. Целесообразность? Простой пример: можно в трех компаниях держать по отделу бухгалтерии, а можно — в одной.

Каким образом были формализованы бизнес-процессы?


— Для начала создали иллюстративную картинку всех процессов, отрегулировали бизнес-роли. Например, раньше у нас продажи не анализировались, не прогнозировались. Как и во многих компаниях, была установка: чем больше, тем лучше. Сейчас мы процессы планируем, расставляем приоритеты, существует категоризация задач и четкий контроль. Мы намерены автоматизировать все виды деятельности: той же 1С уже не хватает. Кому-то покажется лишней вся эта бюрократия, но именно она позволяет построить крепкий скелет компании, на который уже можно наращивать мышцы, не боясь, что косточки переломятся. Другой момент: раньше не было, например, понимания зафиксированного стратегического плана развития. Руководитель периодически вспоминал о существовании неких неформальных установок и тюкал подчиненных. Но когда мысли ложатся на бумагу, сотрудники видят стратегию развития фирмы так, как ее представляет руководитель, происходит согласование целей — личных и компании. И эта схема работает гораздо эффективнее.

А какой вы видите стратегию развития своего предприятия?

— Основная задача — стать лидером в крае и войти в топ-5 по Сибири (пока входим в число 15 крупнейших ИТ-компаний). Это планы на ближайшие 3-5 лет. Из более «земных» целей — конечно, нужен собственный офис. А в штате фирмы необходимы специалисты по всем бизнес-направлениям. Сейчас выполняем обязательства с помощью как своих сотрудников, так и субподрядчиков (другие организации производят монтаж кабельных сетей, а иногда и проектирование). Но имидж компании зависит от того, какое впечатление о себе она создает во внешнем окружении, насколько может управлять своими людьми. Диктовать фирменные стандарты сторонним организациям труднее. Монтажник-подрядчик выпил на объекте бутылку пива — заказчик меняет мнение не о нем, а о твоей фирме.
Правильная бюрократия
IT–рынок — один из самых стремительно развивающихся. Что изменилось в работе компании за 6 лет?

— Рынок, например, электронного документооборота стал более зрелым, другие технологические новинки становятся более востребованными. Глядишь, в ближайшее время будут актуальны и наши наукоемкие наработки в сфере оптимизации разного рода дискретно-непрерывных процессов. Изменилась сегментация дохода: все больше отходим от железного ритейла в пользу программных проектных решений. Сейчас ритейл занимает не более 40 процентов от оборота. Делаем ставку на сопровождение разных систем, аутсорсинг. Запущен процесс создания сервисного центра, аналогов которому пока нет в городе. Понятное дело, конкуренты нас не любят.

А вы их?

— «О конкурентах либо хорошо, либо ничего» — есть такая поговорка, — жестко, но с улыбкой говорит Сергеев. От образа простого деревенского парня остались только «веселые чертики» в глазах.  — Некоторые фирмы не хотят с нами взаимодействовать. Мы — молодая, агрессивно развивающаяся компания, многие воспринимают нас как выскочек

Агрессивно развивающаяся — это как?

— Если узнаем об интересном для нас проекте, можем включиться в борьбу на любом этапе, перетащить его часть на себя. Например, недавно заключили контракт с одним из предприятий Росатома, подвинув в проекте новосибирскую компанию. Мы нашли аргументы: опыт, возможность оказать поддержку в любой момент. Да, жестко. Но честно — никакого черного пиара. По себе знаем, как это неприятно. Помню, один раз приехали на заключение договора, а клиенту о нашей компании  — через третьих лиц — дали нелестные отзывы, сославшись якобы на силовые структуры. Генеральный директор предприятия отреагировал соответствующим образом. Пришлось отмываться всеми силами. В результате заключили контракт не на тех условиях, о которых договаривались — только для того, чтобы доказать клиенту: с нами можно работать. Потом выяснилось, что это были «черные методы» одного из конкурентов.

Ваша компания присутствует и в Новосибирске

— В состав группы компаний «Сиб­ИТSystems» входит фирма «КВОЛИТ», учрежденная в сентябре прошлого года. Для менее болезненного старта на ее базе был открыт розничный магазин. Прошло меньше года — и процент дохода от контрактов с корпоративным сектором в 4 раза превысил доход от розничной торговли. Сейчас на счету розницы всего 20% оборота. Вообще, мы формализуем и в здравом объеме бюрократизируем деятельность как раз с расчетом на то, что в группу компаний будут входить другие фирмы. Так что, четырьмя компаниями «СибИТSystems» не ограничится.
С таким объемом работы и планами вряд ли вы уходите домой в 6
— Ровно в 6 и ухожу, — даже удивляется вопросу Анатолий. — И по выходным не работаю. Лучше я с сыновьями поиграю, с друзьями пообщаюсь, поправлю на даче забор

Вот такой побочный эффект «правильной бюрократии».
Самое читаемое
  • Крах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила ХазинаКрах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила Хазина
  • Опубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в ЕкатеринбургеОпубликованы рендеры нового приемного отделения больницы №40 в Екатеринбурге
  • Иностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяцИностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяц
  • Чиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрдЧиновник, работавший главой регправительства и помощником полпреда, обогатился на 41 млрд
  • «Уходишь ты — уходит и бизнес»: почему Светлана Корабель закрывает юридическое агентство«Уходишь ты — уходит и бизнес»: почему Светлана Корабель закрывает юридическое агентство
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.