IT-директора осваивают новые направления
эксперты Владимир Альбрандт руководитель Обособленного подразделения «ИТ-Сервис» «РУСАЛ-Красноярск» Игорь Краснов исполнительный директор группы компаний «КАМИТЕК» Евгений Огородников дир
Набирающая обороты автоматизация бизнес-процессов значительно усилила роль начальников IT-подразделений в управленческой структуре предприятий. Компании вводят у себя должности IT-директоров, полномочия которых уже не ограничиваются техническим сопровождением бизнеса — они активно вовлекаются в решение стратегических задач.
Появление IT-директоров вызвала автоматизация бизнес-процессов
Аналитики поясняют, что нынешние IT-директора «выросли» из начальников отделов программирования и информации, которые появились в красноярских компаниях в 90-е годы. «Вести бухгалтерию и учет товаров в то время уже было трудно без помощи компьютеров. В связи с этим возникла необходимость и в специалистах, которые бы писали нужные программы, занимались закупкой и обслуживанием оргтехники», — говорит руководитель технической службы «Енисейского объединенного банка» СЕРГЕЙ ПЕТРЕНКО.
Штатные единицы IT-директоров на красноярских предприятиях начали появляться сравнительно недавно — 3-5 лет назад. ЕВГЕНИЙ ОГОРОДНИКОВ, директор по корпоративному развитию управляющей компании «Формула Холдинг»: «В компании ЕТК, где я проработал 6 лет, должность IT-директора была утверждена только в 2003 году. Прежде аналогичные функции выполнял начальник отдела биллинга , который подчинялся заместителю генерального директора, курировавшему направления «Финансы» и «Маркетинг».
Юрий Цветков связывает «повышение» начальников отделов до уровня директоров с усилением роли IT-подразделений в структурах компаний, что, в свою очередь, было вызвано активной автоматизацией рабочих процессов и укрупнением предприятий. «Объем инвестиций в IT-направление начал стремительно расти. Компании занялись внедрением различных IT-решений, а также развитием филиальных сетей. В связи с этим мера ответственности начальников информационных отделов вышла за рамки технического обеспечения и обслуживания компаний. Руководству и собственникам бизнеса понадобились люди, компетентные в вопросах автоматизации, способные самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия», — пояснил г-н Цветков.
Специалисты отмечают, что в последнее время круг обязанностей и степень ответственности руководителей IT-отделов в красноярских компаниях значительно увеличились. По словам Юрия Цветкова, сегодня он выполняет задачи, которые изначально не входили в компетенцию начальника информационного отдела. «Например, на мне полностью лежит разработка стратегии информационного развития, участие в разработке общей бизнес-стратегии компании. Кроме того, я координирую работу по стандартизации предприятия по системе менеджмента качества и повышению его капитализации за счет привлечения новых информационных технологий», — рассказывает г-н Цветков. По его словам, IT-директору сегодня необходимо быть в курсе проблем всех отделов компании: транспортного, логистического, кадрового, финансового. «Иначе он просто не справится со своими функциями, поскольку в современной компании IT-директор — консолидирующее звено», — уверен эксперт.
Евгений Огородников добавляет, что руководитель IT-подразделения — это в своем роде внутренний «системный интегратор» компании: «Он должен учесть потребности всех отделов и таким образом подобрать аппаратное и программное обеспечение, чтобы обеспечить работу всей компании в едином информационном пространстве». Как пример г-н Огородников привел внедрение в «Формуле Холдинг» системы SAP: «В дистрибуции определяющим фактором является быстрота и эффективность взаимодействия поставщика и потребителя. Мы «вооружили» своих торговых представителей планшетными компьютерами, имеющими доступ к серверу компании. Благодаря этому они владеют своевременной информацией о ситуации на складе и могут в реальном времени координировать условия договора поставок с потребителем. Это позволило нам значительно оптимизировать работу с клиентами».
Руководитель Обособленного подразделения «ИТ-Сервис» «РУСАЛ-Красноярск» ВЛАДИМИР АЛЬБРАНДТ подчеркивает, что его организация оказывает полную сервисную поддержку информационным ресурсам завода: «Мы отвечаем за обслуживание и ремонт информационно-вычислительных сетей и серверного оборудования, сопровождение и техническую поддержку программных продуктов, ремонт и обслуживание компьютерной техники». Эксперт добавил, что по мере развития информационных технологий любое предприятие начинает напрямую зависеть от работы IT-подразделения. «В ведении IT-отдела находится весь информационный ресурс предприятия, как внешний, так и внутренний: электронная почта, программные продукты, бухгалтерский учет, планирование, деловая переписка и т.д. Можно сказать, что IT-подразделение выступает координатором, связующим звеном работы всех других структур предприятия», — сказал г-н Альбрандт.
