Как меняется и куда растет Красноярск
Облик Красноярска за последний год претерпел серьезные изменения. С этим соглашаются даже скептики. Одним из драйверов преображения стала Универсиада. Одним, но не единственным.
Эксперты в области градостроительства и благоустройства поделились своими мыслями о том, что изменилось в городе в лучшую сторону, а над чем еще предстоит работать.
Паспорта фасадов начинают работать
Юлия Соловарова, заместитель руководителя управления архитектуры — главный архитектор Красноярска:
— На мой взгляд, в числе особенно важных позитивных изменений, произошедших в 2019 году, очевидный процесс консолидации красноярского архитектурного сообщества. Мы целенаправленно стали аккумулировать профессиональные компетенции в рамках градостроительного совета и архитектурно-планировочной комиссии. Эти структуры работают на регулярной основе и их значимость очень высока. Именно здесь рассматриваются и принимаются решения по большинству городских архитектурных проектов.
Еще одним позитивным моментом стало усиление контроля над размещением наружной рекламы и активизация работы Совета по рекламе. В июне 2019 года Красноярским городским Советом депутатов была одобрена наша инициатива устанавливать на наземных рекламных конструкциях QR-коды, позволяющие с легкостью идентифицировать конструкции и получать достоверную информацию о ее собственнике.
Становится очевидным позитивное влияние паспортов фасадов. Внешний вид зданий улучшается, приводятся в соответствие рекламные и информационные конструкции.
Все большее внимание уделяем развитию общественных пространств Красноярска. Через онлайн-опросы и открытые обсуждения вовлекаем горожан в подготовку концепций благоустройства. По результатам правоприменительной практики совершенствуем нормативную базу: правила благоустройства, архитектурно-художественный регламент, регламент архитектурной подсветки и другое.
Многое еще предстоит сделать. Впереди празднование 400-летия Красноярска. Уже сейчас готовим адресную программу мероприятий по улучшению архитектурного облика города. Главное стремление — соблюсти те высокие стандарты, которые позволяют на качественном и современном уровне преобразить город, сформировать его уникальный, выразительный облик.
Город по-прежнему выходит из себя
Александр Коропачинский, президент Союза строителей Красноярского края, генеральный директор «СМ.СИТИ»:
— Из положительных моментов стоит отметить в первую очередь изменения в работе департамента градостроительства и управления архитектуры. Мне кажется, у администрации города есть стремление сделать работу в сфере градостроительства системной и прозрачной. Чувствуется, что они сейчас работают по определенным технологиям и стандартам, применяют единую трактовку закона для всех игроков. И это, безусловно, радует. Если 5—8 лет мы наблюдали индивидуальный подход к каждому застройщику — в зависимости от его статуса, позиции, опыта работы с исполнителями и руководителями, заслуг и так далее, то сейчас ко всем застройщикам ровное отношение. Результат — ожидаем и прогнозируем. А ожидаемость результата — это один из ключевых показателей качества любого товара, услуги.
Что касается негативной тенденции — к сожалению, не меняется стратегия, связанная с реновацией территорий, находящихся в границах сложившейся застройки. Мы уходим в Солонцы, застраиваем Мясокомбинат… Город разрастается окраинами. А это приводит к серьезным проблемам — в частности, к маятниковой миграции, увеличению затрат на создание и поддержание сетей, общественного транспорта и т. д.
А ведь есть масса мест в центре, где можно провести реновацию территории. Город уже начал работу по сносу старых деревянных двухэтажных домов, сейчас вполне можно взяться за двухэтажные кирпичные здания конца 40-х — начала 50-х годов. Этим могли бы заняться частные инвесторы, но для этого необходимо создать условия. Есть механизм РЗТ, но у нас он развивается слабо. Есть еще один механизм, два года назад прописанный в градостроительном кодексе, — речь идет о программе комплексного устойчивого развития территорий. Но я не вижу, чтобы город активно двигался в этом направлении. Справедливости ради отмечу: для такой работы необходимо внесение изменений в генплан города. Они назрели давно. Но у города для этой работы просто нет средств. Речь идет о сумме в 50 млн рублей. Здесь нужна чья-то помощь — наверное, края.
Новая застройка повторяет старые ошибки
Антон Шаталов, управляющий партнер компании «Проектдевелопмент»:
— Безусловно, Универсиада помогла Красноярску посмотреть на себя со стороны. Студенческие игры стали импульсом, который подтолкнул власть взглянуть на город по-новому. И речь здесь идет не только о благоустройстве, а о банальной чистоте. Меньше мусорить, больше убираться. Город в этом смысле совершил вполне заметный скачок: на улицах стало в разы больше уборочной техники. Это, конечно, не совсем архитектурные изменения, но на восприятие города влияют не меньше. Уровень, качество и подходы к благоустройству общественных пространств тоже изменились. Нельзя сказать, что это заслуга только Универсиады — это в том числе работа новой команды городской администрации и правительства региона. Красноярск следует общероссийскому тренду на благоустройство. Мы видим, как изменилась столица, как изменилась Казань и другие города. Они становятся современнее, безопаснее, дружелюбнее, и в них действительно хочется жить. По вечерам я стал намного чаще гулять по центру города. Сейчас хочется гулять по Красноярску!
Еще один заметный плюс — повысилась доступность рекреационных зон: появился парк «Гремячая грива» и другие парки, поменьше. Сейчас в них действительно много людей, и, думаю, тренд на появление таких пространств будет нарастать.
