Карты, вклады, акции. Как инвестируют финансисты
Как инвестируют те, кто на «ты» с финансами, и работают ли эти подходы в текущих реалиях? Об этом «ДК» поговорил с банкиром, трейдером и страховщиком.
«Покупаю акции не нефтяных экспортеров»
Элвис Марламов,
частный инвестор, директор «Алёнка Капитал»
— Основа моей личной инвестиционной стратегии — ценные бумаги. До наступления новой реальности мой инвестпортфель главным образом состоял из дивидендных ценных бумаг и небольшой позиции в золотодобытчиках. Последние были куплены в расчете на хороший рост производственных показателей на фоне роста цен на золото. В условиях, когда центральные банки всего мира снижают свои ставки практически до 0 %, все пользуются дешевой ликвидностью, а капитал становится все доступнее, золото в представлении очень многих инвесторов, не только консервативных, является защитным инструментом и оплотом надежности. Я лично это мнение не поддерживаю, но ставка на гипотезу о росте акций золотодобывающих компаний оказалась верной. Причина понятна: унция золота в рублях выросла со 100 тыс. рублей до 130–140 тыс., в то время как себестоимость работ осталась практически прежней. Как результат — маржинальность золотодобывающего бизнеса в России резко возросла, а вслед за этим выросла и стоимость акций. Эти активы я в итоге продал с целью реинвестировать полученную прибыль.
Наибольшая же часть моего портфеля была составлена из дивидендных акций компаний. В условиях, когда ставки по вкладам в банках из ТОП-10 составляют в среднем 5,15 %, этот инструмент был очевидной альтернативой, и бумаги постепенно росли. На фоне клубка из разных событий в феврале и марте мои дивидендные акции очень сильно упали, при этом на их перспективы смотрю с позитивом. Тем более Банк России обещает продолжить снижение ставок, чтобы сейчас, в трудный момент, поддержать экономику более доступными кредитами.
Что покупаю сейчас? В первую очередь мне интересны акции не нефтяных экспортеров. В отличие от нефти, которая на каком-то этапе буквально рухнула в пропасть, другие природные ресурсы если и падают, то не так значительно. Цены на уголь, алюминий, медь, никель, палладий, алмазы в долларах снизились в среднем на 10–20 %, но в рублях продемонстрировали рост. Акции этих компаний сильно подешевели вместе со всем рынком — снижение доходило до 40 % от январских пиков, но рублевая выручка экспортеров в будущем вырастет. Соответственно, рынок отреагирует на это, если вдруг рубль не укрепится обратно.
Текущий момент — невероятное окно возможностей. Инвестор не может точно предсказать будущее, но у него есть «машина времени» — возможность заглянуть в прошлое и увидеть, по какому сценарию развивалась ситуация тогда. Мировые кризисы 2001 и 2008 года, кризис 2014-го в России — было трудно угадать саму точку разворота в море пессимизма, но тот, кто решительно действует на панике, в итоге остается в плюсе. Кто-то возразит и скажет, что текущая ситуация уникальна. Этот кризис, безусловно, войдет в историю. Но в сухом остатке все кризисы похожи друг на друга: это паника, сброс рисковых активов, ухудшение настроений и поиск тихих гаваней в виде доллара или недвижимости. Это очень стандартный сценарий, нестандартен лишь триггер. Признаюсь, у меня нет запасного плана на случай, например, если коронавирус будет бушевать три года. Но в своей стратегии я базируюсь на фактах — они говорят, что вирус обуздать можно, а не на страхе. А вот если это ожидание не оправдается, тогда и буду искать план Б.
«Вклад — это ликвидность и компенсация инфляции»
Дмитрий Маевский,
директор территориального управления «Сибирь» ПАО КБ «Восточный»
— Мой выбор как банкира — консервативный подход к инвестированию, главным образом — рублевый банковский вклад. Учитывая текущие ставки, этот инструмент пусть и не показывает высокую доходность, но дает другие важные для меня преимущества. В первую очередь это ликвидность, что выгодно отличает вклад от, к примеру, недвижимости. И возможность сохранить средства и покрыть инфляцию. Приятным бонусом идет набор услуг, который предоставляют банки, — от консьерж-сервиса и бесплатного обслуживания карты до страхования при выезде за рубеж и более выгодного курса валют. Новость о 13-процентном налоге на вклады свыше 1 млн рублей не заставила меня пересмотреть подход. Важно дождаться разъяснений, да и сам налог расцениваю как меру скорее справедливую.
Почему именно рублевый вклад? Уже долгое время российская экономика, рубль в том числе, находится под сильным санкционным давлением. Как финансист и как патриот верю, что обязательно наступит разворот и курс национальной валюты укрепится. Текущий рост курса доллара считаю явлением временным. Совершенно точно сейчас уже поздно вкладываться в эту валюту с целью заработать: мы уже увидели коррекцию, а после окончания карантинного периода курс еще больше снизится.
В текущих реалиях по-новому взглянул на инвестиционные продукты — ранее не рассматривал их, потому что фондовый рынок очевидно был сильно перегрет. Спад рынка интересен как раз возможностью зайти в него по приемлемой «цене», а после того как тот, кто чихнул, выздоровеет, рынок пойдет в рост. Вполне обоснованно ожидать быстрой двух-, трехкратной динамики в периоде одного-трех месяцев. В качестве основного инструмента рассматриваю для себя сбалансированные по рискам структурные ноты.
«Коплю на цели с использованием банковских карт»
Наталия Шеходанова,
независимый страховой эксперт
— «Всегда надо иметь запас денег — рубли, евро, доллары». Так звучало бы краткое резюме моей личной инвестстратегии. Откладывать и накапливать научила бабушка, только она сберегала копеечку на «черный день», а я как человек позитивный мыслю другими категориями и коплю на цели. Для удобства открыла несколько карт в разных банках — это возможность не просто сохранять деньги, но и приумножать их: получать проценты на остаток, кешбэк или бонусы. Часть средств храню в виде наличных — это удобно, если деньги нужны оперативно. Уверена, что возможности для накопления может найти любой человек. Откажитесь от чашки кофе или пачки сигарет — и за месяц сэкономите несколько тысяч.
Инвестирую в недвижимость: несколько лет назад моя семья переехала в частный дом. Расцениваю это как удачный инвестпроект, потому что обслуживание дома в пересчете на площадь обходится дешевле, есть своя большая парковка, теплый гараж и прочее. Вкладываюсь в себя и детей: отдых, здоровье, обучение. Это, конечно, не акции и облигации, однако дивиденды такие инвестиции принесут точно. Как страховщик в качестве инвестинструмента рассматриваю и страховку. Лично у меня есть полисы на разные случаи жизни — в первую очередь они дают защиту и спокойствие. А если страховой случай наступает, ты получаешь компенсацию.
В любой инвестстратегии главное не столько инструменты, сколько гибкость и здравый смысл — новые реалии доказали это как нельзя лучше. К примеру, у меня были накопления на цель, но в текущем моменте пришлось трансформировать эту цель в пользу «подушки безопасности».
Подготовила Наталья Повольнова