Аналитики утверждают, что сегодня начальнику IT-подразделения мало быть высококлассным техническим специалистом: чтобы эффективно исполнять свои обязанности, он должен быть еще и менеджером. Более того, управленческая функция IT-директора постепенно выходит на первый план.
Владимир Альбрандт: «На мой взгляд, идеальный вариант — это сочетание навыков менеджера с опытом работы техническим специалистом. Хотя, безусловно, сейчас есть примеры, когда не технарь, а просто хороший управленец успешно руководит IT-отраслью компании».
Эксперты считают, что расширение функционала, выполняемого сегодня IT-директором, позволяет говорить о введении этой должности в состав среднего или даже высшего руководства компании. Евгений Огородников: «Человек, управляющий IТ-подразделением, как минимум должен быть информирован о миссии и долгосрочной стратегии компании, а в идеале участвовать в ее разработке. Иначе говоря, IT-директор — это либо топ-менеджер, либо управленец среднего звена, напрямую подчиняющийся гендиректору». По словам г-на Огородникова, одна из функций, которую он выполняет в «Формуле Холдинг», — это участие в разработке корпоративной стратегии, философии и подходов к работе с партнерами и клиентами холдинга. «Не обладая представлениями о миссии и позиционировании компании на рынке, выполнение такой задачи невозможно», — утверждает аналитик.
По мнению Юрия Цветкова, в ряде случаев IT-директор по определению должен входить в высшее руководство предприятия. «Например, компания решила внедрить у себя управленческие системы уровня ERP или SAP. Стоимость таких систем может составлять полмиллиона долларов. Чтобы решиться на их внедрение, генеральному директору нужен компетентный советник, который взял бы на себя ответственность и обосновал необходимость данного шага. Кроме того, внедрение таких систем всегда сопровождается риском для бизнеса. То есть компания рискует фактически своим бизнесом. Задача IТ-директора — минимизировать риски от внедрения. Естественно, никто не возложит такую ответственность на руководителя отдела», — поясняет г-н Цветков.
Сергей Петренко считает, что с мнением коллег о введении IT-директоров в состав правления компании можно дискутировать. «IT-департамент — это сервисная структура в любой компании, поэтому я не считаю, что в компетенцию его руководителя входит определение стратегии всего бизнеса. Задача IT-директора — помогать реализовывать идеи «топов», инициировать решения, которые позволили бы достичь наилучшего результата с наименьшими затратами», — уверен г-н Петренко. Свою позицию эксперт подкрепляет тем, что в Красноярске сейчас есть очень мало IT-директоров, которые по крайней мере формально входят в состав руководства своих компаний.
Эксперты признают, что руководители местных компаний недооценивают значение IT-директоров, и связывают это в первую очередь с тем, что их подразделения, как правило, не приносят прямой прибыли. Наоборот, они расходуют средства компании на свое содержание и внедрение тех или иных IT-решений, эффективность которых не всегда очевидна для руководства.
Как говорит Сергей Петренко, IT-департамент в непрофильных компаниях и не должен приносить прибыль. Аналогичного мнения придерживается Евгений Огородников: «Эффективность IT-департамента и, соответственно, его директора определяется работоспособностью и непрерывностью бизнес-процессов, а, самое главное, созданием нормативных документов, регламентирующих деятельность компании». Однако специалисты отмечают, что в идеале IT-департамент может приносить компании и прямой доход, если он ориентирован не только на обслуживание компании, но и оказывает платные услуги на открытом рынке. «Так делают, например, подразделения РАО ЕЭС», — говорит г-н Цветков.
Евгений Огородников: «Опыт, полученный нашим отделом при внедрении системы SAP, также позволяет нам оказывать консалтинговые услуги в этом направлении».
