Интернет-коммерция: сказка на ночь или уже реальность?

Накрасноярском аукционном сайте 24au.ru в апреле побывали почти 240 тысяч человек. Два года назад, создавая проект интернет-аукциона подержанных вещей, АЛЕКСАНДР ЛИСОВИЧ и ПАВЕЛ ТАСКАЕВ не могли пр

Можно ли уже сегодня зарабатывать в Интернете? На этот вопрос попытались ответить участники дискуссионного клуба «Делового квартала».

Накрасноярском аукционном сайте 24au.ru в апреле побывали почти 240 тысяч человек. Два года назад, создавая проект интернет-аукциона подержанных вещей, АЛЕКСАНДР ЛИСОВИЧ и ПАВЕЛ ТАСКАЕВ не могли представить эту цифру в самых смелых прогнозах. Текущая динамика роста числа пользователей интернет-проекта превысила ожидания его создателей примерно в 10 раз. Проект уже окупился и приносит прибыль. И это не единственный пример удачного бизнеса в Интернете в Красноярске. Гости дискуссионного клуба «ДК», партнером которого стала ВК «Красноярская ярмарка», попытались «по косточкам» разобрать несколько успешных местных интернет-проектов, устроили мозговой штурм на тему «Как продавать через Интернет крупные и дорогие вещи», поработали с возражениями скептиков.

В Интернете — как в Греции: все есть
Разговор начали с блиц-опроса. «Какими вы лично пользуетесь интернет-услугами?» — задал вопрос пришедшим на встречу гостям и экспертам модератор, директор Красноярской ассоциации бизнес-консультантов ДЕНИС ЗЕРНОВ.
ФЕДОР ЛАКЕЕВ, начальник отдела по управлению удаленными каналами обслуживания Восточно-Сибирского банка Сбербанка России: «Я активно пользуюсь электронными сервисами. Уже года три не покупаю билеты через авиакассы. Хожу в интернет-магазины, приобретаю там в основном цифровую технику. Правда, пока предпочтение отдаю московским — из-за цены. По сравнению с нашими традиционными магазинами экономия при покупке через них может составлять около 20%. Кстати, в последнее время начал пользоваться красноярскими интернет-аптеками. Когда зимой случился грипп, было удобно не ходить «за новыми модификациями» вируса, а купить препараты дистанционно. Конечно же, пользуюсь интернет-услугами своего банка. Мобильным банком, например, — сервисом с использованием мобильного телефона, с помощью которого могу оплатить услуги сотовой связи, ЖКХ, заплатить за кредит, не выходя из дома».
ВЕРА НИКИТЕНКО, директор интернет-магазина Tescoma-shop.ru: «Наша семья через Интернет избавлялась от кое-каких ненужных вещей. Кстати, через сайт 24au.ru. Также мы покупали интересную модификацию сотового телефона в иностранном интернет-магазине».
ЮЛИЯ ЗАЛЕТАЕВА, исполнительный директор «ПОЗИТРОНИКИ-Красноярск»: «Я активно покупаю в нете книги. И еще: у меня есть любимый бренд одежды, который я открыла для себя в Америке. Его у нас нет, зная свой размер, я покупаю эту одежду через интернет-магазин».
Также выяснилось, что через Интернет некоторые участники встречи заказывали обеды в офис, покупали аукционные автомобили, туристические путевки, косметику.
Нужны низкие цены
Эксперты, знающие о бизнесе в Интернете не понаслышке, поделились с участниками встречи деталями своих проектов. Вера Никитенко: «В начале красноярский интернет-магазин Tescoma-shop.ru был скорее визитной карточкой розничной сети, своего рода экспериментом. Но в 2009 году мы увидели серьезный рост продаж в Интернете — за год оборот этого направления увеличился в 2,5 раза».