Что касается архитектуры, то тут знаковых событий, к сожалению, не произошло, и даже Универсиада не смогла подарить нам объекты уровня нашего Центрального стадиона. Новые объекты появились, они выполняют свою функцию, но большими архитектурными событиями их назвать нельзя. Могу отметить появление кластеров «Сопка» и «Радуга». Конечно, мы хотели получить объекты более выразительные и яркие, как, например, в олимпийском парке в Мюнхене или Лондоне. В любом случае, это важные и нужные Красноярску объекты, как и две ледовые арены. Лично у меня как у архитектора к ним есть определенные претензии, но сам факт появления таких объектов в городе — значимое событие.
Строительство Николаевского моста и «Платинум арены» положило начало целому жилому району «Тихие зори». Но в реализации этого проекта я вижу повторение тех же ошибок, что были совершены при возведении жилого района «Белые росы». Помимо невыразительного силуэта, функционального, архитектурного и пространственного однообразия его проблема — отсутствие структуры. Пространства не дифференцированы, в районе отсутствуют классические улицы с активным фасадом, нет и дворов. Просто огромное проницаемое гиперпространство, не структурированное и не упорядоченное. Масштаб застройки района нечеловеческий. При этом плотность застройки может оставаться довольно высокой, ведь этот район хорошо обеспечен инфраструктурой.
К сожалению, проблемных районов у нас не один и не два. Если планировочное решение не изменится, «Тихие зори» обречены стать проблемными. А ведь пред нами ценнейшая земля у воды, шикарные виды на горы, реку, освещенный солнцем левый берег. Плотная застройка, обеспеченная соответствующей инфраструктурой, — это совсем неплохо. Плохо, когда высокая плотность допускается на окраине города — это ведет к маятниковой миграции и снижению эффективности общегородских технологических процессов. Но это уже претензия не к архитекторам — тут проблема в правилах землепользования и застройки Красноярка, которые позволяют, например, в Солнечном и на Мясокомбинате строить высокоплотные, не обеспеченные подобающей инфраструктурой микрорайоны. Этого нельзя было допускать в принципе. Увы, мы, профессиональное сообщество, во время принятия генплана отстоять свою точку зрения не смогли.
При этом центральное ядро у нас недоуплотнено. Район Качи, Николаевки, Покровки, Шахтеров, Аэровокзальной, бывших производственных площадок по соседству с полосой отвода железнодорожного кольца имеет большой потенциал. Здесь вовсе необязательно строить высотные дома.
Плотность — это количество человек на гектар, а не высота домов. Главное, чтобы появлялись улицы, скверы, парки и набережные — адекватные и современные территории общего пользования. Тогда город будет связным и гармоничным. При этом людям не нужны большие парки у дома. У нас есть остров Отдыха, Татышев, «Гремячая грива» и Столбы. То есть парки городского значения, куда люди едут на машине. Горожанам не хватает нормальных благоустроенных клочков зелени, закрытых от машин, в шаговой доступности от дома или работы. Они могут быть компактными, гектар-полтора. Места, куда можно пойти с коляской, почитать книжку под деревом. И желательно не такой парк, как разбили между Копылова и Красной Армии. Визуально приятно на этот парк смотреть из окна, но гулять там между двух магистралей не очень комфортно.
Генплан требует десятки тысяч изменений
Вячеслав Дюков, председатель комиссии по градостроительству и дорожно-транспортной инфраструктуре городского Совета Красноярска:
— Из позитивных трендов отмечу следующее. Обозначился уклон к изменению подхода к освоению территорий города на комплексный, с четким пониманием не только факта наличия на участке в будущем социальной, транспортной, зеленой инфраструктуры и других норм комфортного проживания людей, но и пониманием сроков, источников финансирования и очередности ее формирования. Как пример — отправка на доработку концепции застройки микрорайона «Тихие зори» на краевом градостроительном Совете. Или отправка на доработку «Проекта планировки и межевания 3-го микрорайона в Солнечном» постоянной комиссией по градостроительству Горсовета, а также комиссией по проведению публичных слушаний по этому вопросу с одновременным возбуждением вопроса об отзыве разрешения на строительство многоэтажных жилых домов на земельном участке № 21 того же 3-го микрорайона и рассмотрения вопроса о строительстве за счет этого участка дополнительной транспортной доступности, приличного объема подземных парковочных мест и зеленой зоны в виде сквера. Надеюсь, что эта тенденция продолжится при освоении земельного участка на ул. 8 Марта, где в приоритете должно быть строительство школы и детского сада, снос ветхого жилья, а потом уже жилищное строительство; освоении территории при застройке других микрорайонов: Солнечного, ул. Стасовой, Николаевки и других.
Неплохие наметки по формированию в городе цивилизованного и выгодного для городского бюджета рынка рекламы. Подходит к окончанию разработка концепции по организации размещения и работы временных сооружений.
Из негативного — продолжение истории с генеральным планом города, требующим уже не один десяток тысяч исправлений, что уже приводит к массе судебных исков не в пользу мэрии и реально тормозит процесс его развития. По-прежнему на это нет бюджетных средств. Не принят до сих пор проект планировки и межевания территории левобережья. Необходимы назревшие изменения в местные нормативы градостроительного проектирования, особенно в части реконструкции социальных объектов (школ и детских садов) и обеспеченности жителей парковочными местами.
Из минусов также отмечу уменьшение финансирования по программе «Формирование комфортной городской среды». Нехватка средств на содержание в надлежащем виде созданных объектов спортивной инфраструктуры, зон благоустройства, всего наведенного порядка к Универсиаде может привести к их утрате или значительному ухудшению. Не радуют и ежегодные потери площади зеленого каркаса города.
Подготовила Татьяна Шокарева