Тем не менее, по словам экспертов, главная задача IT-отделов — это минимизация расходов и оптимизация бизнес-процессов всей компании. Экономический результат этой деятельности не всегда очевиден либо может проявиться только в долгосрочной перспективе, однако рассчитать его можно. По словам Юрия Цветкова, для этого применяются разные способы. «Эффективность работы IT-директора и отдела в целом можно оценить с точки зрения экономии затрат или подсчета простоев. Например, если система работает в режиме «двадцать четыре на семь» (24 часа 7 дней в неделю), то это наивысший показатель эффективности», — считает г-н Цветков.
Аналитики уверены, что с развитием информационных технологий роль IT-директоров в компаниях будет усиливаться. Сергей Петренко: «Я связываю это с дальнейшим повышением уровня автоматизации. Стоимость высококвалифицированного персонала сегодня высока. Так же как и его нехватка. Поэтому компаниям проще автоматизировать какие-то процессы, чем искать профильного сотрудника. Тем самым в организации будет повышаться значение и ответственность IT-директора».
Юрий Цветков полагает, что развитие пойдет по западному образцу. «На Западе IT-директоров называют CIO , они занимаются не только решением вопросов, связанных с IT, но и участвуют в размещении инвестиций компании. Логика здесь проста: в компетенции IT-директора самое финансово затратное направление. Причем он не просто осваивает выделенные бюджеты, а сам определяет, на что пойдут средства, и несет за свои решения ответственность перед советом директоров. Поэтому должность финансового директора и руководителя IT-департамента часто совмещают», — говорит г-н Цветков. По словам эксперта, у нас это уже, по сути, происходит: в крупных компаниях финансовый директор и директор IT-направления работают в тесном взаимодействии и несут одинаковую ответственность за распределение инвестиций.
Евгений Огородников: «Не думаю, что должность IT-директора у нас вытеснит должность финансового директора, однако во многих компаниях они уже вышли на один уровень менеджмента».
эксперты
Владимир Альбрандт
руководитель Обособленного подразделения «ИТ-Сервис» «РУСАЛ-Красноярск»
Игорь Краснов
исполнительный директор группы компаний «КАМИТЕК»
Евгений Огородников
директор по корпоративному развитию управляющей компании «Формула Холдинг»
Сергей Петренко
руководитель технической службы «Енисейского объединенного банка»
Юрий Цветков
директор по технологическому развитию государственного предприятия Красноярского края «Губернские аптеки»
Традиционное понимание функций IT-директора как сугубо технического специалиста постепенно уходит в прошлое. Более того, эксперты утверждают, что руководитель IT-подразделения может вовсе не иметь технического образования и при этом эффективно управлять информационной структурой предприятия. «Несколько лет назад победителем профессионального конкурса на звание лучшего руководителя информационной службы в России стал Андрей Дубских, начальник отдела информационных технологий московского Центра внедрения «Протек». По профессии он военный и изначально никакого отношения к сфере IT не имел. Однако это не помешало ему выстроить работу своего подразделения в соответствии со стратегией развития предприятия», — рассказывает директор по технологическому развитию государственного предприятия Красноярского края «Губернские аптеки» ЮРИЙ ЦВЕТКОВ. По его словам, пример г-на Дубских доказывает, что сегодня для IT-директора важнее быть менеджером, чем техническим специалистом.
Появление IT-директоров вызвала автоматизация бизнес-процессов
Аналитики поясняют, что нынешние IT-директора «выросли» из начальников отделов программирования и информации, которые появились в красноярских компаниях в 90-е годы. «Вести бухгалтерию и учет товаров в то время уже было трудно без помощи компьютеров. В связи с этим возникла необходимость и в специалистах, которые бы писали нужные программы, занимались закупкой и обслуживанием оргтехники», — говорит руководитель технической службы «Енисейского объединенного банка» СЕРГЕЙ ПЕТРЕНКО.
Штатные единицы IT-директоров на красноярских предприятиях начали появляться сравнительно недавно — 3-5 лет назад. ЕВГЕНИЙ ОГОРОДНИКОВ, директор по корпоративному развитию управляющей компании «Формула Холдинг»: «В компании ЕТК, где я проработал 6 лет, должность IT-директора была утверждена только в 2003 году. Прежде аналогичные функции выполнял начальник отдела биллинга , который подчинялся заместителю генерального директора, курировавшему направления «Финансы» и «Маркетинг».
