Кейсы красноярского бизнеса: Проблемный вопрос
Кадры, волатильность, усиление конкуренции — для главного номера года «ДК» попросил своих ньюсмейкеров обозначить главную проблему на их рынке прямо сейчас и рассказать, как ее можно решить.
Александр Коропачинский, генеральный директор строительной компании «СМ.Сити» — президент Союза строителей Красноярского края
Проблема № 1 на рынке жилищного строительства — низкая финансовая устойчивость основных застройщиков и их подрядчиков. У компаний нет финансового задела — работать приходится «с колес», а потому любые колебания рынка несут риски банкротства. Причины — сверхлиберальное законодательство в период «низкого» рынка (2014–2017) и, как следствие, жесткая конкуренция со стороны компаний-
однодневок.
Инструмент № 1 для решения — ужесточение законодательного регулирования отрасли, что уже сделал 218-ФЗ, и контроль за его исполнением — тогда все окажутся в одинаковых условиях. Однако этот инструмент сработает только в совокупности с финансовой поддержкой добросовестных застройщиков со стороны банков.
Михаил Сенокосов, заместитель управляющего Красноярским отделением Сбербанка по корпоративному бизнесу
Проблема № 1 — чрезмерная волатильность на финансовых рынках: нестабильность курса валют, цен на нефть, рост процентных ставок. Высока вероятность повышения ключевой ставки, поэтому для бизнеса сейчас тревожное и высокорисковое время. Особенно для клиентов, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, а их число в Красноярском крае существенно.
Инструмент № 1 для решения — хеджирование как валютных, так и процентных рисков, которое помогает избегать финансовых потерь при неблагоприятном изменении валютного курса или процентной ставки. Это также упрощает для компаний процесс планирования финансовой деятельности за счет возможности зафиксировать будущее значение этих показателей.
Павел Шамбир, генеральный директор торговой сети «Командор»
Проблема № 1 на рынке продовольственного ритейла — усиление конкуренции, связанное с расширением присутствия в регионе федеральных сетей. Настроение рынка определяет и снижение покупательской способности, вызванное ослаблением рубля.
Инструмент № 1 для решения — в обоих случаях проблему может решить комплекс работающих в одном русле мер. Это участие ритейлеров в закупочных союзах, увеличение доли товаров местного производства в ассортиментной матрице и рост объемов производства и представленности на полках магазинов товаров под собственной торговой маркой.
Сергей Нощик, генеральный директор ГК «СИАЛАВТО»
Проблема № 1 на автомобильном рынке — кадровый дефицит. На сегодня ни одно высшее или даже среднее специальное учебное заведение не готовит специалистов для автобизнеса, плюс демографическая «яма». Кадровый состав по всем направлениям обучаем самостоятельно — это десятки миллионов рублей в год.
Инструмент № 1 для решения — максимальная фокусировка на кадрах. Очень тщательный подбор и отсеивание кандидатов на вакансию и грамотная, нацеленная на серьезный и быстрый результат система обучения.
Татьяна Суетова, директор ЧОУ ДПО БИЗНЕС-ШКОЛА ЛИНК
Проблема № 1 на рынке бизнес-образования — это то, как клиенты подходят к выбору образовательных услуг: ключевой параметр — не качество, а цена и продолжительность программ. Многие хотят сразу все, а потому выбирают дешевые, непродолжительные и нередко не требующие особых усилий образовательные продукты.
Инструмент № 1 для решения — усиление конкуренции на рынке труда, когда качественное дополнительное бизнес-образование будет обязательным критерием при найме, как минимум, топ-менеджеров. Вспомогательный инструмент — серьезная аттестация сотрудников организаций.
Дмитрий Герасимов, генеральный директор центра стоматологии «Астрея»
Проблема № 1 на рынке частной медицины — недостаток квалифицированных кадров. Речь не только о профессиональном уровне врачей, а в первую очередь о недостатке и даже отсутствии навыков коммуникации с пациентом. Казалось бы, частность, но именно из-за нее основным инструментом привлечения пациентов становится демпинг, который тормозит инновационное развитие рынка.
Инструмент № 1 для решения — учить врачей общаться с пациентами и помогать им в этом. К примеру, вводить в работу специальное менеджерское звено, которое не заменит врача, а станет «переводчиком» для доктора и пациента.
Подготовила Наталья Повольнова