Как рос красноярский "ютуб"
Проект krasview.ru задумывался для повышения лояльности абонентов провайдера «Краслан». Красноярским «ютубом» с миллионом пользователей в месяц он стал после того, как его выкупили разработчики.
Фактически видеохостинг krasview.ru существует с 2009 г. Cервис был разработан и запущен группой программистов компании «Краслан». Евгений Яшметов возглавлял проект и развивал его как внутренний ресурс компании. Но в 2011 г. красноярского провайдера приобрел «Ростелеком». Тогда создатели кrasview.ru выкупили его и открыли собственную фирму — «Инфон». Сейчас портал входит в десятку самых посещаемых в Красноярске.
— «Ростелекому» не был интересен наш проект. А нам было жалко бросать то, над чем мы долго трудились, вкладывались морально и физически. Мы объединились — четверо бывших работников «Краслан» — выкупили проект вместе с «железом». Но на тот момент krasview.ru не приносил никаких денег, перед нами стояла задача его окупить и сделать прибыльным.
Задача была сложной. Мы столкнулись с рядом проблем: организационных, технических — нужна была серверная с доступом к красноярским пиринговым сетям и широким каналом в интернет. Красноярские компании не были готовы покупать у нас рекламу. Никто не знал о нашем портале.
Я как директор просто перелопатил весь город в поиске рекламодателей. Обошел множество компаний — выхлопа ноль. Нас спасли тизерные сети. Это площадки, куда приходят рекламодатели с бюджетами для интернета, а специалисты, которые эти сети разрабатывают, ищут сайты для размещения. Все это происходит автоматически, но работает и приносит прибыль. Тизерные сети стали нашим первым и основным каналом заработка. Мы и сейчас получаем основной доход от этих сетей.
Параллельно с поиском рекламодателей работали над развитием проекта. Для успеха нужно, чтобы портал был удобным. Начали с того, что написали большой список — что мы хотим видеть на krasview.ru как пользователи.
Исходя из этого, создали новые разделы, поделили их по тематике. Упор сделали на видео и сериалах, они в то время набирали популярность. Все пользователи пытались смотреть видео во «ВКонтакте», а он часто грузил медленно, и многие в поиске альтернативы открывали для себя krasview.ru.
Перемены показали, что мы идем в верном направлении. В 2011-2012 гг. наблюдали линейный рост посещаемости. Мы даже шутили, что когда наберем миллион уникальных пользователей в месяц — напьемся водки. Этого показателя достигли в середине 2012 г. Но никто не напился, мы просто порадовались и, уставшие, разошлись по домам. Сейчас общая ежемесячная аудитория составляет 1,3 млн пользователей.
И мы продолжаем совершенствоваться. Из последних наработок — делаем мобильное приложение Krasview.ru для сотовых и планшетов. До этого создали программу для телевизионных приставок, чтобы люди могли смотреть видео с портала на телевизоре. Около 600 человек этим приложением пользуются. Еще одно новшество — адаптировали все видео Krasview.ru для показа на всех устройствах Applе. Это было не просто реализовать технически, полгода на это потратили. Но в итоге не прогадали. Сейчас примерно 15% аудитории смотрит на «яблочных» устройствах.
Специфика нашего проекта в том, что видеохостинг требует постоянных вложений в техническое оснащение. Пользователи заливают все новое и новое видео. Ежемесячно мы покупаем новое оборудование для хранения данных. Иначе уже через месяц зайдем в тупик. Кроме того, техника должна быть надежной. Однажды у нас случилась крупная поломка — сервер для хранения информации дал сбой, были потеряны терабайты данных. Втроем пытались восстановить потерянное, в серверной практически ночевали. Удалось сохранить архивы только частично, примерно 25%. Остальное возвращали с помощью пользователей, запустили акцию — юзерам, которые заливали больше утерянных клипов и видео, присваивался VIP-статус (скидка на ТВ, отсутствие рекламы и др.). И процесс пошел очень быстро. Очередь на заливку видео была гигантская, и большую часть утраченного мы в итоге восстановили.
Когда у нас стало много трафика не только из Красноярска, но и из других городов России — это стало проблемой. Плата за канал связи была очень высокой. Портал терпел убытки. Решили эту проблему, взяв в аренду кэширующий сервер в Москве. То есть, если человек находится где угодно вне красноярского пирринга, то он получает поток с нашего сайта, но при этом это видео попадает на кэширующий сервер в Москве и сохраняется там. Следующий пользователь, который смотрит это видео, получает его из Москвы. Таким образом, Красноярск из цепочки выпадает, мы стали меньше платить за канал провайдерам. Были у нас планы и по дальнейшему расширению — ставить кэширующие сервера в крупных городах России. Посчитали и решили, что пока еще рано. Сейчас мы можем выдержать нагрузку до 5 млн пользователей в месяц. А дальше нужна кардинальная модернизация.
Пока мы не конкуренты Youtube и Rutube. Мы слишком малы для таких монстров. Но в Красноярске у нас конкуренции нет, и, предполагаю, уже не будет. Были попытки у нескольких компаний запустить видеохостинги, но они провалились. Поэтому мы тут одни, отсюда и планируем расти до федерального уровня.