Юрий Цветков связывает «повышение» начальников отделов до уровня директоров с усилением роли IT-подразделений в структурах компаний, что, в свою очередь, было вызвано активной автоматизацией рабочих процессов и укрупнением предприятий. «Объем инвестиций в IT-направление начал стремительно расти. Компании занялись внедрением различных IT-решений, а также развитием филиальных сетей. В связи с этим мера ответственности начальников информационных отделов вышла за рамки технического обеспечения и обслуживания компаний. Руководству и собственникам бизнеса понадобились люди, компетентные в вопросах автоматизации, способные самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия», — пояснил г-н Цветков.
IT-подразделение контролирует работу всей компании
Специалисты отмечают, что в последнее время круг обязанностей и степень ответственности руководителей IT-отделов в красноярских компаниях значительно увеличились. По словам Юрия Цветкова, сегодня он выполняет задачи, которые изначально не входили в компетенцию начальника информационного отдела. «Например, на мне полностью лежит разработка стратегии информационного развития, участие в разработке общей бизнес-стратегии компании. Кроме того, я координирую работу по стандартизации предприятия по системе менеджмента качества и повышению его капитализации за счет привлечения новых информационных технологий», — рассказывает г-н Цветков. По его словам, IT-директору сегодня необходимо быть в курсе проблем всех отделов компании: транспортного, логистического, кадрового, финансового. «Иначе он просто не справится со своими функциями, поскольку в современной компании IT-директор — консолидирующее звено», — уверен эксперт.
Евгений Огородников добавляет, что руководитель IT-подразделения — это в своем роде внутренний «системный интегратор» компании: «Он должен учесть потребности всех отделов и таким образом подобрать аппаратное и программное обеспечение, чтобы обеспечить работу всей компании в едином информационном пространстве». Как пример г-н Огородников привел внедрение в «Формуле Холдинг» системы SAP: «В дистрибуции определяющим фактором является быстрота и эффективность взаимодействия поставщика и потребителя. Мы «вооружили» своих торговых представителей планшетными компьютерами, имеющими доступ к серверу компании. Благодаря этому они владеют своевременной информацией о ситуации на складе и могут в реальном времени координировать условия договора поставок с потребителем. Это позволило нам значительно оптимизировать работу с клиентами».
Руководитель Обособленного подразделения «ИТ-Сервис» «РУСАЛ-Красноярск» ВЛАДИМИР АЛЬБРАНДТ подчеркивает, что его организация оказывает полную сервисную поддержку информационным ресурсам завода: «Мы отвечаем за обслуживание и ремонт информационно-вычислительных сетей и серверного оборудования, сопровождение и техническую поддержку программных продуктов, ремонт и обслуживание компьютерной техники». Эксперт добавил, что по мере развития информационных технологий любое предприятие начинает напрямую зависеть от работы IT-подразделения. «В ведении IT-отдела находится весь информационный ресурс предприятия, как внешний, так и внутренний: электронная почта, программные продукты, бухгалтерский учет, планирование, деловая переписка и т.д. Можно сказать, что IT-подразделение выступает координатором, связующим звеном работы всех других структур предприятия», — сказал г-н Альбрандт.
IT-директора «доросли» до уровня топ-менеджмента
Аналитики утверждают, что сегодня начальнику IT-подразделения мало быть высококлассным техническим специалистом: чтобы эффективно исполнять свои обязанности, он должен быть еще и менеджером. Более того, управленческая функция IT-директора постепенно выходит на первый план.
Владимир Альбрандт: «На мой взгляд, идеальный вариант — это сочетание навыков менеджера с опытом работы техническим специалистом. Хотя, безусловно, сейчас есть примеры, когда не технарь, а просто хороший управленец успешно руководит IT-отраслью компании».
Эксперты считают, что расширение функционала, выполняемого сегодня IT-директором, позволяет говорить о введении этой должности в состав среднего или даже высшего руководства компании. Евгений Огородников: «Человек, управляющий IТ-подразделением, как минимум должен быть информирован о миссии и долгосрочной стратегии компании, а в идеале участвовать в ее разработке. Иначе говоря, IT-директор — это либо топ-менеджер, либо управленец среднего звена, напрямую подчиняющийся гендиректору». По словам г-на Огородникова, одна из функций, которую он выполняет в «Формуле Холдинг», — это участие в разработке корпоративной стратегии, философии и подходов к работе с партнерами и клиентами холдинга. «Не обладая представлениями о миссии и позиционировании компании на рынке, выполнение такой задачи невозможно», — утверждает аналитик.