Вера Никитенко добавила, что сейчас красноярский интернет-магазин работает на всю Россию и страны СНГ. «У нас много клиентов в Москве. Доставку осуществляем с помощью курьерских служб. Был у нас заказ даже из Соединенных Штатов. Дочь, находящаяся в Америке, через нас покупала подарок своей маме, живущей в Красноярске».
Денис Зернов: «Верно ли я понимаю, что в рознице компания работает в СФО и представлена несколькими десятками магазинов, однако в Интернете она уже не имеет географических границ сбыта?» Вера Никитенко утвердительно ответила на вопрос модератора и поделилась некоторым опытом преодоления трудностей виртуального сбыта продукции: «Мы очень быстро поняли, что самые серьезные конкуренты для нас — московские интернет-магазины. В итоге мы изменили цены, сделав их более конкурентоспособными на интернет-рынке. Были сомнения, однако сейчас они развеялись. На текущий момент рентабельность интернет-магазина растет и доля виртуальных продаж в обороте компании увеличивается».
В дискуссию вступил директор компании «Re: Цифровой» и интернет-проекта Celler.ru АНДРЕЙ ШЕВЕЛЕВ: «Если говорить о посуде — это низкоконкурентная зона, мы же работаем в зоне совершенной конкуренции — на рынке сотовых телефонов, ноутбуков и других цифровых мобильных устройств. Здесь борьба идет за каждые 200 рублей, и цены мы обновляем ежедневно».
По мнению г-на Шевелева, на высококонкурентном рынке розничной сети иметь интернет-магазин под тем же брендом невыгодно. «Я считаю, если интернет-продажи существуют как приложение к розничному бизнесу, то это ограничивает развитие интернет-коммерции. Ты конкурируешь сам с собой. Однако нашей компании Интернет как канал сбыта интересен, и вот что мы сдела- ли — развели бренды. В нете и в обычной рознице работаем под разными названиями. В офлайне мы «Re: Цифровой», в Интернете — популярный телекоммуникационный красноярский портал Celler.ru. В рамках него развиваем свой интернет-магазин», — рассказал г-н Шевелев.
По его мнению, важным фактором в интернет-торговле является скорость, в том числе скорость доставки товара: «Мы стремимся к тому, чтобы доставлять каждый заказ в течение получаса в любую точку города. Наша стратегия основана на молниеносности доставки. Чтобы добиться результата, мы нанимаем курьеров на спортивных автомобилях и даже компенсируем им штрафы за превышение скорости».
«У меня вопрос: куда Андрей Шевелев сейчас вкладывает свои основные усилия — в офлайн-бизнес или в онлайн?» — обратился к эксперту модератор дискуссии.
«Свою предпринимательскую энергию направляю сейчас в интернет-бизнес», — ответил Андрей Шевелев.
и оригинальные идеи
Александр Лисович: «24au.ru начинался с простой идеи продать свои ненужные вещи через Интернет. В Красноярске не было никакого ресурса, который бы занимался продажей подержанных вещей. По сути, мы осваивали эту нишу с нуля. На старте рассчитывали, что через два года должны выйти на посещаемость в тысячу человек в день. В итоге имеем по 25 тысяч посетителей ежедневно, в апреле зафиксировали 237 139 уникальных пользователей, из них 79% — красноярцы. За три месяца на портале было совершено 19 738 сделок».
По словам Александра Лисовича, 24au.ru окупился за полтора года. «Доход сейчас делится примерно поровну: от пользователей, которые хотят дополнительно прорекламировать выставляемый на продажу товар и от компаний-рекламодателей, которым интересна наша целевая аудитория». По мнению г-на Лисовича, коммерческий успех проекта во многом обязан изначально выбранной бизнес-модели — зарабатывает портал на рекламе, а не на комиссионных сборах от сделок.
Павел Таскаев добавил, что для интернет-проекта, как и для любого другого бизнеса, необходимо продвижение. «Мы старались использовать все возможные рекламные каналы. Сейчас, когда на нас уже хорошо работает сарафанное радио, бюджет на рекламу по-прежнему существует и составляет несколько десятков тысяч рублей», — рассказал г-н Таскаев.
