Как рост валют перекраивает одежный ритейл Красноярска
В 2014 году работа красноярского одежного ритейла заметно усложнилась. Однако закаленные опытом предыдущих кризисов ритейлеры встречают новые форс‑мажоры с «холодной» головой.
Роман Сальников, генеральный директор ГК «Меркато»
Минусы 2014-го: Аренда и товар выросли в цене
— Одежному ритейлу в этом году было достаточно сложно. Разные аспекты работы рынка напрямую зависят от курсов валют — последствия роста стоимости доллара и евро ритейлеры уже почувствовали. Из последствий, с которыми уже работаем,—– аренда, пожалуй, самый больной вопрос. Поскольку договоры с торговыми центрами заключены, как правило, в условных единицах, стоимость аренды в рублевом эквиваленте увеличилась. Ритейлеры не могут нивелировать этот рост за счет собственной маржи, потому что она существенно снизилась. Многое зависит от политики торговых центров — если они идут навстречу, снижая ставки аренды, это помогает пережить сложный период, но, как правило, это краткосрочные договоренности, на 2-3 месяца. Прогнозировать, какими будут правила игры в годовой перспективе, пока невозможно.
Из других последствий, с которыми нам еще предстоит столкнуться, — удорожание товара. На сегодня цены практически не изменились, потому что коллекции были закуплены и оплачены заранее, еще по старому курсу. Все, что придет весной, будет оплачено по новому курсу: думаю, уже можно уверенно говорить, что это будет минимум 60 руб. за один евро, вместо 48 руб. — рост 25%. Насколько будет готов потребитель покупать по новым ценам – большой вопрос. Надо учитывать, что еще в прошлом году мы ощутили падение спроса, в текущем году этот негативный тренд усилился.
Стратегия нашей компании в 2014-м была простой: работать, оценивая происходящее на рынке и в соответствии с этим принимать те или иные решения. В течение года из-за нерентабельности мы закрыли два магазина — Orsay и s.Oliver в «Июне». Сейчас мы сталкиваемся с общей для всех игроков рынка проблемой — новой моделью потребления, когда люди откладывают покупки в ожидании скидок. Такой подход сформировался в результате нескольких последних кризисов: предприниматель закупает товар в расчете на определенные продажи, происходит очередной форс-мажор, и спрос падает. Из-за этого предприниматель вынужден распродавать товар по сниженным ценам, пока вещи не потеряли своей сезонной актуальности. Это сложная ситуация: потребитель ждет скидок, а бизнес перестает зарабатывать. Какое равновесие между потребителем и бизнесом будет найдено, сказать трудно — но в дальнейшей работе рынка это один из ключевых вопросов.
Плюсы 2014-го: Перемены не вызвали паники на рынке
— Если говорить о позитивных моментах этого года… думаю, они, например, в том, что нет той самой слепой боязни за будущее, которая была характерна для 2008 г., когда движение бизнеса практически полностью остановилось. Также позитивный момент в том, что в город пришли новые бренды, строятся новые торговые центры — развитие рынка одежды продолжается.
Все это расширяет перспективы и для предпринимателей, которые получат больше площадок для развития бизнеса, и возможности для покупателей. Сейчас есть понимание, что бизнес будет работать, но изменится — это, безусловно. Несколько предыдущих лет одежный ритейл жил по определенной модели, которая становится неактуальна для текущего момента. Какой будет новая модель, пока никто не знает, ее все ищут. Очевидно, что с рынка уйдут некоторые бренды, их сменят другие. Прошло то время, когда одежный ритейл был высоко маржинальным бизнесом, чтобы остаться на этом рынке сегодня, не стоит делать резких движений. Нужно с максимальным вниманием относиться к тратам, оптимизировать везде, где это только возможно, закрывать нерентабельные проекты. Думаю, понимание нового облика рынка одежного ритейла появится к следующей осени.