По мнению Юрия Цветкова, в ряде случаев IT-директор по определению должен входить в высшее руководство предприятия. «Например, компания решила внедрить у себя управленческие системы уровня ERP или SAP. Стоимость таких систем может составлять полмиллиона долларов. Чтобы решиться на их внедрение, генеральному директору нужен компетентный советник, который взял бы на себя ответственность и обосновал необходимость данного шага. Кроме того, внедрение таких систем всегда сопровождается риском для бизнеса. То есть компания рискует фактически своим бизнесом. Задача IТ-директора — минимизировать риски от внедрения. Естественно, никто не возложит такую ответственность на руководителя отдела», — поясняет г-н Цветков.
IT-директора могут приносить прямую прибыль компании
Сергей Петренко считает, что с мнением коллег о введении IT-директоров в состав правления компании можно дискутировать. «IT-департамент — это сервисная структура в любой компании, поэтому я не считаю, что в компетенцию его руководителя входит определение стратегии всего бизнеса. Задача IT-директора — помогать реализовывать идеи «топов», инициировать решения, которые позволили бы достичь наилучшего результата с наименьшими затратами», — уверен г-н Петренко. Свою позицию эксперт подкрепляет тем, что в Красноярске сейчас есть очень мало IT-директоров, которые по крайней мере формально входят в состав руководства своих компаний.
Эксперты признают, что руководители местных компаний недооценивают значение IT-директоров, и связывают это в первую очередь с тем, что их подразделения, как правило, не приносят прямой прибыли. Наоборот, они расходуют средства компании на свое содержание и внедрение тех или иных IT-решений, эффективность которых не всегда очевидна для руководства.
Как говорит Сергей Петренко, IT-департамент в непрофильных компаниях и не должен приносить прибыль. Аналогичного мнения придерживается Евгений Огородников: «Эффективность IT-департамента и, соответственно, его директора определяется работоспособностью и непрерывностью бизнес-процессов, а, самое главное, созданием нормативных документов, регламентирующих деятельность компании». Однако специалисты отмечают, что в идеале IT-департамент может приносить компании и прямой доход, если он ориентирован не только на обслуживание компании, но и оказывает платные услуги на открытом рынке. «Так делают, например, подразделения РАО ЕЭС», — говорит г-н Цветков.
Евгений Огородников: «Опыт, полученный нашим отделом при внедрении системы SAP, также позволяет нам оказывать консалтинговые услуги в этом направлении».
Тем не менее, по словам экспертов, главная задача IT-отделов — это минимизация расходов и оптимизация бизнес-процессов всей компании. Экономический результат этой деятельности не всегда очевиден либо может проявиться только в долгосрочной перспективе, однако рассчитать его можно. По словам Юрия Цветкова, для этого применяются разные способы. «Эффективность работы IT-директора и отдела в целом можно оценить с точки зрения экономии затрат или подсчета простоев. Например, если система работает в режиме «двадцать четыре на семь» (24 часа 7 дней в неделю), то это наивысший показатель эффективности», — считает г-н Цветков.
Руководители IT-департаментов теснят финансовых директоров
Аналитики уверены, что с развитием информационных технологий роль IT-директоров в компаниях будет усиливаться. Сергей Петренко: «Я связываю это с дальнейшим повышением уровня автоматизации. Стоимость высококвалифицированного персонала сегодня высока. Так же как и его нехватка. Поэтому компаниям проще автоматизировать какие-то процессы, чем искать профильного сотрудника. Тем самым в организации будет повышаться значение и ответственность IT-директора».
Юрий Цветков полагает, что развитие пойдет по западному образцу. «На Западе IT-директоров называют CIO , они занимаются не только решением вопросов, связанных с IT, но и участвуют в размещении инвестиций компании. Логика здесь проста: в компетенции IT-директора самое финансово затратное направление. Причем он не просто осваивает выделенные бюджеты, а сам определяет, на что пойдут средства, и несет за свои решения ответственность перед советом директоров. Поэтому должность финансового директора и руководителя IT-департамента часто совмещают», — говорит г-н Цветков. По словам эксперта, у нас это уже, по сути, происходит: в крупных компаниях финансовый директор и директор IT-направления работают в тесном взаимодействии и несут одинаковую ответственность за распределение инвестиций.
Евгений Огородников: «Не думаю, что должность IT-директора у нас вытеснит должность финансового директора, однако во многих компаниях они уже вышли на один уровень менеджмента».