Мощный тормоз — дефицит доверия
Участники дискуссии попросили экспертов описать целевую аудиторию коммерческих интернет-проектов, разделить ее на основные группы. Одна эта просьба поставила в тупик экспертов и обнажила серьезную проблему — интернет-аудитория пока плохо изучена.
«Покупатели в рознице и в Интернете разные. Но пока я не готов четко описать онлайн-клиентов, сейчас мы готовим такое исследование, стараемся детально сегментировать эту аудиторию», — сказал Андрей Шевелев.
КОНСТАНТИН ФИЛИМОНОВ, заместитель директора компании «Коста Белла»: «Есть понимание, что аудитория онлайновая более молодая. Часто говорят, что она платежеспособная — но я готов с этим поспорить. Например, в нете много студентов, платежеспособность которых не очень велика. Никто сейчас не может точно сформулировать, что это за аудитория. И это пока проблема. Самая главная проблема, на мой взгляд».
Руководитель компании Phoenix consulting ВИКТОР ЛЕГАШОВ озвучил другой сдерживающий фактор интернет-коммерции: «У потенциального потребителя существует отсутствие уверенности в своих потребительских правах. Человек в обычном магазине получил чек. Он понимает, у кого купил, с кого спросить. А в Интернете — принесли посылку и все»
Вера Никитенко: «Действительно, в интернет-торговле есть фактор, который не купишь за деньги, — это доверие. Но его надо завоевать. Например, мы обмен товара осуществляем за свой счет. С браком, неликвидом ситуация понятна, но ведь человеку может просто что-то не понравиться в товаре — цвет оказался не таким насыщенным, например. Мы готовы нести дополнительные расходы, чтобы получить лояльность».
Андрей Шевелев рассказал, что в его компании пришли к тому, что интернет-покупателю дают возможность выбора: «Если человек сомневается, мы везем ему несколько образцов, и он выбирает».
«А как в этом случае быть с мебелью, например? Как продавать через Интернет дорогой и сложный товар, плохо поддающийся формализации? Товар, у которого есть эмоциональная составляющая — который хотят посмотреть, пощупать, посидеть в нем или на нем. Интернет эту эмоциональную составляющую заменить не может», — задал вопрос Константин Филимонов.
Эксперты высказали мнение, что в этом случае сайт компании может служить навигатором для потребителя — он даст картинку продукции, сориентирует, где конкретному потребителю будет удобно ее посмотреть и купить. Однако этот ответ не удовлетворил гостя: «Это же исключительно рекламная функция, это не продажа. Эту функцию выполнит и рекламная листовка в почтовом ящике».
АНАСТАСИЯ ПОТЕКИНА, руководитель портала «Финансист»: «Мне кажется, в этом случае надо дать покупателю возможность через Интернет просчитать стоимость товара, побыть виртуальным дизайнером своей будущей мебели, например, чтобы он не тратил три часа на общение с консультантом в салоне. В итоге человек придет уже за готовым товаром. Он должен с помощью Интернета присоединиться к сложному продукту».
Эксперты сошлись на том, что первую дорогостоящую продажу через Интернет сделать очень тяжело. Но вот если человек уже клиент компании, он знает марку, есть доверие и удовлетворенность продуктом, продавать через Интернет ее лояльному клиенту будет уже гораздо проще.
Самое читаемое
  • Трамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНРТрамп рассказал об условиях выгодной для США новой торговой сделки с КНР
  • Евросоюз вводит новые пошлины на аграрный импорт России и БелоруссииЕвросоюз вводит новые пошлины на аграрный импорт России и Белоруссии
  • В «Магните» рассказали о судьбе магазинов в ЕкатеринбургеВ «Магните» рассказали о судьбе магазинов в Екатеринбурге
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.