Как «Компания Мекон» пробилась на столичный рынок металлоконструкций
Спроизводством металлоконструкций отец и сын Дубовицкие связаны с начала 90-х. Дубовицкий-старший тогда был главным инженером на екатеринбургском заводе «Торгмаш», а его сын Денис, еще школьник, пр
На арендованных у завода «Торгмаш» универсальных металлообрабатывающих станках «меконовцы» начали производить пилотные серии нейтрального оборудования для профессиональной кухни — металлические столы, ванны, полки, тележки, сушки.
Кризис в российской промышленности в первое постсоветское десятилетие привел к тому, что уникальные станки, которых не было в распоряжении Дубовицких, можно было купить за бесценок. «Мы ездили по всяким сомнительным гаражам и покупали профессиональные сварочные аппараты, попавшие туда через несколько рук, — вспоминают они. — Люди не понимали, каким богатством владеют. Мы представляли и покупали, ибо зарубежные аналоги таких станков стоили совсем других денег».
Тогда «Компания Мекон» решила работать через крупных металлоторговцев, тщательно отобрав в качестве дистрибьюторов двоих: «Сталепромышенную компанию» (СПК) и «Стальную компанию». «В итоге мы получили четкие поставки и стабильный сервис. Нам хватает небольшого склада оперативного хранения, так как достаточно одного звонка, чтобы через 12 часов фура с нужным нам металлом была на нашей площадке. Мы готовы за это переплачивать».
В 2004 году Дубовицкие поняли, что для дальнейшего развития необходимо выходить на новый этап: создавать прозрачную компанию с регулярным менеджментом, персоналом «в штате», «белыми» зарплатами, пора создавать имя и работать на укрепление деловой репутации. Так появилось название «Компания Мекон» и само предприятие как самостоятельное юридическое лицо.
«Мекон» обрастал все новыми видами продукции: выставочное оборудование, офисная металлическая мебель, гардеробные шкафы для производственных помещений. Направление медицинского оборудования возникло после заказа от компании, специализирующейся на поставке стоматологических установок и мебели для больниц и частных клиник. «Они пришли к нам и сказали: «Мы покупаем металлическую мебель в Германии, стоит она прилично, везут ее долго, и до Екатеринбурга она доезжает в полуразбитом состоянии. Вы могли бы делать то же самое?» Мы посмотрели, оценили, согласились», — описывает ситуацию Денис Дубовицкий.
Перепробовав различные рыночные области, в компании поняли: пора выделить для себя главные направления и именно в них добиваться лидерских позиций. Во-первых, распылять силы на несколько производств, часть из которых работала на массовом рынке, а другие — с индивидуальными заказчиками, оказалось не совсем эффективно. А во-вторых, продуктовая «всеядность» «Компании Мекон», заявленная в самом начале, с развитием рынка, двинувшегося в сторону специализации, перестала быть актуальной.
В приоритетах остались серийный выпуск нейтрального оборудования для кухни и стеллажные системы.
Не имея возможности конкурировать на изобретениях, а также предлагать продукцию более высокого качества, да еще с нераскрученным именем, «Мекон» был вынужден пробиваться на занятые москвичами рынки другими способами.
Низкая цена была первым аргументом, который заставлял торговцев обратить внимание на нового производителя. Во вторую очередь необходимо было убедить их, что качество продукции «Компании Мекон» на уровне, а сами поставки стабильны. Лучшим доказательством служило собственное производство, куда для всех потенциальных партнеров вход был абсолютно свободным. «Люди привыкли, что в наших условиях подобные вещи делаются на коленке где-нибудь в гаражах. Когда они приезжали к нам и видели наши мощности, отношение менялось сразу. Зачастую требовалось всего несколько дней, чтобы подписать соглашение».
Однако в «Компании Мекон» увидели, что посреднические организации, позволяющие расширить рынок, не всегда эффективны. Свидетельством этого стало прошлогоднее открытие допофиса компании в Перми. За несколько месяцев работы он принес «Компании Мекон» в несколько раз больше заказов, чем ранее все дилеры в этом регионе приносили за год.
«Не пускают в ворота — зайдем через калитку», — решили в компании. Здраво рассудив, что вход в Москву кроется в региональных проектах, которые выполняются с участием столичных инвесторов, в «Компании Мекон» стали искать именно такие объекты. Получить эти заказы регионалам проще из-за сжатых сроков поставок и ценового преимущества. И такой заказ компании вскоре удалось осуществить — недавно она оборудовала стеллажными системами строительные гипермаркеты в Перми и Нефтеюганске, которые строились москвичами. «Заказчики сразу раскрыли перед нами карты, сказав: «Если останемся довольны вашей работой, будем привлекать вас и на другие объекты», — рассказывает Дубовицкий-младший. — Зная это, мы, конечно, постарались выполнить работу лучше обещанного. В итоге теперь у нас в столице есть два объекта. Первый — еще один строительный гипермаркет наших московских партнеров, а второй — логистический центр, который нам предложили оборудовать уже по их рекомендации. На нашем рынке это действительно прецедент — впервые региональная компания будет полностью оборудовать столичный гипермаркет».
Серьезные изменения происходят и в позиционировании. Весной 2007 года в компании решили для каждого из направлений создать свою торговую марку. Под ТМ «Мекон» осталось лишь кухонное оборудование, а для бурно развивающейся стеллажной специализации придумали и зарегистрировали товарный знак «Система». «Мы начинаем продавать стеллажи по всей стране, поэтому нам нужен сильный узнаваемый бренд, а «Мекон» для этих целей не слишком подходящее название, — объясняет Дубовицкий-младший. — К тому же новая торговая марка позволит уберечь сам бренд «Мекон» от размывания».
досье
«Компания Мекон»
создана в 2004 г.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
Производство нейтрального оборудования для профессиональной кухни, стеллажных систем, медицинского оборудования.
Сбытовая сеть 3 выставочных зала в Екатеринбурге, собственный офис в Перми, 52 дилера в 14 регионах РФ, еще четыре офиса в Уфе, Челябинске, Тюмени и Москве появятся до конца года.
Годовой оборот 192 млн руб.
Количество сотрудников 97.